Меню

Страницы

Статья

В пользу потребителя замолвите слово

Защита прав потребителей является одним из значимых вопросов для казахстанцев. Количество жалоб от потребителей с каждым годом возрастает.

В чём причина такой проблемы, и есть ли пути её разрешения, рассказывает руководитель Управления контроля и обеспечение реализации защиты прав потребителей Комитета по защите прав потребителей Дауешев Айдос Нурланович. 

- Какова текущая ситуация с обращениями граждан в ведомство?

- Потребительские права нарушаются ежедневно. Нередко поход в магазин оборачивается для покупателей настоящим испытанием и проверкой их правовой грамотности.

За 10 месяцев 2022 года Комитетом рассмотрено 23650 обращений, рост которых по сравнению с прошлым годом составил 139%. В результате проведенных мероприятий потребителям возвращено 612,4 млн.тг. Темпы возврата выросли до 200,7%. К примеру, в 2021 году за 10 месяцев возращено 305,1 млн.тг.

Из общего количества обращений разъяснено 10870, удовлетворено – 10023, перенаправлено – 2321, отозвано – 141, исковая работа осуществлялась в 69 случаях.

- На что чаще всего жалуются потребители?   

- Проведенный анализ показал, что права потребителей часто нарушаются в сферах розничной торговли, бытовых услуг, электронной торговли.

Если говорить предметно, розничная торговля набрала 47,8% от общего числа жалоб, увеличившихся на 118%. Несмотря на такой скачок, доля в общем числе обращений снизилась на 8,6%. Это обращения по поводу отказов в обмене и возврате, как качественных, так и некачественных товаров, отказов в возврате денежных средств за бракованную продукцию и т.д.

Факты говорят сами за себя. Потребителю был продан автомобиль ненадлежащего качества производства ТОО «СарыаркаАвтоПром», ДЗПП Костанайской области принял участие в суде в качестве третьего лица. Городской суд вынес решение о расторжении договора купли-продажи и взыскании с ТОО «СарыаркаАвтоПром» в пользу потребителя денежной суммы в размере более 13 млн. тенге.

В части бытовых услуг недовольство их оказанием выразилось показателем в 20,2%, с ростом в 164%. Обращения этой категории выросли почти на 3,1%. Сюда входят жалобы на неудовлетворительный сервис социально-бытовой сферы, недобросовестную работу мебельщиков и мастеров по ремонту квартир.

Вот наглядный пример халатности. Астанчанин заключил договор с компанией, занимающейся изготовлением мебели. Мебель в указанный срок не была изготовлена. Потребитель обратился в Департамент города Астана, где заявителю оказали правовую помощь в составлении иска на возврат суммы в размере 1,5 млн. тенге. Деньги истцу вернули.

На сферу электронной торговли приходится 9% всех претензий, рост которых превысил 220%. Так граждане проявляют возмущение отсутствием информации о товаре и продавце, несоответствием предлагаемого товара описанию. Также пользователи интернет-магазинов негодуют из-за отказов в возврате товара и денежных средств, участившихся фактов мошенничества. В последнее время нахлынул поток негативных заявлений в адрес электронных платформ Wildberries и Каспи-магазина.

- Какие еще болевые моменты переживает отечественный потребитель?

- Казахстанцы зачастую чаще жалуются на работу ЖКХ. Эта линия обращений выросла на 163% за счет некачественного оказания коммунальных услуг, необоснованного повышения тарифов, неправомерных поверок и замены приборов учета электроэнергии, незаконного захвата электросетей, отключения света. Кроме того, участились жалобы на газораспределительные, домофонные компании, деятельность застройщиков, КСК, ОСИ.

И жители отстаивают свои интересы, привлекая к своей насущной проблеме госорганы, суд. Примером такой решительности и правовой сознательности стали более 1000 потребителей города Рудного, обратившиеся в областной ДЗПП с коллективной жалобой.

