НЕСМОТРЯ ЗУБОВ ВО РТУ, ЛОШАДЕЙ НЕ ПОКУПАЮТ

НЕСМОТРЯ ЗУБОВ ВО РТУ, ЛОШАДЕЙ НЕ ПОКУПАЮТ

В течении 2021 года во всём мире наблюдались проблемы с доступностью новых автомобилей. Основная возможная причина кроется как в логистических проблемах, так и в глобальном дефиците полупроводников, из-за которого автопроизводители регулярно останавливали и продолжают останавливать заводы. Естественно, Казахстана все эти сложности тоже коснулись.

Популярных моделей в наличии не сыскать, а те, что появлялись, дилеры спешили продавать с существенной наценкой в виде допоборудования. При этом заказанные новые авто едут в страну месяцами. Автобизнес в Казахстане продолжает перестраиваться, внедряя все более разные продукты. На сегодня в автосалонах наряду с новыми автомобилями можно купить и авто бывшего в употреблении. В связи с этим потребителям необходимо быть всегда осторожным.

С подобными ситуациями и примерами из жизней потребителей поделился Тилегенов Алибек Балыкбаевич, являющийся руководителем Департамента по защите прав потребителей города Шымкент.

 

 «Например, потребитель С. в сентябре 2021 приобрел автотранспортное средство марки Хюндай Акцент 2021 года выпуска, в известном автоцентре, ездил и даже не подозревал, что некоторые части купленной новой автомашины, были перекрашены. В декабре месяце только обнаружил, что автомашина перекрашена и обратился в автосалон. Сотрудники автосалона признают дефект и ссылаются на заводской брак. Потребитель написал претензии на автосалон, однако руководство центра удовлетворить требования потребителя на замен или возврат средств отказались. Потребитель обратился в Департамент по защите прав потребителей. После чего, потребителю заменили на новое авто.

Другой случай произошел с потребителем М., он приобрел в мае 2022 года новую автомашину марки Шевролет Кобальт 2022 года выпуска, в крупном автосалоне города. После совершения купли-продажи, во время регистрации авто в ЦОНе, потребитель обратил внимание на тот факт, что вин код авто не соответствует с тем вин кодом авто, который он осмотрел и протестировал. Однако, менеджеры по продаже объяснили, что произошла техническая ошибка и уверяли его, что автомобили все одинаковые, новые и без дефектов. Доверившись словам сотрудников автосалона, потребитель не стал требовать заменить на тот авто, который лично осмотрел и протестировал.   Однако, через неделю начались проблемы в двигательной части автомобиля.  Сервис центры города, где потребитель проживает, не могут определить причину дефекта и направляют потребителя обратиться в крупный специализированный сервисный центр в другой город. На данный момент, потребитель получил необходимую консультацию у сотрудников Департамента по дальнейшему действию на правовом пространстве», - рассказывает Алибек Балыкбаевич.

 

Что делать и как быть в таких ситуациях?

«Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной политики» были внесены дополнения в Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей». В частности, в действующее законодательство введена новая норма, которая относит транспортные средства, сельскохозяйственную технику, водные и воздушные суда к технически сложным товарам.

В соответствии с пунктом 2-1 статьи 30 Закон РК «О защите прав потребителей» потребители имеют право в случае обнаружения существенного недостатка технически сложного товара и предъявления им требования о расторжении договора и возврате уплаченных за товар денег продавец технически сложного товара и его компонента обязан удовлетворить данное требование в течение трех рабочих дней. А если предъявлено требования о его замене продавец технически сложного товара и его компонента обязан удовлетворить данное требование в течение тридцати рабочих дней.

В настоящее время в отношении технически сложного товара и его компонента потребитель имеет право потребовать замены на товар аналогичной марки. Либо замены на такой же товар другой марки. Также, потребитель может рассмотреть возможность расторжения договора и возврата уплаченных денег, но это только в случае существенного недостатка технически сложного товара. Существенный недостаток технически сложного товара – это неустранимый недостаток или недостаток,  который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, включая время ожидания поставки запасной части, превышающего установленный законом срок или настолько затягивающегося, что для потребителя уже теряется актуальность такого устранения или делает невозможным использование товара по целевому назначению, либо недостаток, который может привести к причинению вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде. Необходимость полной замены двигателя автомобиля можно отнести к существенным недостаткам, это требует больших расходов. Также к существенным недостаткам можно отнести случаи, когда при ремонте, сроки поставки запасной части к автомобилю значительно превысили разумные сроки или сроки, установленные договором.

Если неисправность незначительна, потребитель имеет возможность потребовать безвозмездное устранение недостатков товара, либо соразмерное уменьшение покупной цены с соответствующим перерасчетом разницы. То есть, потребитель не вправе требовать замену автомобиля на другой автомобиль, если требуется замена рулевой рейки или датчика массового расхода воздуха. В таких случаях потребитель вправе только требовать безвозмездного устранения недостатков в рамках гарантийных обязательств или соразмерного уменьшения покупной цены» - разъясняет Алибек Балыкбаевич.