Комитет по делам строительства
|
Можно ли делегировать полномочия председателя по доверенности?
|
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному). Должна быть нотариально заверена доверенность на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательными актами. Пунктом 6 статьи 167 ГК предусмотрено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать. Сроки и объем полномочий по доверенности определяются доверителем. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон) председатель объединения собственников имущества (далее – ОСИ) избирается на собрании из числа собственников квартир, нежилых помещений сроком на один год. Члены семьи собственника квартиры, нежилого помещения (супруг (супруга), совместные или одного из супругов дети (в том числе усыновленные (удочеренные), родители и родители супруга (супруги), постоянно проживающие с собственником квартиры, нежилого помещения, могут быть избраны в качестве председателя ОСИ. Из данной нормы Закона следует, что осуществление полномочий председателя ОСИ осуществляется лично им, передача прав и обязанностей иному лицу по доверенности либо назначение исполняющего обязанности председателя ОСИ Законом не допускается.
|
КДС |
|
Какие документы нужны для получения аккредитации объединений субъектов частного предпринимательства при Министерстве промышленности и строительства?
|
Для получения аккредитации заявитель представляет следующие документы: 1) Заявление для получения аккредитации субъектами частного предпринимательства и иных некоммерческих организаций по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам; 2) электронные копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную (учетную) регистрацию (перерегистрацию) юридического лица, филиала (представительства) на казахском и русском языках; 3) список членов объединения и/или организации с указанием бизнес-идентификационного номера.
|
КДС+ЮД |
|
Касательно безвозмездной приватизации
|
Так, в соответствии с действующим законодательством определенные категории граждан имеют право на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилищ (11 категорий). Справочно: 1) ветераны Великой Отечественной войны. 2) инвалиды 1 и 2 групп; 3) лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях; 4) граждане, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне; 5) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего СССР, а также при прохождении военной службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия; 6) граждане, пострадавшие вследствие экологического бедствия в Приаралье; 7) военнослужащие, а также сотрудники специальных государственных органов, имеющие выслугу двадцать лет и более в календарном исчислении. 7-1) члены семьи сотрудника специального государственного органа и органов внутренних дел, военнослужащего, погибшего (умершего) при прохождении службы 8) кандидаты в космонавты, космонавты; 9) жертвы политических репрессий; 10) сотрудники органов внутренних дел, имеющие выслугу двадцать и более лет в календарном исчислении. На сегодняшний день в арендных жилищах из государственного жилищного фонда из числа категории предложенными депутатами проживают около 9,3 тыс. человек и в очереди состоят еще около 190 тыс. человек. Расширение перечня категорий граждан, имеющих право на безвозмездную приватизацию приведет к недопоступлению денежных средств в государственный бюджет, что потребует соответственно рассмотрение ее на Республиканской бюджетной комиссии. В этой связи, порядок приватизации дополнительно будет проработан на уровне подзаконных актов.
|
КДС |
|
Существует ли сейчас потребительский кооператив собственников квартир как форма управления объекта кондоминиума ?
|
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон) собственники квартир, нежилых помещений осуществляют управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума путем участия на собрании, выбора формы управления объектом кондоминиума, избрания совета дома, а также оплаты расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, то есть обеспечение надлежащего управления и содержания общедомового имущества Законом делегировано непосредственно самим собственникам квартир, нежилых помещений. Согласно пункту 1 статьи 42 Закона собственники квартир, нежилых помещений для управления объектом кондоминиума, финансирования его содержания и обеспечения сохранности общего имущества объекта кондоминиума обязаны выбрать одну из форм управления объектом кондоминиума: 1) объединение собственников имущества (далее – ОСИ); 2) простое товарищество (далее – ПТ) многоквартирного жилого дома (далее – МЖД), если количество собственников квартир, нежилых помещений не превышает тридцати; 3) непосредственное совместное управление всеми собственниками квартир, нежилых помещений, если количество собственников квартир, нежилых помещений не превышает шестнадцати. Других форм управления объектом кондоминиума в настоящее время Законом не предусмотрено. Каждая из перечисленных форм управления объектом кондоминиума предполагает представление интересов одного отдельного МЖД. В свою очередь, кооперативы собственников квартир (далее – КСК), как и другие аналогичные юридические лица (к примеру, потребительский кооператив собственников квартир (далее – ПКСК), давно вышли за рамки одного МЖД, в подавляющем большинстве случаев представляют интересы нескольких МЖД и фактически являются аналогами управляющих компаний (далее – УК), в связи с чем не рассматриваются в Законе как форма управления объектом кондоминиума. В то же время, деятельность ПКСК в Законе напрямую не предусмотрена и регламентирована Законом Республики Казахстан «О потребительском кооперативе», который определяет правовое положение потребительских кооперативов, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности членов, полномочия и ответственность органов управления и контроля.
