В целом «хорошо», но можно лучше
От салона красоты до жалобы рукой подать
Почти четверть респондентов признались, что их потребительские права нередко нарушались.
Наиболее часто с этой проблемой сталкивались жители г.Алматы - 69,2%, Павлодарской – 43,9% и Костанайской областей – 38,1%.
21% опрошенных заявил, что в сфере предоставления бытовых услуг права потребителей нередко ущемлялись в парикмахерских и косметологических салонах, в мастерских по ремонту технических бытовых машин и приборов - 16%, в отделах по ремонту обуви и одежды - 14,4%.
Среди прочих были указаны негативные стороны сфер ЖКХ, туризма, электронной торговли, финансов, образования, общественного питания, розничной торговли и других.
Преимущественное количество участников опроса оценили ситуацию с соблюдением и защитой прав потребителей в Казахстане «хорошо» – 41,2%. Удовлетворены положением потребителя 34,7% анкетируемых, а 9,7% из числа жителей Алматы, Нур-Султана, Костанайской области дали неудовлетворительную оценку.
Кстати, согласно результатам опроса, большинство респондентов - 65,9% знакомы с Законом РК «О защите прав потребителей», но не применяли его в жизни. Те, кто воспользовался Законом на практике - 21,9%. 12,2% опрошенных, проживающих в Туркестанской, Костанайской, Западно-Казахстанской областях, не знают о существовании такого Закона.
В случае нарушения своих интересов большая часть респондентов обратится в уполномоченный орган по защите прав потребителей – 42,1%. К услугам юристов прибегнут 23,4%, а 12,3% будут решать проблему самостоятельно. 13,1% граждан воспользуются помощью общественной организации по защите прав потребителей. Лишь 7,5% респондентов не будут никуда обращаться, 2,8% пойдут к медиаторам, 6,4% - в суд.
Большинство жителей думают, что омбудсмен и Единая общенациональная ассоциация улучшат ситуацию с защитой прав потребителей в стране – 55,7%. Противоположную точку зрения имеют 14,1%. Необходимо отметить, что более половины опрошенных в Казахстане указала, что назрела необходимость института омбудсмена по защите прав потребителей.