Зачем нужны ярлыки (этикетки) на одежде?

Зачем нужны ярлыки (этикетки) на одежде?

Когда мы выбираем пальто или костюм, то самое первое мы обращаем внимание на его этикетку или товарный ярлык.  Какую роль играет небольшой кусочек картона или ткани при обмене или возврате товара?

В Департамент по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области обратился молодой человек, который не был согласен с решением продавца. По его словам, он хотел через несколько дней после совершения покупки обменять зимнюю куртку 48 размера на другой размер, но продавец отказал в выполнении его требований. Потребитель утверждал, что все пришивные ярлыки на куртке на месте и при этом считал, что срезанная им картонная этикетка с маркировкой не влияет на товарный вид куртки.    

 При изучении всех обстоятельств дела было установлено, что действия продавца были правомерны, т.к. потребителем не были соблюдены условия возврата товара надлежащего качества, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан.  При предъявлении потребителем претензии с требованием обмена купленной куртки, продавцом был проведён внешний осмотр данного товара. В результате осмотра были выявлены следы эксплуатации (ношения), о чём свидетельствовали отсутствие этикетки, наличие на капюшоне и рукаве куртки пятен, а на внутренней части воротника множество волос. Все результаты осмотра товара подтверждаются материалами фото- и видеосъёмки и зафиксированы в акте, который был составлен специалистом, который прошел обучение на предмет определения качества и дефектов товара в представительстве производителя данного вида одежды,  –  пояснила руководитель департамента Мияшева Л.И

На основании Закона РК «О защите прав потребителей» покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Закон определяет следующие условия, когда требование покупателя об обмене либо возврате товара надлежащего качества подлежит удовлетворению:

- товар не был в употреблении;

- сохранен товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки товара;

- имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату по указанным основаниям, установлен Законом. 

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»   ТР ТС 017/2011 при  размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.

Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Вместе с тем Межгосударственным стандартом ГОСТ  10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» установлено, что для маркирования готовых изделий должны применяться: товарный ярлык; лента с изображением товарного знака; клеймо; контрольная лента.

Согласно ГОСТ 10581-91  на верхней одежде (пальто, полупальто, пиджаки, жакеты, куртки, накидки, плащи, изделия из меха, дублированных материалов, искусственной кожи, прорезиненных материалов и другие изделия на подкладке) товарный ярлык с маркировкой прикрепляется к петле застёжки полочки, вешалке или низу рукава.  Ленты с изображением товарного знака и контрольные ленты пришиваются на подкладку или в соединительные швы изделия.

Маркировка, нанесённая на товарный ярлык (этикетку) одежды несёт важную для потребителя информацию и может помочь в правильном выборе товара.

Согласно ТР ТС 017/2011 маркировка одежды должна содержать следующую информацию: обязательную информацию о товаре.

- наименование продукции, наименование страны-изготовителя;

- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

- размер изделия;

- состав сырья;

- товарный знак (при наличии);

- единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Евразийского союза;

- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);

- дату изготовления;

- номер партии продукции (при необходимости).

Также в зависимости от вида и назначения одежда из текстильных материалов должна дополнительно содержать информацию о модели, виде и массовой доле (процентном содержании) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия, виде меха и вида его обработки (если одежда из меха), символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Таким образом товарные ярлыки (этикетки, бирки и т.п.) на одежде предназначены не только для её идентификации, но и помогают потребителю в выборе того или иного товара.  Также их наличие может свидетельствовать о новизне изделия, т.е. о том, что вещь является новой и её никто не носил. 

Вместе с тем, потребители не должны злоупотреблять своим правом на обмен или возврат качественного товара.  В настоящее время имеют место ситуации, когда, например,  женщины, купив красивое платье,  идут в нём  на мероприятие (при этом не срезая этикетку). На следующий день, они хотят возвратить товар продавцу апеллируя тем, что платье не подходит им по той или иной причине. Такие факты чаще всего встречаются сейчас в преддверии новогодних корпоративов. В таких ситуациях продавец вправе отказать потребителю в обмене/возврате товара, т.к. товар был в употреблении. При разрешении потребительского спора можно провести проверку (экспертизу) товара на наличие потожировых следов, а также следов косметики и т.п.  

Потребители при предъявлении требований должны соблюдать установленные Законом условия по обмену или возврату товара надлежащего качества, а продавцы обязаны удовлетворять обоснованные требования потребителя, – резюмировала руководитель областного ведомства.  

К сведению граждан:

По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон  «горячей линии» Департамента 8(7152) 52-42-32. Также электронные и письменные  обращения можно направить в адрес Департамента через Единую  информационную систему «e-tutynushy», информационную систему «е-otinish»  e-Gov.kz, а также через АО «Казпочта» или нарочно.

Приём граждан проводится сотрудниками Департамента по адресу: Северо-Казахстанская область, город Петропавловск, улица Парковая, дом 57-В, кабинет 309-310а.