|
КДС |
|
Касательно предоставления первоочередного права на получение жилья
|
На сегодня первоочередное право в совокупности имеют порядка 195 тыс. очередников. Справочно: - ветераны ВОВ - 26 чел. - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 61,3 тыс. чел. - многодетные матери и многодетные семьи - 133,4 тыс. чел. При распределении жилищ большая его часть предоставляется гражданам, имеющим такое приоритетное право вне зависимости от даты постановки на учет. Таким образом, это вызывает недовольство и социальную напряженность среди других категорий социально уязвимых слоев населения Учитывая, что одна из основных критериев распределения жилья предусматривается дата постановки на учет, проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики» (далее – законопроект) было предусмотрено исключить данное право. При этом в ходе обсуждения законопроекта, выработана норма по сохранению данного права, но только в рамках распределяемого года. То есть при распределении мер, господдержки среди очередников 2013 года данные лица будет иметь первоочередное право. Также с учетом позиции депутатов данным правом также наделены лица с инвалидностью 1 и 2 групп и семьи, имеющие или воспитывающие детей с инвалидностью, ветераны, приравненные по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств; вдовы.
|
КДС |
|
Не ущемляет ли Строительный кодекс права бизнес-сообщества?
|
В рамках разработки законопроекта проведены более 40 встреч с крупными представителями бизнес-ассоциаций, высших и средних учебных заведений, в том числе на площадке НПП РК «Атамекен». Кроме того, в мае-июне 2023 года организованы выездные встречи во всех регионах республики, на которых были обсуждены проблемные вопросы и предложения, которые были учтены при разработке Строительного кодекса. В феврале и октябре текущего года в городах Астана и Алматы проведены международные конференции и Казахстанский форум строительной отрасли, посвященный основным положениям Строительного кодекса. В конце апреля 2023 года первый проект Строительного кодекса был размещен на официальном интернет-ресурсе Министерства. В конце августа был подготовлен доработанный проект Строительного кодекса с учетом предложений и замечаний от заинтересованных сторон и опубликован на портале «Открытые НПА» для обсуждения. В ходе процедуры согласования были учтены все обоснованные предложения и замечания заинтересованных государственных органов. Необходимо отметить, что некоторые позиции не включают в себя каких-либо концептуально новых изменений и дополнений, предлагая лишь корректировки редакционного характера. Также, в ходе общественного обсуждения проекта Строительного кодекса были рассмотрены предложения и замечания непосредственно от самих субъектов бизнес-сообществ, в том числе: - Евразийская промышленная Ассоциация (ЕПА) предоставила 24 предложения и замечания, из которых 19 были приняты; - Ассоциация застройщиков Казахстана предоставила 6 предложений и замечаний, из которых 4 приняты; - Палата экспертных организации предоставила 35 предложений и замечаний, из которых 16 приняты; - Союз Строителей Казахстана предоставил 8 предложений и замечаний, из которых 5 приняты; - Ассоциация служб технических надзоров в Казахстане предоставила 9 предложений и замечаний, из которых 6 приняты; - Казахстанская ассоциация строительной отрасли предоставила 20 предложений и замечаний, из которых 18 приняты. Проект Строительного кодекса прошел экономическую, антикоррупционную, правовую экспертизы, в том числе и экспертизу Палаты. С момента получения заключения экспертизы Палаты проект Кодекса был изменен только с учетом замечаний, представленных государственными органами.
