Итоги деятельности Комитета по защите прав потребителей за 9 месяцев 2025 года

Итоги деятельности Комитета по защите прав потребителей за 9 месяцев 2025 года

Общие итоги

За отчётный период (9 месяцев 2025 года) в Комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило 60 324 обращения, что на 40,6% больше, чем за аналогичный период 2024 года (42 907 обращений).
В результате проведённых мероприятий права потребителей защищены на сумму 1,923 млн тенге, что превышает показатель прошлого года (1,364 млн тенге) на 40,9%.

Структура рассмотрения обращений

Из общего количества поступивших обращений:

  • 22 031 (36,5%) — удовлетворено;

  • 20 226 (33,5%) — даны разъяснения;

  • 13 810 (22,9%) — перенаправлены в компетентные органы;

Анализ обращений по отраслям

Проведённый анализ показал, что наибольшее количество жалоб поступает из сфер розничной и электронной торговли, а также бытовых услуг.

Розничная торговля — 25 262 обращения (41,9%).
Рост по сравнению с прошлым годом составил 141,6% (в 2024 году — 17 837 обращений).
Основные жалобы связаны с отказами в обмене и возврате товаров, возврате денежных средств за некачественную продукцию и нарушениями условий договоров.

Электронная торговля — 14 056 обращений (23,3%), рост 148,4% (в 2024 году — 9 473 обращения).
Жалобы в основном касались отсутствия достоверной информации о товаре и продавце, несоответствия товара описанию, отказов интернет-магазинов в возврате товаров и средств.
Наибольшее количество обращений связано с маркетплейсами Wildberries, Ozon, Kaspi Магазин.

Бытовые услуги — 4 526 обращений (7,5%), рост 133,7% (в 2024 году — 3 384 обращения).
Основные жалобы — на некачественное или несвоевременное оказание услуг, нарушение сроков ремонта и несоблюдение условий договоров.

Другие сферы (образование, медицина, транспорт, туризм и финансы) — 5 960 обращений (9,9%).
Нарушения чаще всего касались некачественного оказания услуг, отказов в возврате средств и недобросовестного информирования со стороны организаций.

Контрольно-надзорная деятельность

Территориальными департаментами Комитета за 9 месяцев 2025 года проведено 947 проверок, из них 29 — в формате профилактического контроля.
По результатам проверок к административной ответственности привлечено 600 субъектов бизнеса на общую сумму 20,9 млн тенге, а также 324 субъекта получили предупреждения.

Претензионно-исковая работа

С начала 2025 года инициировано 120 судебных исков на общую сумму 31,2 млн тенге.
В результате принятых мер потребителям возвращены денежные средства, осуществлены замены и обмены товаров.

Межведомственное взаимодействие

В Министерстве торговли и интеграции РК состоялось ежегодное заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей с участием представителей государственных органов, акиматов, НПП «Атамекен», общественных объединений и экспертного сообщества.

Обсуждены ключевые направления: транспорт и авиация, медицина, туризм, электронная торговля.
Приняты поручения профильным министерствам по пересмотру тарифной политики, повышению качества услуг и совершенствованию законодательства.

Совет подчеркнул необходимость системной и согласованной работы всех ведомств для эффективной защиты прав потребителей и укрепления доверия граждан к государственным институтам.

Вывод

Динамика обращений свидетельствует о росте правовой активности и осведомлённости граждан, а также об укреплении доверия к государственным механизмам защиты прав потребителей.
Наибольшая доля обращений по-прежнему приходится на розничную и электронную торговлю (более 65% от общего объёма), при этом растёт число жалоб в сферах, напрямую влияющих на качество жизни граждан.