Меню

Страницы

Статья

От офлайн-магазинов до маркетплейсов: как казахстанские потребители отстаивают свои права

Руководитель Управления по формированию государственной политики КЗПП МТИ РК Еркебулан Тагашов рассказал Zakon.kz о необходимости повышения правовой грамотности граждан, а также о том, как поправки в Закон о защите прав потребителей помогут исключить неоднозначные трактовки.

 

– Еркебулан Бакытжанович, что входит в задачи Комитета по защите прав потребителей на практике?

– В самом наименовании Комитета по защите прав потребителей уже заложен смысл нашей деятельности. Мы реализуем государственную политику именно в сфере защиты прав потребителей. По сути, выполняем ту же функцию, что и правоохранительные органы, только в своей области. Мы защищаем права граждан и обеспечиваем доступ на прилавки безопасных товаров. Наша работа направлена на то, чтобы потребители не сталкивались с товарами ненадлежащего качества, получали качественные услуги и не страдали от недобросовестного исполнения обязательств.

– Какие меры принимаются, чтобы казахстанцы не только знали законы, но и уважали их, находясь в магазине, на рынке, или заходя на маркеплейсы?

– Важно понимать: это не просто права, а обязанности. В Законе о защите прав потребителей четко прописаны обязанности продавца, исполнителя, изготовителя предоставлять безопасный товар, информировать потребителя о нем, отражать достоверную информацию о себе. Есть целый раздел, посвященный обязанностям участников рынка.

Комитет и его территориальные департаменты в областях постоянно ведут разъяснительную работу через СМИ, форумы, заседания и консультационные площадки с участием бизнеса. Максимально стараемся информировать население об их правах, о содержании Закона о защите прав потребителей.

Если человек знает свои права и умеет ими пользоваться, это облегчает работу и государственному органу. Ведь в основе процесса защиты прав потребителей лежит обращение самого гражданина. Именно он первым должен направить претензию продавцу, исполнителю или изготовителю. С момента подачи претензии начинается отсчет даты нарушения права.

– Какие действия должен предпринять потребитель, если он обнаружил недостаток в товаре?

– В статье №30 Закона "О защите прав потребителей" четко указано: при обнаружении недостатка потребитель обязан лишь проинформировать продавца, изготовителя или исполнителя. На этом его обязанности заканчиваются. Дальше ответственность лежит на продавце или исполнителе. Этот момент мы стараемся доносить всем.

– Часто ли люди обращаются сразу в госорганы, минуя предпринимателя?

– Очень часто. Как только гражданин считает, что его права нарушены, он сразу пишет жалобу в госорган. При этом тратит время зря. Если бы изначально он направил претензию продавцу, а потом уже обратился к нам, мы могли бы принять меры.

В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредоставление ответа на претензию. Если предприниматель не ответил в течение 10 дней, мы имеем право наложить штраф.

– То есть претензионный порядок обязателен?

– Да, именно с момента подачи претензии начинается отсчет даты нарушения права потребителя. Это обязательное требование. Мы постоянно об этом информируем, используя возможности СМИ донести информацию до тысяч людей.

– Замечаете ли вы изменения в поведении граждан и предпринимателей?

– Да, есть положительная динамика. Предприниматели начинают понимать: лучше не спорить с потребителем, ведь за ним стоит государственный орган. Многие предприниматели, если требование законно, стараются удовлетворить претензии покупателя сразу, не доводя до конфликта. Бывают и спорные случаи. В моей практике был случай, когда потребитель захотел вернуть платье, которое успел запачкать. Продавец пояснил, что товарный вид нарушен. В таких ситуациях я объясняю предпринимателям: закон позволяет провести экспертизу. Предприниматель обратился в Центр судебной экспертизы. Заключение подтвердило наличие пятен, следов пищи и запаха, появившихся уже после того, как товар был куплен. Эксперты указали, что потребительские свойства нарушены, и такой товар не может быть реализован повторно.

https://www.zakon.kz/stati/6496103-ot-oflaynmagazinov-do-marketpleysov-kak-kazakhstanskie-potrebiteli-otstaivayut-svoi-prava.html

Дата публикации
03 ноября 2025
Дата обновления
03 ноября 2025
Тип
Для СМИ

Сейчас читают

Для СМИ
03 ноября 2025
От офлайн-магазинов до маркетплейсов: как казахстанские потребители отстаивают свои права
Информация
20 октября 2025
Тұтынушылардың құқығын қорғау – маңызды міндет
Информация
20 октября 2025
Что нужно знать о своих правах в супермаркете?

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК