НЕ ВЕРНЫЙ ЦЕННИК. ЧТО ДЕЛАТЬ?

НЕ ВЕРНЫЙ ЦЕННИК. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Все мы являемся потребители и часто каждый из нас, покупая различные товары, сталкивается с нарушением своих прав. Например, в настоящее время в  супермаркетах, которые реализуют населению пищевую продукцию,  наболее распространенный вид нарушения – это  продажа товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, выставленного на витрине торгового объекта.  

Что нужно знать и какие действия необходимо предпринять в данной ситуации потребителю для защиты своих нарушенных прав? Можно ли привлечь продавца к ответственности за нарушение Закона? Поделилась руководитель Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области – Мияшева Лазым Исмагуловна.

 

«В каждом супермаркете товар, с указанием его цены, выставляется на витрине. Согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан, выставление  товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и так далее) в месте их продажи признается публичной офертой. То есть, публичная оферта – это адресованное неопределенному кругу лиц – покупателям,  предложение продавца заключить договор купли-продажи с любым, кто отзовётся. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Если потребитель столкнулся с ситуацией, когда стоимость товара, указанная на ценнике, гораздо ниже цены данного товара, указанной в кассовом чеке, то потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и требовать возврата уплаченных за товар денежных средств или же предъявить продавцу требование о продаже товара по цене, указанной на ценнике. 

Необходимо отметить, что в данной ситуации продавец нарушает законодательство Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности и о защите прав потребителей, а Закон стоит на стороне потребителя и защищает его права.

На основании статьи 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» предоставление продавцу возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор относятся к условиям, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора. Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом в связи с использованием последним преимуществ своего положения.

Для начала, потребителю необходимо обратиться к представителю администрации объекта торговли и сообщить ему о данном факте. Скорее всего, администратор/менеджер будет пояснять, что поступила очередная/новая партия товара, цена на него  уже другая и сотрудники супермаркета  просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена товара заносится при его поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая. Возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а обычная халатность персонала. Но потребителя это не должно волновать по следующим причинам:

  • на основании статьи 10 Закона потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре. Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
  • в соответствии со статьей 24 Закона продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

Напомните администрации объекта торговли все вышеуказанные нормы законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и потребуйте немедленно устранить нарушение» - говорит руководитель Департамента.

 

Но что же делать, если продавец категорически отказывается выполнить Ваше устное законное требование о продаже Вам товара по цене, указанной на ценнике?

 

По словам Лазым Исмагуловны: «В таких случаях нужно обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой необходимо подробно указать, что Вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена указана в кассовом чеке. Также необходимо указать свои требования о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченных за товар денежных средств или о продаже товара по цене, указанной на ценнике, с возвратом разницы в ценах.  В качестве доказательства необходимо провести фото - или видеосъёмку витрины с ценником товара (с добавкой в кадр даты и времени съемки) и кассового чека. Данная претензия вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес ранее был указан продавцом.

Следует отметить, что право потребителя, обратиться к продавцу  с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара в добровольном порядке установлено статьей 42-4 Закона, а  также согласно статье 24 Закона продавцу (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан) запрещено ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки.

В соответствии с Законом продавец обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с его требованиями в течение 10  календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.

Если по истечению установленного срока продавец письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред) вследствие недостатков товара, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в местный исполнительный орган - акимат и территориальный Департамент по защите прав потребителей для оказания ему помощи в восстановлении   нарушенных прав и принятия в отношении продавца мер административного взыскания.   

 

В соответствии со статьей 193 (частями четвертой и пятой) Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за реализацию  на территории Республики Казахстан товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, выставленного во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта. Рассматривать такие дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе аким области, города республиканского значения и столицы, района (города республиканского, областного значения и столицы) и его заместители. За совершение таких противоправных действий на продавца налагается административное взыскание в виде штрафа в размере от 6 МРП до 30 МРП, в зависмости от категории субъекта предпринимательства. Если же продавец совершает такие действия повторно в течение года после наложения административного взыскания, то сумма штрафа значительно возрастает и составляет от 65 МРП до 200 МРП, в зависмости от категории субъекта предпринимательства.

Также в соответствии со статьей 190, частями пятой и шестой КРКоАП предусмотрена административная ответственность за неисполнение продавцом, изготовителем, исполнителем обязанностей по представлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок, установленный законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей. Рассматривать такие дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей, его заместители, руководители территориальных подразделений и их заместители. На продавца  за непредоставление письменного ответа на претензию налагается административное взыскание в виде предупреждения. При повторном, совершении таких противоправных действий в течение года после наложения административного взыскания, на продавца налагается административное взыскание в виде штрафа в размере от 10 МРП до 50 МРП, в зависмости от категории субъекта предпринимательства».  

 

К сведению граждан:

По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области 8(7152) 53-42-32. Также электронные и письменные  обращения можно направить в адрес Департамента через Единую  информационную систему «e-tutynushy», информационную систему «е-otinish»  e-Gov.kz, а также через почту или нарочно.

Приём граждан проводится сотрудниками Департамента по адресу: Северо-Казахстанская область, город Петропавловск, улица Парковая, дом 57-В, кабинет 309-310 а.