|
Кдс |
|
Опишите процедуру выделения госжилья гражданам
|
Согласно статье 74 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее
Согласно пункту 3 статьи 74 Закона, права граждан, включенных в указанные списки, признаются равными. Никто не имеет преимущественного права на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местными исполнительным органом в частном жилищном фонде перед другими, включенными в данный список, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Первоочередное право на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, имеют ветераны Великой Отечественной войны, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи. На основании Закона, жилье из государственного жилищного фонда предоставляется по мере ввода в эксплуатацию строящихся многоквартирных жилых домов и наличия свободного жилья в коммунальном жилищном фонде, по категориям согласно спискам очередности. Общая схема получения жилья из государственного жилищного фонда выглядит следующим образом: сбор и подача необходимых документов онлайн; в течение 15 рабочих дней получение уведомления о постановке на учет граждан нуждающихся в жилище и отслеживание очереди (если с документами все в порядке); рассмотрение жилищной комиссией документов и выдача решения при наступлении очередности;заключение договора и получение жилья.
|
КДС |
|
Расскажите подробно обо всех видах, с указанием ежемесячных платежей при предоставлении в аренду без права выкупа (с разбивкой по регионам)
|
Согласно пункту 1 статьи 97 Закона РК «О жилищных отношениях» размер платы за пользование жилищем из коммунального жилищного устанавливается местным исполнительным органом в соответствии с методикой расчета размера платы за пользование жилищем из государственного жилищного фонда, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан. Согласно данной методике при расчете применяются такие показатели, как стоимость строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилища (в тенге) и расчетный срок службы зданий (лет). К примеру: при стоимости строительства 1 кв.м в городах республиканского значения, столице – 220/240 тыс. тенге и срока службы здания - 50 лет, арендная плата за 1 кв.м за месяц составит соответственно 200/250 тенге. В регионах - при стоимости строительства 1 кв.м – 140/180 тыс. тенге и срока службы здания - 50 лет, арендная плата за 1 кв.м за месяц составит соответственно 150/200 тенге.
|
КДС |
|
Какие категории граждан вправе претендовать на него? Какое жилье предоставляется: новое, вторичное и т.д.?
|
Основные меры государственной поддержки направлены на строительство доступного жилья широким слоям населения. Коммунальным арендным жильем без выкупа обеспечиваются преимущественно наиболее социально-уязвимые категории населения: инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи, а также работающая молодежь в крупных мегаполисах. Для иных слоев населения реализуется кредитное жилье через инструменты ипотеки, жилстройсбережений и механизмов долевого строительства. Предусмотрена возможность приобретения жилья гражданами как на первичном рынке. Финансирование строительства (приобретения) социального арендного жилья без права выкупа из республиканского бюджета осуществляется путем выделения безвозвратных целевых трансфертов местным исполнительным органам (МИО). Для строительства социального кредитного жилья МИО заимствуют средства путем выпуска облигаций и оборачивают средства по «револьверному» принципу согласно Правилам финансирования строительства и (или) приобретения жилья за счет республиканского бюжета и (или) выпуска госценных бумаг, мониторинга и реализации жилья гражданам Республики Казахстан, нуждающихся в жилище, утвержденные приказам министра промышленности и строительства от 22 декабря 2023 года №151 Кроме того, государство косвенными мерами стимулирует строительство жилья частными застройщиками и населением, обеспечивая подведение коммуникаций в районы массовой жилой застройки.
|
КДС |
|
Чем отличается объединение собственников имущества (ОСИ) от КСК?
|
Самое главное преимущество ОСИ перед КСК, то, что ОСИ будет работать по принципу «один дом – одно объединение – один счет», что подразумевает открытие собственного текущего и сберегательного счетов. Такой принцип управления обусловлен тем, что в настоящее время большинство КСК стали многодомными и открывают один счет на все дома, что не позволяло проследить целевое использование собранных средств. Таким образом, предлагаемый принцип предусматривает индивидуальный подход по управлению каждым домом, а также позволит жителям накапливать средства на капитальный ремонт только своего дома с возможностью мониторить поступления средств и целевое расходование данных денег. Также, если ранее КСК одновременно выступал заказчиком и подрядчиком услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, то ОСИ будет выступать только заказчиком, то есть привлекает по договору управляющие или сервисные организации, |
КДС |
|
В каких случаях разрабатывается ПСД?
