QR-КОД: ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

QR-КОД:  ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы во все сферы жизни людей, в том числе в сферу взаиморасчётов. Всемирная организация здравоохранения сделала заявление о том, что деньги могут являться переносчиком коронавирусной инфекции и рекомендовала всем жителям планеты по возможности минимизировать использование наличных средств и перейти на безналичные платежи.

Сегодня многие из нас предпочитают оплачивать услуги и товары безналично. Если раньше приём безналичных платежей осуществлялся с использованием платежных карточек и POS-терминалов, то теперь широко используется ещё один из способов безналичной оплаты через систему быстрых платежей. Чтобы оплатить покупку по графическому QR-коду потребителю достаточно иметь смартфон, в котором установлено мобильное приложение банка.  Но всегда ли возможен такой способ оплаты?

В Департамент по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области поступило обращение, в котором один гражданин просил дать оценку правомерности действий продавца. Потребитель оказался в такой ситуации, когда придя в магазин, он не взял с собой ни банковской карточки, ни кошелька с деньгами. Взяв с витрины бутылку минеральной воды, гражданин решил воспользоваться своим смартфоном и по QR-коду оплатить покупку. Однако продавец отказала в продаже товара, т.к. на данном объекте торговли не было предусмотрено принятие безналичной оплаты таким способом. При этом продавец пояснила, что оплата товара осуществляется наличными деньгами, а безналичные платежи принимаются только с использованием платёжных карточек.

Каждый из нас может оказаться в подобной ситуации. Были ли в данном случае нарушены права потребителя?  Правомерен ли отказ продавца в заключении договора купли-продажи товара? 

В ходе рассмотрения поступившего обращения руководитель Департамента Мияшева Л.И.  разъяснила, что «покупая любой товар в магазине или супермаркете между потребителем и продавцом заключается договор купли-продажи, при этом потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров». 

В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров, обязуется передать покупателю товары, обычно предназначаемые для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.  Договор розничной купли-продажи является публичным.

Нормой статьи 387 ГК РК установлено, что публичным договором розничной купли-продажи признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары не допускается. Т.е. продавец не вправе отказать потребителю в приобретении того или иного товара, который есть в продаже. При необоснованном уклонении продавца от заключения договора купли-продажи потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ему убытков, вызванных отказом заключить договор.

Согласно Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

Обычно, когда мы покупаем товары повседневного спроса (например, хлеб, молоко, колбасу, бутилированную воду, спички, предметы личной гигиены и т.п.), то покупатель обязан уплатить их стоимость без промедления, после передачи ему товара, т.е. в момент заключения договора купли-продажи.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении платежей и переводов денег в Республике Казахстан, а также в процессе функционирования платежных систем и рынка платежных услуг регулируются нормами Закона  Республики Казахстан «О платежах и платежных системах».

Согласно статье 25 данного Закона платежи и (или) переводы денег на территории Республики Казахстан осуществляются как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи).

Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, при осуществлении отдельных видов деятельности обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства) для приема платежей с использованием платежных карточек и (или) прием платежей с использованием системы мгновенных платежей.

Перечень отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек и (или) приема платежей с использованием системы мгновенных платежей, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2021 года № 457. В данный Перечень, например, входят такие виды деятельности как оптовая и розничная торговля;  предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков;  продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт; предоставление услуг гостиницами и т.д.

В рамках рассмотрения обращения гражданина Ж. Северо-Казахстанским филиалом  РГУ «Национальный банк Республики Казахстан»  было предоставлено следующее разъяснение: «Обязанность субьектов предпринимательства, а равно и ответственность за отказ в приёме платежей способом бесконтактной оплаты с помощью графического QR-кода требованиями норм действующего законодательства не предусмотрена, в связи с чем нарушение прав заявителя в данном случае не установлено».

Как пояснила руководитель Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области  Мияшева Л.И.:  «В ситуации с гражданином, изложенной в настоящей статье, продавец вправе был отказать в заключении публичного договора купли-продажи товара, т.к. у продавца отсутствовала возможность принятия безналичного платежа по QR-коду. При этом необходимо отметить, что продавцом не были нарушены требования действующего законодательства, т.к. в магазине оплата товара осуществлялась с использованием наличных денег и на объекте торговли было установлено оборудование (устройство) для приема безналичных платежей с использованием платежных карточек.  

Вместе с тем, потребителям необходимо знать, что статьями 194, 195 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность» за отказ индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в принятии платежей и (или) переводов с использованием платежных карточек, а также отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек».

 

К сведению граждан:

По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон  «горячей линии» Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области 8(7152) 53-42-32. Также электронные и письменные  обращения можно направить в адрес Департамента через Единую  информационную систему e-tutynushy: https://e-tutynushy.kz/main, информационную систему «е-otinish»  e-Gov.kz, а также через АО «Казпочта» или нарочно.

Приём граждан проводится сотрудниками Департамента по адресу: Северо-Казахстанская область, город Петропавловск, улица Парковая, дом 57-В, кабинет 309-310а.