Вскрытие упаковки, проверка работы бытовой техники, имеет ли на это право потребитель?

Вскрытие упаковки, проверка работы бытовой техники, имеет ли на это право потребитель?

В Комитет по защите прав потребителей МТИ РК неоднократно обращаются граждане с вопросами «правомерно ли отказывать потребителю распаковку и демонстрацию бытовой техники при его продаже (покупки)? Вскрытие упаковки нарушает товарный вид?»

На этот вопрос ответил Рамазан Баренов – руководитель Управления по формированию госполитики Комитета «Потребитель имеет законное право потребовать на проведение в его присутствии проверку свойств или демонстрацию правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара согласно ст. 13 Закона о ЗПП».

С его слов вышеуказанное требование в обязательном порядке соотносится к бытовой технике. Как правило электробытовые приборы, машины и инструменты, а также другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки проходят предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара; осмотр товара, в частности проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации; при необходимости сборку изделия и его наладку.

По требованию покупателя продавец знакомит его с устройством и действием товаров, демонстрирует в собранном, технически исправном состоянии.

Об этом регламентировано пунктами 131 и 132 Правил внутренней торговли (утвержденных приказом и.о. МНЭ от 27 марта 2015 года № 264), – добавил он.

Касательно вопроса по вскрытию упаковки из-за чего, нарушается товарный вид следует отметить, что к упаковкам имеются свои требования, установленные Техрегламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011).

При изучении правового статуса упаковки бытовой техники следует, что упаковка служит защитой и изделием для хранения товарного вида продукции, что вскрытие упаковки и включение бытовой техники для проверки товара (бытовой техники) потребителем, не влияют на товарный вид и статус употребления бытовой техники, за исключением случая, когда в процессе проверки товар повреждается или обнаруживается заводской брак.

Конечно предпринимателю удобней продать запечатанный в упаковке товар, и лишний раз не вскрывать упаковку каждого товара, при каждом требований. Для этих целей в торговле практикуется демонстрация образца товара, который как правило расположен на витрине отдела продаж, – комментирует Рамазан Ерболулы.

Согласно статье 29 Закона о ЗПП, при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.