|
Согласно пункту 1 статьи 60 ЗРК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью жителей до пяти тысяч человек). При этом пунктом 2 статьи 60 Закона АГСД определен перечень объектов, по которым по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) можно осуществлять строительство без проектной (проектно- сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам).
|
КДС |
|
Каким нормативно-техническим документом регламентируется порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство? |
Порядок разработки проектной (проектно-сметной) документации на строительство зданий и сооружений регламентируется СН РК 1.02-03-2022 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство».
|
КДС |
|
Какие категории граждан могут получить первоочередное жилье из государственного жилищного фонда?
|
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» первоочередное право на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, имеют ветераны Великой Отечественной войны, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи |
КДС |
|
Как управлять домом, если собственники не выбрали форму управления объекта кондоминиума?
|
При недостижении соглашения между собственниками квартир, нежилых помещений о выборе формы управления объектом кондоминиума, определенной пунктом 1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О жилищны отношениях» (далее – Закон), а также если была использована возможность, определенная пунктом 3 статьи 42 Закона, жилищная инспекция в установленном законодательством Республики Казахстан порядке определяет и назначает сроком до одного года временную управляющую компанию в соответствии с правилами определения и назначения жилищной инспекцией временной управляющей компании по управлению объектом кондоминиума многоквартирного жилого дома.
|
КДС |
|
Признается ли гражданин нуждающимся в жилье из государственного жилищного фонда, если он имеет долю в другом жилище?
|
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» граждане Республики Казахстан, не имеющие в постоянном пользовании в данном населенном пункте жилища из коммунального жилищного фонда, имеют право на получение жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, если: при постановке на учет и на момент предоставления жилища из коммунального жилищного фонда или; при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного учреждения жилище на праве собственности в данном населенном пункте признается нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда. В соответствии с подпунктом 28) статьи 2 Закона РК «О жилищных отношениях» жилище – отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам. Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством при наличии доли в жилище гражданин считается нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда с учетом, если он относится к одной из категорий, предусмотренных статьей 67 Закона.
|
КДС |
|
На каких условиях предоставляется госжилье: в собственность, в аренду без права выкупа?
|
Согласно статье 74 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее - Закон), жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 98-1 настоящего Закона, предоставляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся, в порядке очередности, установленной списками, с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами. На сегодня арендное жилье из государственного жилищного фонда предоставляется без права выкупа. Понятие «Арендное жилье без права выкупа» внесено в Закон 6 мая 2019 года. В случае получения очередниками арендного жилья без права выкупа, граждане подлежат снятию с очередности
|
КДС |
|
В настоящее время в рамках цифровизации сектора ЖКХ необходимо обеспечить полную приборизацию объектов ЖКХ, особенно, многоквартирных жилых домов. В связи с этим, какие законодательные акты регулируют эту сферу? |
Вопросы повышения эффективности использования потребляемых ресурсов жилым фондом страны являются актуальными на сегодняшний день. Решению данной проблемы способствует полная приборизация сектора, которая позволит повысить степень учета потребления населением водных и энергетических ресурсов, а также внедрить систему «умного дома» с индивидуальным регулированием потребления ресурсов. В основном, предоставляемые услуги относятся к сфере естественных монополий. В соответствии с подпунктом 30) пункта 2 статьи 26 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» субъект естественной монополии обязан приобретать и устанавливать потребителям приборы учета в соответствии с подпунктом 8) пункта 23 статьи 15 указанного Закона, за исключением случаев приемки и ввода объектов строительства в эксплуатацию. При этом, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 27 данного Закона потребитель обязан иметь приборы учета. В связи с этим, субъекты естественной монополии обязаны обеспечить исполнение нормы Закона по полной приборизации потребителей. При этом, уполномоченный орган в сфере естественных монополий осуществляет меры по контролю исполнения вышеуказанной нормы.
|
КДС |
|
Где можно ознакомиться с перечнем нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории РК (АГСК-1)?
|
С Перечнем нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории РК (АГСК-1) можно ознакомиться на сайте Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан или Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
|
КДС |
|
Закреплены ли обязанности участников строительства на законодательном уровне?
