Возмещение морального вреда за отказ в возврате товара

Возмещение морального вреда за отказ в возврате товара

Вправе ли продавец отказать потребителю в возврате товара, несоответствующего требованиям технического регламента, если покупка была осуществлена по его просьбе другим лицом?  Имеет ли право потребитель требовать компенсацию морального вреда в данном случае? Все эти вопросы были рассмотрены в судах первой и апелляционной инстанций, в котором в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, участвовал Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по Северо-Казахстанской области.

Гражданин С. обратился в Департамент с обращением в котором просил дать правовую оценку действиям продавца, отказавшего в возврате товаров не соответствующих требованиям безопасности, на основании того, что согласно материалов видеосъемки с камер наблюдения, данные продукты питания были куплены другим человеком. Продавец не принял во внимание, что у гражданина С. имелся в наличии кассовый чек и оплата была осуществлена безналичным расчётом путём списания денежных средств с его платёжной карты.

Департаментом был предоставлен ответ на обращение потребителя, в  котором отмечено, что согласно пункту 15 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон) «потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».  Аналогичное определение термина (понятия) «потребитель» содержится и в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

В указанной ситуации гражданин С. является потребителем – физическим лицом, использующим товар исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, и соответственно обладает всеми правами потребителя, установленными Законом. Отказ продавца в возврате товара, несоответствующего требованиям технического регламента, в данном случае неправомерен.

В ходе судебного заседания представитель Департамента отметила, что законодательством Республики Казахстан установлено право потребителя на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, на приобретение безопасного товара и его надлежащее качество, а также право на обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Также в случае нарушения прав и законных интересов потребитель вправе предъявлять требования по компенсации морального вреда.

Продавцом было нарушено право потребителя на получение информации о товаре, т.к. при продаже его маркировка не соответствовала требованиям ТР ТС 022/2011. Согласно требованиям, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки техническим регламентам, действие которых на нее распространяется.

При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные ТР ТС 022/2011, а также статьи 25 Закона, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).

Также представителем Департамента было отмечено, что продавцом не были выполнены обязанности, установленные Законом. Согласно пункту 1-1 статьи 30 Закона продавец обязан обеспечить обмен или возврат товара, не соответствующего требованиям, установленным техническими регламентами, документами по стандартизации, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар.

На основании Закона потребитель имеет право на возмещение морального вреда. Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных благ и прав. Согласно Закона компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей, может осуществляться судом или субъектами досудебного урегулирования потребительских споров.  При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения убытков (ущерба), причиненных вследствие недостатков товара.

Судом № 2 города Петропавловск было вынесено решение о взыскании с продавца в пользу гражданина С. материального ущерба в размере 1509 тенге и морального вреда в сумме 10000 тенге.

Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда Республики Казахстан решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба продавца – без удовлетворения.