
Более шестисот жителей города Усть-Каменогорска стали счастливыми обладателями квартир в новостройке через «Отбасы банк». Казалось бы, счастью нет предела, многие хозяева — это молодые семьи, но последующие два года превратятся для всех жителей дома в серьёзное испытание.
Виной всему некачественная постройка дома АО «Казахстанская жилищная компания», которая является «дочкой» Национального управляющего холдинга «Байтерек».
Новый дом уже требует капитального ремонта: стены сквозят со всех сторон, температура в комнатах не превышает 12 градусов зимой. Двери картонные, трубопровод проходит в потолке, а стены в подъездах ощутимо бьют током. Во время дождя квартиры затапливает с девятого по первый этаж. Такие условия уже вредят здоровью жителей, и они даже пытались все это чинить собственными усилиями, но последней каплей терпения стало, когда облицовка дома стала сыпаться и угрожать жизням их детей. В любой момент она могла рухнуть на детскую площадку.
Как выяснилось, строительство дома обошлось холдингу в 1 миллиард 600 миллионов тенге. Но, некоторые жители сомневаются в заявленной сумме.
«Мы платим эти деньги за падающие стены. Иней на стенах. Прямо со стен у нас дует. Просто экономили на всём. Взять, например, двери. В описании – деревянные – усиленные, стоили тогда 20 тысяч тенге, а они поставили бумажно-картонные, стоимость которых тогда была три тысячи. 2228 дверей таких. Это уже 31 миллион тенге экономия, себе в карман. И это только с дверей. 16 миллионов ещё на входных дверях. Миллионы на кафельной плитке. Куда все эти деньги делись?» - возмущается Председатель ОСИ, Бахытбек Амренов.
После долгих разбирательств, жители дома в итоге обратились в суд. В поддержку жителей участвовал Департамент по защите прав потребителей ВКО и общественное объединение по защите прав потребителей «Аманат». Процесс затянулся на несколько месяцев и в конечном итоге они выиграли дело, отсудив у национального холдинга на ремонт более 300 миллионов тенге.
«Давно хотелось вот такого дела, потому что проблем в новостройках много, люди приходят с жалобами, но, когда узнают, сколько это волокиты, многие сдаются. Хорошо, что жители Бауыржана Момышулы 14 не отступились и пошли до конца. В ходе рассмотрения этого гражданского дела ответчики по различным пытались уйти от ответственности. Затем они настаивали на том, что пострадал дом, при чём тут жильцы? Мы меняли свои исковые требования, чтобы избежать различных нюансов, но в конечном счёте всё получилось», - рассказала председатель правления общества защиты прав потребителей «Аманат» Гульнар Оразаева.
Руководитель Департамента по защите прав потребителей Восточно-Казахстанской области Канат Женисбекулы, принимавший участие в судебном процессе, рассказывает, что позиция его ведомства, жителей и ОО «ЗПП Аманат» была основана на соответствующем законе.
"В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона о защите прав потребителей, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара. Квартиры и сам дом – это товар, а качество его, ну вы видите. Сам процесс был очень тяжёлый, были большие сомнения в победе. У нас в законе прописано, есть продавец, есть покупатель. Один продал, второй купил. Товар оказался ненадлежащего качества, на этом всё и строили в суде", - сказал руководитель Департамента.
Деньги уже поступили на эскроу-счёт дома, теперь жители смогут позволить капитальный ремонт и обрести уверенность, что они наконец-то будут жить в доме свей мечты.