|
Учитывая исключения комиссионной приемки объектов в эксплуатацию, реформирована система контроля за объектами строительства и определены обязанности и права участников строительного процесса, в частности установлены: - обязанность подрядной компании по обязательному осуществлению собственного производственного контроля; - обязанность подрядной компании в проведении лабораторного контроля качества выполняемых (выполненных) строительно-монтажных работ и применяемых строительных материалов, изделий и конструкций по запросу органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора; - обязанность заказчика по обязательному сопровождению строительства техническим и авторским надзорами; - обязанность технического и авторского надзоров по обеспечению объекта строительства с сопровождением надзора на постоянной основе, информированию заказчика и органов ГАСК о неисполнении выданных ими предписаний.
|
КДС |
|
Подлежит ли узаконению (с оформлением акта приемки объекта в эксплуатацию) перепланировка помещения, связанная с установкой ГКЛ (гипсокартонных) и стеклянных перегородок, не являющихся несущими и ограждающими конструкциями.
|
Строительная деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствие с нормами Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее-Закон) и государственными строительными нормативами. Согласно пункту 2 статьи 60 Закона, без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых домах (жилых зданиях), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации. Согласно пункту 1 статьи 74 Закона, собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию завершенных строительством технически несложных объектов, а именно реконструкцию посредством перепланировки помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций. Нормы настоящей статьи не могут быть применены, если указанные в пункте 1 настоящей статьи изменения помещений (отдельных частей здания), а также строительство и эксплуатация перечисленных технически не сложных объектов ущемляют права других граждан либо противоречат государственным и (или) общественным интересам. Нормы настоящей статьи также не распространяются на объекты: 1) строительство которых финансируется за счет государственных инвестиций либо с их участием; 2) строительство индивидуальных жилых домов выше двух этажей, расположенных в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при их реализации, за исключением подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи. Реконструкция (перепланировка, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования осуществляется на основании технического проекта, выполненного лицами, имеющими лицензию . Получение решения МИО, проектирование и экспертиза проекта не требуется. То есть, предполагается, что заявитель в данном случае не вносит изменений в несущие и ограждающие конструкции, а так же не затрагивает существующие инженерные системы и оборудование (увеличение мощностей, изменение конфигурации). Правила приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно, а также форма акта приемки утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию РК №867 от 13.12.2017.
|
КДС |
|
Какие программы по приобретению государственного жилья очередниками акиматов действуют в настоящее время в Казахстане?
|
На сегодня вопросы обеспечения жильем нуждающихся очередников местных исполнительных органов (далее - МИО) реализуются в рамках Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы, а также в рамках принятых на местном уровне программ.
|
КДС |
|
Как осуществляется приемка объекта в эксплуатацию после капитального и текущего ремонта?
|
Строительная деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствие с нормами Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон) и государственными строительными нормативами. Вместе с тем, порядок производства капитального и текущего ремонтов указаны в СН РК 1.04-26-2011 «РЕКОНСТРУКЦИЯ, КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (далее – СН РК). Согласно СН РК: капитальный ремонт здания, объекта: комплекс работ, в процессе которых производится замена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений на новые или более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Исключение составляет восстановление, или замена основных конструкций (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен и крыш зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей и др.). Проводится с целью восстановления ресурса здания с заменой (при необходимости) конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей; Текущий ремонт здания, объекта - это комплекс технических мероприятий, направленных на систематическое и своевременное предохранение частей зданий и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Производиться с целью восстановления исправности (работоспособности) конструкций здания и систем инженерного оборудования, а также поддержания всех эксплуатационных показателей. Приемка законченного текущего ремонта объекта должна осуществляться комиссией в составе представителей эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации. Согласно пункта 1 статьи 60 Закона, строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью жителей до пяти тысяч человек). В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Закона, приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту. При этом полная готовность построенного объекта определяется в соответствии с правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства. Вместе с тем, согласно пункта 5 статьи 75 Закона, в случае выявления нарушений утвержденных проектных решений и государственных (межгосударственных) нормативов, а также при наличии отрицательных заключений заказчик принимает объект в эксплуатацию после устранения подрядчиком (генеральным подрядчиком) нарушений. При устранении выявленных нарушений приемка объекта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей. В случае приемки объекта в эксплуатацию с нарушениями и строительными недоделками участники приемки объекта в эксплуатацию несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. |
КДС |
|
Куда обращаться с жалобой, в случае неудовлетворительной деятельности органа управления объектом кондоминиума? |
Вы вправе обратиться с заявлением, в территориальные органы жилищной инспекции. Согласно пункту 1 статьи 41-1 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», государственный контроль в отношении субъектов контроля в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом осуществляются посредством проведения должностными лицами жилищной инспекции проверок и профилактического контроля. Жилищная инспекция осуществляет полномочия по вынесению обязательных для исполнения предписаний (представлений) по устранению нарушений настоящего Закона и правил содержания общего имущества объекта кондоминиума и составлению протоколов об административных правонарушениях. |
КДС |
|
Как зарегистрировать объект кондоминиума?
