ЧТОБЫ РЕМОНТ НЕ СТАЛ ПРОБЛЕМОЙ

ЧТОБЫ РЕМОНТ НЕ СТАЛ ПРОБЛЕМОЙ

По этому поводу руководитель Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области Л.Мияшева рассказала следующее.

«С приходом тепла традиционно многие из нас начинают планирование домашних ремонтных работ. В настоящее время не составляет большого труда найти индивидуального предпринимателя или фирму, выполняющую  работы по ремонту квартир, а также занимающуюся изготовлением и установкой дверей или  пластиковых окон. Но далеко не все они ответственно относятся к выполнению взятых на себя обязательств. А ведь от качества материала, соблюдения всех правил и технологий выполнения работ зависит не только тепло и комфорт Вашего дома, но и Ваше здоровье.  

Рассмотрим более подробно вопрос планирования и выполнения ремонтных  работ с использованием материалов, которые предлагает исполнитель.

Сегодня множество объявлений о выполнении ремонтных работ можно увидеть в газетах или в социальных сетях.  Чтобы не столкнуться лицом к лицу с недобросовестным предпринимателем или фирмой-однодневкой, необходимо в первую очередь обращать внимание на срок, в течение которого они работают на рынке, и на сколько качественно выполняют свои работы. Выяснить это возможно ознакомившись с отзывами потребителей в социальных сетях или же обратившись к знакомым, у которых данный исполнитель выполнял строительно-ремонтные работы.     

Для того чтобы в будущем избежать ряда проблем, планируя ремонт с привлечением профессионалов, необходимо заключать письменный договор о выполнении ремонтных работ, который является официальным документом, регулирующим отношения между Вами и исполнителем. Договор можно заключить как с юридическим лицом (например, со строительной фирмой), так и с физическим лицом (например, с индивидуальным предпринимателем). В данном документе необходимо прописать весь перечень запланированных работ, начальные и конечные сроки их выполнения, гарантийные обязательства, стоимость работ, порядок их оплаты, а также иные условия (например: сроки завершения отдельных этапов работы, порядок закупки строительных материалов, согласования эскизов дизайна и т.п.).  Также если одна из сторон (потребитель или исполнитель) настаивает на составлении сметы на выполнение работ, предусмотренных договором, то такой документ обязательно должен быть составлен.

Важно знать, что при заключении договора выполнения работ потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о работе, качестве и безопасности материалов, которые будут применяться в ходе  ремонта, а также об исполнителе (изготовителе). 

Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей»  предусмотрено, что если исполнитель, выполняет ремонтные работы с использованием своего материала, то он несёт ответственность за его надлежащее качество. В данных случаях потребитель имеет право требовать предоставления сертификата соответствия или декларации о соответствии, в том числе импортного товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия. Например: эмали, водоэмульсионные краски, шпатлевки, древесностружечные плиты, обои и другие полимерные и полимеросодержащие строительные материалы должны соответствовать требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299.  На основании статьи 25 Закона потребитель вправе потребовать у исполнителя  документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), на материалы, которые будут применяться при выполнении ремонтных работ в Вашем доме.

Планируя ремонт, все мы хотим в итоге получить хорошее качество выполненных работ при низкой его цене. Поэтому,  прежде чем заключать договор необходимо поинтересоваться стоимостью ремонтных работ, в том числе стоимостью материалов. В договоре должна быть указана итоговая цена всего комплекса выполняемых работ.

Перед подписанием договора проверьте, включено ли в договор условие о праве исполнителя повышать стоимость в случае необходимости приобретения дополнительных материалов и выполнения дополнительных работ. Как показывает практика, если такое условие имеется, то, скорее всего, необходимость в таких дополнительных материалах и работах обязательно появиться. Знайте, что исполнитель не вправе требовать оплаты работы и дополнительных расходов, не включенных в смету, если потребитель не дал согласия на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ. Но если всё-таки возникла необходимость превысить смету, исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно смете. Но если исполнитель не предупредил потребителя о превышении сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов.

