КАК НЕ БЫТЬ ОБМАНУТЫМ ЗАКАЗЫВАЯ МЕБЕЛЬ

КАК НЕ БЫТЬ ОБМАНУТЫМ ЗАКАЗЫВАЯ МЕБЕЛЬ

По итогам заседания Комитета с 20 территориальными департаментами выяснилось, что одним из «камнем преткновения» в сфере бытовых услуг из года в год являются дефекты при изготовлении и ремонте мебели. Как сообщает руководитель Департамента по защите прав потребителей Актюбинской области – Алдашев Жумамурат Ердавлетович: «С начала 2022 года, поступило порядка 27 обращений касательно различных нарушений прав потребителей при покупке и изготовлению мебели».

 На что обращать внимание при покупке мебели и какие права у потребителя при выборе товара?

        «В магазине покупатель имеет право получить у продавца своевременно в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию о предлагаемой к продаже мебели и ее изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора.

         При покупке мебели, независимо от способа ее приобретения, заключается договор в письменном виде, который должен содержать следующие условия:
         - Место нахождения (адрес), фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей;
         - Подробное описание мебели (наименование, артикул, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара);
         - Сроки его исполнения (срок доставки (передачи), изготовления мебели);
         - Порядок оплаты (100% предоплата или частичная);
         - Место доставки мебели, указанное покупателем, а также стоимость доставки;
         - Условия о сборке и установке, их стоимость;
         - Ответственность продавца за нарушение условий договора;
         - Гарантийные обязательства (ремонт мебели).
         Наряду с этими, в договор могут входить другие условия, которые покупатель посчитает необходимым включить в него.


         На деле потребитель может столкнуться с ситуацией, когда продавец избегает подписания договора и ограничивается лишь чеком или иным финансовым документом. Закон это допускает, но отсутствие договора, в котором прописаны все условия его исполнения, может привести к негативным для покупателя последствиям», - говорит Жумамурат Ердавлетович.

         «Если приобретенная мебель не подходит по размеру или к интерьеру помещения, то у потребителя есть право вернуть или обменять товар в течении 14 дней после покупки (доставки), в соответствии со статьей 14 «Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества» Закона РК «О защите прав потребителей» (далее-Закон). Данное требование Закона распространяется и на мебель, приобретенную по описанию в интернет-магазине.

         В этом случае потребитель берет на себя расходы за доставку товара надлежащего качества, согласно статье 30 Закона «О защите прав потребителей».

         Возврат мебели надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и документ, подтверждающий факт и условия покупки. 
         В случае, когда приобретенная мебель оказалась ненадлежащего качества, или не соответствующей описанию, то согласно статье 15 Закона, потребитель вправе потребовать:

       - соразмерного уменьшения покупной цены;

      - безвозмездного устранения недостатков товара;

      - возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;

      - замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

      - замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

      - расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

 

          При возврате потребителю уплаченных за товар денег продавец (изготовитель) не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товара ненадлежащего качества.

За просрочку выполнения требований потребителя об обмене, возврате товаров надлежащего качества, а также требований потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества продавец (изготовитель), допустивший неисполнение требования потребителя, выплачивает потребителю неустойку (штраф, пеню) в размере не менее одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки со дня предъявления претензии до дня удовлетворения требований, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан.

         Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец проводит экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. 

         Если экспертиза установит, что недостатки мебели являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование (например, заменить товар).
         Если экспертиза установит, что недостатки мебели являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.
          Если гарантийный срок не был установлен или уже истек (но с момента покупки не прошло двух лет), то потребитель имеет право предъявить одно из указанных выше требований. Также если потребитель при обращении к продавцу не получил удовлетворения своего требования, то он может за свой счёт провести экспертизу качества данной мебели.
          Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах.

         Рекомендуем приложить к претензии копию чека (квитанции). Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остаётся у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении (или на официальный электронный адрес). 

         Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться с заявлением в Департамент по защите прав потребителей, и в дальнейшем в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов», - подытожил руководитель Департамента.

        Потребители могут направлять свои обращения на блог председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК, а так же через единую информационную систему www.e-tutynushy.kz