|
Государственная регистрация объекта кондоминиума, принятого в эксплуатацию многоквартирного жилого дома осуществляется заказчиком (застройщиком) в срок не позднее тридцати календарных дней с момента государственной регистрации права собственности первым собственником квартиры, нежилого помещения путем подачи заявления в регистрирующий орган в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». При государственной регистрации объекта кондоминиума заказчик (застройщик) обязан включить в состав общего имущества объекта кондоминиума все имущество (включая паркинг при наличии), предусмотренное проектно-сметной документацией многоквартирного жилого дома. Местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения за счет средств местного бюджета обеспечивают государственное техническое обследование функционирующих многоквартирных жилых домов (с определением общего имущества объекта кондоминиума), а также формирование и представление документов для государственной регистрации объекта кондоминиума в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Государственная регистрация объекта кондоминиума в функционирующих многоквартирных жилых домах производится по заявлению инициативной группы, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений, или по заявлению местного исполнительного органа. При государственной регистрации объекта кондоминиума указываются: 1.общая площадь многоквартирного жилого дома, включая земельный участок под многоквартирным жилым домом; 2.состав общего имущества объекта кондоминиума и размер доли в общем имуществе объекта кондоминиума каждой квартиры, нежилого помещения, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности; 3.общая площадь квартир и площадь нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности. Регистрация придомового земельного участка осуществляется по решению местного исполнительного органа столицы, города республиканского, областного значения и района при подаче заявления инициативной группой, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений, на основании решения собрания. До государственной регистрации объекта кондоминиума сделки с общим имуществом объекта кондоминиума не приобретают юридической силы, за исключением случаев, когда сделка с долей в общем имуществе считается совершенной при осуществлении сделки с имуществом, находящимся в индивидуальной (раздельной) собственности. |
КДС |
|
Действия после регистрации в ОСИ?
|
1.Открытие Председателем ОСИ текущего и сберегательного счетов. 2.Прием технических, проектных, финансовых и иных документов (инвентаризация); 3.Обеспечение регистрации объекта кондоминиума; 4.Разработка годовой сметы расходов и доходов; 5.Утверждение тарифа на собрании; 6.Заключение договоров с коммунальными организациями, сервисными компаниями и ЕРЦ; 7.Составление ежемесячного и ежегодного отчетов; 8.Направление отчета Совету дома, с последующим предоставлением отчета Советом дома каждому собственнику; 9.Осуществление мониторинга поступления денежных средств; 10.Иные действия необходимые для качественного управления объектом кондоминиума и содержания общего имущества объекта кондоминиума.
|
КДС |
|
Может ли ОСИ нанять дворника? Принимать в штат или заключить договор?
|
Объединение собственников имущества осуществляет только функции управления объектом кондоминиума. Содержание общего имущества объекта кондоминиума осуществляется субъектами сервисной деятельности на основании договора заключаемого с председателем объединения собственников имущества. Таким образом, Вы вправе привлечь дворника, заключив с ним договор оказания услуг без принятия в штат ОСИ.
|
КДС |
|
Какие документы должна передать управляющая компания вновь созданному ОСИ?