Дело в том, что директор ТОО «Рудный-Ажар-2006» в мае 2022 года повысила тариф на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для физических лиц до 340 тенге с человека в месяц. Департамент подал в суд иск об отмене этого приказа и выиграл дело, так как тариф был введён компанией самостоятельно, без утверждения на сессии маслихата. Поэтому для потребителей плата осталась прежней – 245 тенге с человека в месяц.

Другой случай произошел в городе Астана. Жильцами ЖК «Миллениум-парк-Аллея тысячелетия» был выявлен ряд недостатков по дому. Столичным департаментом был направлен иск в суд, после чего ТОО «Базис-А», ТОО «Аллея Тысячелетия-4» начали устранять недочёты, ущерб от которых был оценен в 10 млн. тенге. На сегодня требования жильцов удовлетворены.

Помимо ЖКХ транспортное обслуживание тоже вошло в разряд недоброкачественных. По сравнению с прошлым годом обращения этой категории выросли на 310%. Причина этого – невозможность возврата денежных средств за неиспользованные услуги, нарушение правил перевозки общественным транспортом, грубость персонала и многое другое.

Также права потребителей нарушаются в сфере связи, где неправомерно взимают абонентскую плату, увеличивают стоимость тарифного плана или изменяют его без уведомления потребителя.

Часто люди сетуют на сервис общепита, медицинские, финансовые услуги. Последние включают в себя недобросовестные действия ломбардов, кредитных организаций, вводящих потребителей в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности. Теперь добавились жалобы на льготное автокредитование.

Не лишним будет упомянуть некачественные услуги туроператоров, авиаперевозчиков, а также лиц, так называемых коучей, преподающих различные курсы.

- Какие меры предпринимает ведомство для защиты прав потребителей?

- Комитетом проводится работа по привлечению к административной ответственности субъектов предпринимательства, нарушивших потребительские права.  За 10 месяцев 2022 года Департаментами ведомства проведено 128 внеплановых проверок, выросших на 168,4% (в 2021 году за 10 месяцев их проведено 76).

По итогам проверок к административной ответственности в виде штрафа привлечено 24 субъекта среднего и крупного бизнеса на сумму 2972,9 тыс.тг. Этот индекс увеличился на 239,8%. Предупреждения вынесены 85 субъектам предпринимательства (в 2021 году - 49 предупреждений, рост 173,5%).

Готовятся документы по инициированию седьмого иска в отношении авиакомпании Бек-Эйр. Турксибским судом г.Алматы были удовлетворены 6 исков Комитета в отношении этого авиаперевозчика. Осуществляется исполнение судебных решений.

- То есть, чтобы защитить свои права, нужно действовать, обращаться в государственный орган?

- Совершенно верно, но сперва потребителям необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) в добровольном порядке согласно статье 42-4 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Претензия составляется письменно в произвольной форме. Претензия потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца (изготовителя, исполнителя), если такой адрес ранее был указан продавцом (изготовителем, исполнителем).

Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» защищает потребительские права, и Комитет помогает их отстоять. 

Жалобу о таком правонарушении легко подать с помощью онлайн-сервиса «E-tutynushy». Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно по телефонам бесплатной «горячей линии» Комитета:
8-7172-74-98-32, 8-7172-74-98-36 и 8-7172-75-06-49.

Хотелось бы напомнить, что Комитетом проводится активная работа по совершенствованию законодательства в сфере защиты потребительских прав, создаются новые инструменты и возможности. Разработан 2-й пакет поправок в Закон «О защите прав потребителей». Новшества помогут устранить правовые пробелы в системе, повысить юридическую грамотность населения, а также будут способствовать росту качества товаров и услуг.

Дата публикации
18 ноября 2022
Дата обновления
18 ноября 2022
Тип
Интервью

Сейчас читают

Информация
30 апреля 2025
Тұтынушы құқығы: ұсынылмаған қызмет үшін төленген ақы қайтарылды
Информация
30 апреля 2025
Вернуть технику, купленную в рассрочку, реально: рассказываем как
Информация
30 апреля 2025
Возврат денежных средств за не предоставленную услугу

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации