Как потребителю защитить свои права в продовольственном магазине, если ценники не совпадают с ценой на кассе?

Как потребителю защитить свои права в продовольственном магазине, если ценники не совпадают с ценой на кассе?

Нередки случаи, когда в Департамент по защите прав потребителей Актюбинской области поступают обращения потребителей с жалобами на то, что цена продовольственного товара указанная в ценнике, не совпадает с ценой в кассовом чеке.

          По различным причинам стоимость товаров постоянно меняется, но ценники   работники некоторых магазинов забывают менять в торговом зале.

          Цена товара на кассе не должна превышать стоимость, указанную на ценнике, согласно статье 24 Закона РК «О защите прав потребителя» продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

          В случае обнаружения обмана, потребитель вправе потребовать продажи товара по ценнику, если покупка еще не совершена, или же вернуть разницу, если подмена была обнаружена уже после выдачи чека.

          В данном случае рекомендуется зафиксировать факт нарушения в книге отзывов и предложений, сфотографировать ценник, сохранить кассовый чек, подтверждающий факт оплаты продовольственного товара, а также составить в адрес продавца письменную претензию с требованием исполнения прав потребителя.

          Обычно в магазинах предпочитают не доводить дело до обращения граждан до уполномоченного органа и возвращают разницу в стоимости покупателям.

          В случае отказа продавца в исполнении законных требований, указанных потребителем в претензионном письме, можно обратиться в Департамент по защите прав потребителей с заявлением.

          Также, если работники объекта торговли не хотят в добровольном порядке выполнять Ваши законные требования и тем самым нарушают ваши права, для привлечения правонарушителей к ответственности, в зависимости от размера причиненного вам ущерба, можно обратиться с заявлением в органы полиции.

     За обман потребителей предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг,  влекут штраф на физических лиц в размере - 10, на субъектов малого предпринимательства – 20, на субъектов среднего предпринимательства – 30, на субъектов крупного предпринимательства – 50 месячных расчетных показателей.

          При приобретении потребителем некачественных продовольственных товаров вправе предъявить продавцу претензию по качеству товара.

          В соответствии со статьей 15 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) безвозмездного устранения недостатков товара.

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;

4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) - 6) части первой пункта 1 статьи 15 Закона РК «О защите прав потребителей».

           Каждый покупатель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей, информацию о товарах, свободный выбор товаров, надлежащее качество, количество и безопасность товаров.

          На основании санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией»

товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

          Продажа сырых продовольственных товаров (яиц, мяса, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, овощей и других подобных товаров) за одним прилавком совместно с продовольственными товарами, готовыми к употреблению, не допускается.

          К реализации не допускаются овощи и плоды, имеющие признаки недоброкачественности, с нарушением целостности кожуры.

          Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

          По просьбе покупателя при наличии соответствующего автоматизированного оборудования должна быть произведена нарезка сыра, колбасных изделий и копченостей.

          Для проверки покупателем правильности цены товаров и массы в торговом зале на доступном месте должны быть установлено измерительное оборудование.

          Не допускается: нарезка хлеба подсобными рабочими и покупателями, реализация кондитерских изделий без упаковки и взвешивание пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, непосредственно на весах, без упаковочных материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией.

          Установлен запрет на продажу продовольственных товаров, которые не имеют установленных сроков годности или с истекшими сроками годности и документов об оценке (подтверждению) соответствия, подтверждающих их безопасность.

Помните, что не подлежат обмену и возврату  продовольственные товары надлежащего качества.

Департамент по защите прав потребителей Актюбинской области искренне надеется, что данная информация поможет потребителям в случае нарушения их прав при покупке продовольственных товаров.

          Если Ваши потребительские права были нарушены, и Вы самостоятельно не смогли урегулировать вопрос, Вы вправе обратиться в Департамент по защите прав потребителей Актюбинской области.

Для подачи обращения используйте платформы eotinish.kz и e-Tutynushy.kz. Обратиться в Департамент Вы можете и с бумажным обращением. Адрес Департамента: г. Актобе, ул. Маресьева, 89, кабинет 303.
          Также Вы можете получить консультацию от специалистов Департамента в Telegram bot. Телефоны: +7(7132)54-81-26, 54-81-20