|
Какие документы должна передать управляющая компания вновь созданному ОСИ? Председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества с момента создания юридического лица либо образования простого товарищества направляет в течение 3 рабочих дней кооперативу собственников помещений (квартир), потребительскому кооперативу собственников квартир, нежилых помещений, потребительскому кооперативу, выборным или наемным физическим лицам - управляющим жилыми домами (менеджерам) либо юридическим лицам, управляющим таким домом уведомление по форме согласно приложению 3 к Правилам содержания общего имущества объекта кондоминиума. В течение в 3 рабочих дней после получения уведомления совместно составляется акт приема-передачи финансовой, технической документации и иных технических средств по объекту кондоминиума, утвержденной по форме согласно приложению 4 вышеуказанных Правил. Передача совету дома или председателю объединения собственников имущества либо доверенному лицу простого товарищества финансовой, технической документации и иных технических средств по объекту кондоминиума, осуществляется не позднее 3 рабочих дней до подписания акта приема-передачи. |
КДС |
|
Как получить жилье от государства?
|
Граждане РК, относящиеся к категориям, указанным в Законе Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (ст. 67), которые не имеют жилье по РК за последние 5 лет и у которых доход не превышает 3,1 кратный прожиточного минимума на всех членов семьи, имеющие постоянное место жительство в данном населенном пункте (в гг. Нур- Султан, Алматы и Шымкент не менее 3-х лет). Также согласно статье 74 Закона жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 98-1 настоящего Закона, предоставляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся, в порядке очередности, установленной списками, с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами.
|
КДС |
|
Как создать объединение собственников имущества (далее – ОСИ) по закону и какие для этого нужны документы?
|
Прежде всего, на собрании собственники должны выбрать форму управления объектом кондоминиума. Решение принимается при согласии большинства от общего числа собственников квартир, нежилых помещений, непосредственно принявших участие в голосовании (глава 7 Закона РК «О жилищных отношениях»). ОСИ считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. При этом, государственная регистрация ОСИ осуществляется органами юстиции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Согласно пункту 3 статьи 44 Закона «О жилищных отношениях» для государственной регистрации ОСИ в органы юстиции представляются:
При этом, уполномоченный орган в сфере жилищных отношений разрабатывает и утверждает типовой устав ОСИ. заключает договоры с подрядчиками, коммунальными службами и контролирует объемы и виды выполненных работ и их оплату по своему объекту кондоминиума. |
КДС |
|
Где можно ознакомиться с текстом нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства? |
С текстами нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства можно ознакомиться на сайте Единого государственного фонда нормативных технических документов (egfntd.kz).
|
КДС |
|
Допускается ли использование единовременных пенсионных выплат на погашение займа по договорам долевого участия? |
Нормы Правил использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусматривают различные цели использования единовременных пенсионных выплат, связанных с приобретением или строительством жилища, в том числе посредством ипотечных жилищных займов.
Согласно пп. 5-2) статьи 1 Закона РК «Об ипотеке недвижимого имущества» ипотечный ипотечный жилищный заем предоставляется на покупку, строительство и ремонт жилища. Ипотечный заем предоставляется на различные цели под залог недвижимого имущества. То есть, использование единовременных пенсионных выплат допускается в случае улучшения жилищных условий в виде приобретения (в том числе на первичном и вторичном рынках) или строительства жилища. В то же время, ипотечные займы в отличие от ипотечных жилищных займов не имеют такой целевой направленности. В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 Правил, единовременные пенсионные выплаты допускаются использовать на внесение первоначального взноса для получения ипотечного жилищного займа на приобретение жилища и (или) жилища с проведением ремонта в рамках одного договора банковского займа, частичного или полного погашения задолженности по ипотечному жилищному займу на приобретение жилища и (или) жилища с проведением ремонта в рамках одного договора банковского займа, рефинансирования ипотечного жилищного займа. В этой связи, использование единовременных пенсионных выплат на погашение ипотечных займов не допускается. Вместе с тем, после сдачи в эксплуатацию жилья, приобретаемое недвижимое имущество будет оформлено в виде залога и действующий заем перейдет в ипотечный жилищный заем, которого возможно погасить путем использования единовременных пенсионных выплат. |
КДС |
|
Процедуры внесения изменений в нормативные технические документы в области архитектуры, градостроительства и строительства?