Вместе с тем, в настоящее время цены на рынке не стабильны и возникают ситуации, когда после заключения договора существенно возрастает стоимость материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены исполнителем.  В таких случаях исполнитель имеет право требовать увеличения установленной сметы, а при отказе потребителя выполнить это требование, он вправе требовать  расторжения договора.

Не редко в объявлениях некоторые исполнители предлагают недорогие материалы и комплектующие, а также бесплатный монтаж изделий. Однако в большинстве своём выполнение работ из дешевых, некачественных материалов без соблюдения отработанных технологий может привести в дальнейшем к проблемам и дополнительным затратам на устранение недостатков.

Сегодня на рынке существует множество различных компаний, ТОО, ИП, которые  продают товары и выполняют работы по завышенной цене. Это не является нарушением прав потребителей, так как действующим законодательством установлено право субъекта частного предпринимательства на самостоятельное установление цены на производимые товары (работы, услуги) за исключением случаев, установленных Предпринимательским кодексом и законами Республики Казахстан. Поэтому знание среднерыночной цены на данный товар (работу, услугу), а также соответствие цены и качества, может значительно повлиять на Ваш выбор и уменьшить расходы на ремонт. 

Не забывайте требовать выдачи документа, подтверждающего оплату работ, материалов – контрольный (товарный) чек, квитанцию к приходному кассовому ордеру, либо иной документ, содержащий сведения об оплате. В случаях возникновения конфликтных ситуаций данный документ может помочь при предъявлении требований о возмещении убытков (вреда).

После заключения договора исполнитель обязан выполнить работу в установленный срок. Конечно же, продолжительность ремонта имеет большое значение, но не доверяйте исполнителям, обещающим выполнить работу   в короткие сроки, поскольку весьма вероятно, что скорость в данном случае может привести к нарушению технологии и определенных строительных норм, а это может повлечь за собой необходимость повторной переделки. В соответствии с Законом в случаях если исполнитель нарушил установленные сроки начала и (или) окончания выполнения работы, то потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. При возникновении таких ситуаций во время расторжения договора исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за уже выполненную работу.

Прежде чем подписывать акт приема-передачи нужно внимательно осмотреть качество выполненных работ. Большинство дефектов и недоделок можно увидеть при первом визуальном осмотре. Это может быть неправильная установка окон и сантехники, трещины и неровности стен, перекос дверей и многое другое.

Если при принятии работы или в ходе ее выполнения либо использования (в течение гарантийного срока или сроков, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан), Вы обнаружили, что в выполненной работе имеются недостатки или она, не соответствует утверждённому плану (эскизу дизайнера), то Вы вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

  • безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе;
  • соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу;
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.

Недостатки работы, обнаруженные в ходе ее выполнения, и недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки не были устранены исполнителем либо если отступления в выполненной работе от условий договора или иные недостатки работы являются существенными и неустранимыми.

Помимо возмещения убытков (реального ущерба), за нарушение сроков начала и окончания выполнения работы, а также за нарушение сроков устранения недостатков работы исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан. Если же исполнитель не выполнил досудебные требования в добровольном порядке, то потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В иске можно потребовать не только материальную компенсацию убытков, неустойки, но и сумму компенсации, которая, по мнению потребителя, обеспечит возмещение причиненного ему морального вреда» - обо всем об этом разъяснила Лазьм Исмагуловна.

 

«По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон  «горячей линии» Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области 8(7152) 53-42-32. Также электронные и письменные  обращения можно направить в адрес Департамента через Единую  информационную систему «e-tutynushy», информационную систему «е-otinish»  e-Gov.kz, а также через АО «Казпочта» или нарочно.

Приём граждан проводится сотрудниками Департамента по адресу: Северо-Казахстанская область, город Петропавловск, улица Парковая, дом 57-В, кабинет 309-310а» - дополнила руководитель департамента