КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПОКУПКУ И НЕ СТАТЬ ОБМАНУТЫМ? СОГЛАШЕНИЕ О ЗАДАТКЕ

КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПОКУПКУ  И НЕ СТАТЬ ОБМАНУТЫМ? СОГЛАШЕНИЕ О ЗАДАТКЕ

Как осуществить покупку и не стать обманутым? На этот вопрос ответила нам руководитель территориального Департамента по защите прав потребителей Павлодарской области  Нурсулу Айтуаровна «Потребители не редко сталкиваются с ситуацией, когда понравилась вещь (платье, сумка и т.д.), но финансовой возможности приобрести этот товар пока нет. В такой ситуации обычно продавец делает заманчивое предложение оставить задаток и выкупить вещь позже, например через неделю. Не всегда продавец, свое предложение сопровождает каким-либо документом, подтверждающим получение от потребителя определенной суммы, дате получения и срока действия договора, т.е. в течении какого времени потребитель может выкупить вещь. Чтобы оградить себя от неприятных обстоятельств Вам необходимо знать, что в соответствии ст. 337 Гражданского Кодекса РК задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне и в обеспечение заключения и исполнения договора либо исполнения иного обязательства. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть заключено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность соглашения о задатке».    

Также руководителем департамента отмечено, что «При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения, наступившей без их вины, задаток должен быть возвращен (ст. 338 Гражданского Кодекса РК).

Если за неисполнение обязательства ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны, а если ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение обязательства, обязана возместить другой стороне убытки с учетом суммы задатка, поскольку в договоре не предусмотрено иное».

        

«Данная норма применяется и в ситуации с выполнением работы и оказании услуги. Например, задаток за проведение мероприятия в ресторане.

Отношения между покупателями и продавцами, поставщиками услуги и исполнителями работ в Казахстане регулируются Гражданским кодексом РК и Законом РК «О защите прав потребителей». В них содержится исчерпывающая информация о правах потребителей, способах их защиты и обязанности продавцов - разъяснила Аубакирова Нурсулу.

         «Вместе с тем, при возникновении вопросов в сфере защиты прав потребителей население Павлодарской области могут обращаться в Департамент для получении консультативно-правовой помощи в рамках «Дня открытых дверей», который проводится каждый четверг, либо по телефону «Горячей линии» 8 (7182) 321822. Департамент находится по адресу: г. Павлодар, ул. Ак. Сатпаева, 136 (408 каб)» – дополнительно отмечено руководителем территориального департамента.