Отчет по проведению социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей

 

 

Отчет

по проведению социологического и аналитического

исследования по вопросам прав потребителей

 

(подготовлено ОО «Движение молодёжи за Будущее Казахстана»

по заказу «Комитета по защите прав потребителей

Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан»)

 

Астана, 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                              3

 

БЛОК 1. Социологический опрос населения по вопросам защиты прав                         потребителей                                                                                                                       5

 

Методология                                                                                                                       

 

Социально-демографический блок

 

Результаты социологического опроса на тему: «Соблюдение и защита прав потребителей  в Республике Казахстан». Срез 1

 

Результаты социологического опроса на тему: «Соблюдение и защита прав потребителей  в Республике Казахстан». Срез 2

 

БЛОК 2. Аналитическое исследование законодательства в сфере защиты прав потребителей 

 

Оценка эффективности действующего законодательства, уровня урегулированности соответствующих отношений»

 

Информация о наличии неоднозначных, противоречивых, невостребованных, несоответствующих целям регулирования, дублирующих и формальных положений

 

Международный опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития 

 

Сравнительно-правовой анализ норм международного и национального права

 

Итоги аналитического исследования

 

ВЫВОДЫ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Последние десятилетия социально-экономического развития Казахстана сопровождались коренными экономическими преобразованиями, которые дали толчок к бурному развитию рыночной экономики в нашем государстве. Одновременно со становлением рынка в Казахстане, в условиях появившейся конкуренции началось интенсивное развитие потребительских отношений. Начало социально-экономических отношений в нашем обществе направило развитие экономики страны на нужды человека, что потребовало максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное осуществление этих прав.

В настоящее время в Казахстане активно функционирует потребительский рынок. В современном мире рынок продавца сменился рынком покупателя. Поэтому сегодня на первое место выходит вопрос не столько производства товара, сколько его реализации. Следовательно, на данном историческом этапе процесс движения промышленного капитала начинает приобретать характерные для настоящего времени особенности. Торговля является посредником между поставщиками, изготовителями, импортерами и непосредственными потребителями товаров. Защита прав потребителей становится обязанностью современного правового государства.

Практически каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, участника правоотношений, складывающихся на потребительском рынке. При этом права потребителя нередко нарушаются. Одним из фундаментальных прав потребителей признается право на информацию. Эту информацию иногда называют потребительской. Реклама является одним из главных источников информации о товаре для потребителя. Но именно рекламная информация зачастую становится и источником нарушений прав потребителей. Стремление продавца, во что бы то ни стало, привлечь внимание потребителя и вызвать интерес к себе и своему товару, а также воздействовать на поведение потребителя при определенных обстоятельствах сталкивается с правами и охраняемыми законом интересами потребителей рекламы, а нередко - и с публичными интересами и может повлечь их нарушение. Целью любого государства, избравшего рыночный путь развития экономики, является обеспечение прав субъектов предпринимательской деятельности на свободное распространение информации о себе и своих товарах, а также прав потребителей на свободное получение такой информации, с одной стороны, и охрана частных и публичных интересов от возможных нарушений со стороны лиц, распространяющих эту информацию - с другой. Реклама прочно заняла нишу в системе рыночных отношений и превратилась в их мощный регулятор.

Этому способствовал, в том числе, и растущий класс предпринимателей, нуждающихся в накоплении первоначального капитала и последующем его увеличении, который быстро осознал, что благодаря рекламе проблем со сбытом даже некачественных товаров (работ, услуг) становится гораздо меньше.

Поскольку формирование потребительского рынка в Казахстане оказалось процессом новым, то и рассматривался он исходя из отечественного опыта (который по большому счету отсутствовал), мало ориентируясь на пример стран Запада, так как западное законодательство отражало особенности отношений между продавцами и потребителями в условиях развитого рынка.

С развитием рыночной экономики проблема защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг получила достаточную, с точки зрения законодателя, разработку. Были приняты Гражданский кодекс РК, Закон РК «О защите прав потребителей», большое количество других нормативноправовых актов, регулирующих отношения между продавцами (изготовителями, исполнителями) и потребителями. Практическая значимость названных правовых актов очевидна: многие годы потребитель являлся самым незащищенным субъектом на потребительском рынке. Однако их принятию не предшествовала теоретическая разработка проблемы в целом, что привело к возникновению пробелов в законодательстве, а также трудностей и противоречий при применении данных нормативных актов на практике. Исходя из вышеописанного, целью исследования является определение состояния, проблем и перспектив развития системы защиты прав потребителей в Республике Казахстан. 

Индикаторы по оценке эффективности результатов реализации проекта по проведению социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей Республики Казахстан

  1. Определение уровня информированности и эффективности информирования населения по вопросам защиты прав потребителей среди городского и сельского населения.
  2. Новые законодательные механизмы развития общественных объединений по защите прав потребителей.
  3. Оценка эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей.
  4. Оценка работы досудебных инстанций и общественных структур в сфере защиты прав потребителей.
  5. Определение эффективности общественных объединений в вопросах защиты прав потребителей.
  6. Проблемы и перспективы (сильные и слабые стороны) развития общественных объединений, их участия в реализации государственной политики по защите прав потребителей.
  7. Уровень доверия к государственным институтам в части обеспечения и реализации прав потребителей.
  8. Наиболее проблемные сферы в потребительском отношении.
  9. С помощью первого этапа опроса выявить долю удовлетворенности и оценку населением качества услуг, в том числе по следующим проблемам:

- розничная торговля;

- услуги ЖКХ;

- общественное питание;

- бытовое обслуживание;

- медицинские услуги;

- услуги связи;

- образовательные услуги;

- транспортные услуги;

- финансовые услуги;

- туристские услуги и т.д.;

  1. С помощью второго этапа опроса выявить степень активности и поведения потребителей в случаях ущемления их прав.
  2. Разработать механизмы повышения уровня информированности населения о системе защиты прав потребителей.
  3. Определить пути для формирования эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей, повышения правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей.
  4. Получить мнения, рекомендации от экспертов изучаемой сферы посредством интервью, " мозгового штурма", контент-анализа СМИ.
  5. Смоделировать реальную ситуацию в "торговых точках" страны в исследуемых регионах , программа "Тайный покупатель".

 

Отчет по проведению социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей
Дата публикации
13 декабря 2022