Как презентации товаров недобросовестных продавцов «пускают пыль в глаза» потребителям

Как презентации товаров недобросовестных продавцов «пускают пыль в глаза» потребителям

           В департамент по защите прав потребителей Актюбинской области обратилась пожилая пара, которой недобросовестные продавцы «навязали» массажную накидку в кредит.

          В середине сентября этого года жителя г. Актобе, по мобильному телефону пригласили на презентацию товаров, к которым мол прилагаются и бонусные подарки.

Когда потребитель с женой в назначенное время прибыл на место мероприятия в ресторан, там их ждала красивая презентация, где ее ведущие показали высочайшее качество по навязыванию товара и рассказав о положительных свойствах для здоровья массажной накидки, разыграли лотерею.

    Далее, потребителям объявили об их выигрыше в лотерею и сообщили о полагающейся массажной накидке со скидкой плюс подарки - две подушки, одеяло и озонатор. Потребитель признается, что и сам не заметил, как дал согласие купить данный товар на сумму 548 тыс тг и сообщил, что изначально понимал, что будет выплачивать беспроцентную рассрочку.  

Однако, приехав домой, супружеская пара узнала, что на имя супруга был оформлен кредит. Дочь супружеской пары навела справки в интернете и обнаружила, что рыночная цена товара   намного ниже т.е если брать в кредит на 5 лет, то будут очень большие финансовые затраты. Когда потребители стали звонить продавцам, на их звонки не последовало ответа, в следствии чего потребитель с женой и в сопровождении дочери обратились в Департамент по защите прав потребителей Актюбинской области.

В Департаменте потребителям разъяснили все права, которыми они наделены Законом РК «О защите прав потребителей», а также отметили что потребители имеют право на возврат в установленный законом 14-дневный срок.  

Кроме того, департамент оказал помощь в составлении письменной претензии продавцу для возврата уплаченных за товар денег. В результате работы департамента, поступила обратная связь от продавца. Продавец забрал товар обратно у потребителя и в течение трех дней закрыл кредит.

         Идентичным случаем поделилась еще одна жительница г. Актобе. Ее сестра-пенсионер в середине сентября текущего года, на презентации поспешно купила массажную накидку. Потребителю не дали должным образом ознакомиться с договором купли-продажи, в последствии чего она не поняла его сути. По ее словам, менеджеры по продажам устно сами объяснили содержимое договора и просили подписать.  По приезду домой она узнала, что оформила кредит на 5 лет на сумму 548 тыс тг.  Оплачивать кредит потребителю не позволяет ее финансовое положение. В этой связи она обратилась за правовой помощью в Департамент по защите прав потребителей Актюбинской области по телефону «горячей линии».

 От сотрудника Департамента, в связи с тем, что презентация состоялась в тот же день, потребитель получила разъяснение об обращении в срочном порядке с претензией по возврату товара, так как в соответствии ст.14 Закона РК «О защите прав потребителей» потребители имеют право вернуть товар в течение 14 календарных дней.  Потребитель в сопровождении своей сестры поехали в ресторан, где проводилась презентация и после долгих разбирательств им вернули средства.

Сотрудники Департамента держали с потребителями обратную связь и контролировали ситуацию по решению проблемы. Потребитель сообщает, что делает сделала для себя вывод о крайней важности повышения правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей для защиты собственных прав и законных интересов.

         На основании ст.  42-2 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю), в государственные органы, осуществляющие функции в сфере ЗПП, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов.   

         Стоит отметить, что в области до сих пор продолжаются презентации и продажи массажных накидок по вышеназванной схеме. При этом их контингентом являются пенсионеры. Обращаю внимание граждан области на то, что их потребительские права защищены законом и  в случае нарушения их прав и законных интересов  через суд можно возместить  все понесенные им расходы и моральный вред. А потребители, чьи кредиты были возвращены банком, советую обратиться в банки и получить справку о том, что кредит не оформлен также и другими банками. Как показали судебные разбирательства по массажным накидкам, пенсионеры не знали в каком банке был на них оформлен   кредит, и когда были возвращены денежные средства в один банк, у этого потребителя оказывался кредит в другом банке. На практике, такие факты имели место.

         Главный специалист департамента по защите прав потребителей Актюбинской области Г. Алматбаева представила следующую информацию по жалобам от потребителей области на приобретение массажной накидки.

         - В Департамент с начала 2022 года поступило 19 заявлений о возврате товара, приобретенного в ходе презентации продавцами города Алматы в ресторанах и гостиницах города Актобе и ряда районов, из них 10 обращений поступило в   августе и сентябре месяце этого года.  Большая часть из них-граждане пенсионного возраста.  На сегодняшний день 12 потребителей возвратили в судебном и досудебном порядке денежные средства на сумму 8,9 млн. тенге за приобретенные массажные накидки.

         Потребители, для того чтобы вернуть товар надлежащего качества в течение 14-ти календарных дней   нужно соблюдать   следующие условия:

         - с момента покупки товара должно пройти не более 14 дней;

         -потребитель   не пользовался   товаром;

         -потребитель   купил его у данного продавца (чек, в отсутствие чека подтверждение свидетелей). Также потребителю по закону при покупке товара разрешена фото -, видеосъемка.

         -речь идет о непродовольственном товаре;

         - товар не входит в утвержденный законодательными требованиями перечень, согласно которому товар не может быть возвращен в 14-дневный срок (лекарственное средство и медицинские изделия, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, абонентское устройство сотовой связи).

         В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» местом обмена или возврата товара является место приобретения товара, если иное не предусмотрено договором. Поэтому потребителям следует внимательно ознакомиться с заключенным в ходе приобретения товара договором.  Договор купли-продажи является основанием возникновения обязательственного правоотношения между продавцом и покупателем. Жителям области напоминаем, что   телефон «горячей линии» Департамента 8(7132)-54-81-20, 8(7132)-71-02-53.