ПРАВА ГОСТЯ В РЕСТОРАНЕ

ПРАВА ГОСТЯ В РЕСТОРАНЕ

20 век ознаменовался переходом от традиционной кухни, приготовленной дома, до кухни из ресторанов, кафе и заведений быстрого питания. С этим и пришли новые затруднения у потребителей. Потребители, придя в заведения, могут столкнуться с различным спектром проблем, и, начиная с этого момента, их можно разделить на две категории. Первые это те, которые пытаются доказать вину официантов и персонала, которые испортили потребителю его заказанную еду. Вторые это те, которые будут молчать, заметя в своей тарелке волос.

Так какими же нормами, актами или законами будут регулироваться права потребителей в заведениях?

Во-первых, Гражданским кодексом Республики Казахстан. Во-вторых, законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей»

По словам руководителя Департамента по защите прав потребителей Карагандинской области – Кулагиной Алии Кажикеновной: «Придя в ресторан, потребитель должен понимать, что, заказывая еду, он заключает договор публичного характера, соглашаясь на условия, которые предоставляет и выдвигает ресторан (например, состав блюда, его цена). И так как вы выступаете заказчиком, то вы вправе требовать надлежащего исполнения блюда, которое вы заказали.

По действующим нормам, которые должны соблюдать рестораны, всё меню, а также прейскуранты должны соответствовать определённым требованиям. На них теоретически должны быть отражены - способы приготовления, вес, сведения о составе блюд и их калорийность.

Пример из меню Пицца Моцарелла:

В жизни:

Пицца моцарелла, 1590 тенге

Как должно быть:

Пицца моцарелла, 1590 тенге

Вес: 320 граммов, Состав: Картофель Рогс-мини, зелень свежая микс, сыр пармезан, соль морская, перец черный, сыр моцарелла, яйцо, сухари панировочные, мука пшеничная, зелень, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок), Выход: 138 гр./3 гр./15 гр./1 гр./0,1 гр./10 гр./1 шт./30 гр./40 гр./10 гр./60 гр.

Возьмём пример потребителя, который позвонил к нам в Департамент по защите прав потребителей. Потребитель по приходу в кафе заказал морс из клубники, а ему принесли напиток отдельно с клубникой и со смородиной. В данной ситуации потребитель возмущался и требовал вернуть деньги. Ведь с точки зрения закона он прав. Те же самые требования вы можете выдвигать, если заказанное блюдо испорчено», - говорит руководитель Департамента.

Обратите внимание, что согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей», перечислены права потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества.

  1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) безвозмездного устранения недостатков товара.

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;

4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Муха в супе, нарушение санитарных норм или явный технический брак в приготовлении блюда — все это вполне обоснованные причины отказа от оплаты или требования замены.

«В неблагоприятном случае, если всё же произошло отравление в месте общественного питания, советуем первым делом обратиться к врачу, попросить работника в медицинском учреждении указать в справках, что произошло отравление после посещения ресторана или кафе. После лечения, напишите претензию на данное заведение для того чтобы урегулировать ситуацию без вмешательства суда и отнесите им, сославшись на статью 16, право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги), где указано»,

  1. Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме.
  2. Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет», - советует Алия Кажикеновна.

Если же ответа за ним не последует, то далее вы можете написать заявление в уполномоченные органы, в том числе в территориальный Департамент по защите прав потребителей. После того как вы получите ответ от уполномоченного органа, советуем вам обраться в суд с целью взыскания потерянных денежных средств. Потребители могут направлять свои обращения также через единую информационную систему www.e-tutynushy.kz.