Защита потребительских прав– одна из приоритетных задач государства. На рынке товаров и услуг права казахстанцев нарушаются всё чаще. В 2020 году в Комитет по защите прав потребителей поступило более 20 тысяч жалоб, что в 3,5 раза больше, чем за 2019 год.
В рамках проведения межрегионального 250 млн. тенге, из них более 110 млн. тенге вернули через суд пассажирам авиакомпании Бек Эйр.
В свете данной ситуации министр торговли и интеграции Бахыт Султанов,сказал, что ведомство представляло в суде интересы 1797 граждан.«Комитетом по защите прав потребителей подано 5 исков в отношении Бек Эйрпо вопросам возврата денежных средств за авиабилеты отмененных рейсов авиакомпании.Приняты все необходимые меры, пройдены этапы гражданского судапроизводства, решения по всем искам вступили в законную силу. На сегодняшний день осуществляется исполнение судебных решений судебными исполнителямив соответствии с Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», - подчеркнул министр.
С начала 2021 года ведомством рассмотрено более 6 тысяч обращений, а потребителям возвратили свыше70 млн. тенге.
Растущее недовольство казахстанцев связано в основном с низким качеством сервиса в сферах транспорта, розничной торговли, бытовых и туристских услуг.
«Чтобы защитить интересы граждан, в 2020 году был принят 1-й пакет поправок в Закон «О защите прав потребителей». Он позволил внедрить 3-ступенчатый механизм рассмотрения жалоб. Это значит, что на 1 этапе потребитель вправе самостоятельно обратиться к продавцу и субъектам досудебного регулирования, в частности общественным объединениям потребителей, на 2 этапе – в госорган, на 3 этапе – в суд», - поясняет глава министерства.
Общественные объединения потребителей могут рассматривать потребительский спор в до судебном порядке, а также предъявлять иски в суд в интересах потребителей.
Благодаря изменениям в закон был введен«государственный» контроль, сформирован перечень правозащитников из числа профессионалов.
Законодательные реформы усилили сферу общественного контроля,заинтересовали бизнес отвечать на претензии потребителей «здесь и сейчас».
За 5 месяцев работы посредством информационной системы приёма жалоб потребителей «e-Tutynushy" решены проблемы 153 потребителей.
Эта система функционирует по принципу «одного окна» и позволяет отслеживать претензии в разрезе отраслей, предмета спора, субъектов рассмотрения.
В 2021 году разрабатывается проект концепции ко 2-му пакету поправок в Закон«О защите прав потребителей».Он нацелен наустранение правовых пробелов, нечетких норм, имеющих различное толкование в правоприменительной практике.
Пандемия выявила необходимость совершенствования защиты прав в электронной коммерции. В 2020 году 689 человек пожаловались на действия интернет-магазинов и недобросовестное оказание онлайн-услуг. Благодаря принятым мерам потребителям было возвращено 13,2 млн. тенге.
За пять месяцев 2021 года уже обратилось 556 казахстанцев, которым вернули порядка 7 млн. тенге.
В этой связи проектом концепции предусмотрен раздел по усилению защиты прав потребителей электронной торговли.
«Задача ведомства - обеспечить более активное вовлечение гражданского общества в процесс защиты прав потребителей. Это будет мотивировать предпринимателей повышать качество товаров и услуг, что улучшит правовую и экономическую среду потребительского рынка, а также позволит повысить к 2025 году уровень удовлетворенности потребителей защитой их прав до 80%», - отмечает Бахыт Султанов.
Принятие Концепции предусмотрено в декабре текущего года, а разработка и внесение законопроекта - в 2022 году.