|
Внесение изменений в нормативные технические документы в области архитектуры, градостроительства и строительства осуществляются согласно требованиям Правил разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 890 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 января 2018 года № 16270) |
КДС |
|
Возможно ли использовать единовременные пенсионные выплаты на ремонт жилья?
|
Согласно подпунктам 2) – 3) пункта 5 Правил использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий, допускается в рамках одного договора банковского займа осуществлять выдачу ипотечного жилищного займа на приобретение жилища и проведения его ремонта. При этом предоставление возможности использования пенсионных выплат на ремонт жилища только в составе ипотечного жилищного займа на приобретение жилища обусловлено высокими рисками нецелевого использования пенсионных выплат и легким способом вывода денег с пенсионного счета. Вместе с тем, использование пенсионных выплат на ремонт жилища должно подтверждаться соответствующими документами. Отсутствие ограничений в сумме использования повлечёт за собой большое количество операций, связанных с ремонтом жилища, вывода небольших сумм, предоставление фиктивных чеков. Таким образом, возможность использования пенсионных выплат не поспособствует улучшению жилищных условий граждан РК.
|
КДС |
|
Возможно ли продать жилье, приобретенное с использованием единовременных пенсионных выплат, в случае полного погашения ипотечного жилищного займа? |
Согласно подпункту 1 пункта 11 Правил использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Казахстан, утвержденных Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 21 января 2021 года № 24 (далее – Правила), не допускается реализация недвижимого имущества, оформленного в собственность с использованием единовременных пенсионных выплат в течение 5 (пяти) лет за исключением случаев реализации заложенного недвижимого имущества залогодержателем в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об ипотеке недвижимого имущества». Указанный пункт Правил регламентирует отчуждение недвижимого имущества, приобретенного с использованием пенсионных накоплений, оформленного через ипотечные жилищные займы с оставшимся сроком погашения более 5 лет и по которым имеется непогашенная задолженность. Таким образом, реализация недвижимого имущества, приобретенного в собственность через ипотечный жилищный займ с использованием единовременных пенсионных выплат, при отсутствии непогашенной задолженности (при полном досрочном погашении) допускается.
|
КДС |
|
Как осуществляется приемка объекта в эксплуатацию после капитального и текущего ремонта?
|
Cтроительная деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон) и государственными строительными нормативами. Вместе с тем, порядок производства, капитального и текущего ремонтов указаны в СН РК 1.04-26-2011 «РЕКОНСТРУКЦИЯ, КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (далее – СН РК). Согласно СН РК: капитальный ремонт здания, объекта: комплекс работ, в процессе которых производится замена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений на новые или более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Исключение составляет восстановление, или замена основных конструкций (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен и крыш зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей и др.). Проводится с целью восстановления ресурса здания с заменой (при необходимости) конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей; Текущий ремонт здания, объекта - это комплекс технических мероприятий, направленных на систематическое и своевременное предохранение частей зданий и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Производиться с целью восстановления исправности (работоспособности) конструкций здания и систем инженерного оборудования, а также поддержания всех эксплуатационных показателей. Приемка законченного текущего ремонта объекта должна осуществляться комиссией в составе представителей эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации. Согласно пункта 1 статьи 60 Закона, строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно- сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью жителей до пяти тысяч человек). В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Закона, приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту. При этом полная готовность построенного объекта определяется в соответствии с правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства. Вместе с тем, согласно пункта 5 статьи 75 Закона, в случае выявления нарушений утвержденных проектных решений и государственных (межгосударственных) нормативов, а также при наличии отрицательных заключений заказчик принимает объект в эксплуатацию после устранения подрядчиком (генеральным подрядчиком) нарушений. При устранении выявленных нарушений приемка объекта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей. В случае приемки объекта в эксплуатацию с нарушениями и строительными недоделками участники приемки объекта в эксплуатацию несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан
|
КДС |
|
Сколько казахстанцев стоит в очереди на жилье на данный момент (с разбивкой по регионам и категориям), сколько граждан получили госжилье в 2020 году и за 7 месяцев 2021 года (с разбивкой по регионам и категориям)?
|
На сегодня в данной системе по республике в очереди в акиматах состоит 646 тыс. человек. По данным акиматов (система «Единая национальная система учета очередников») в 2023 году по всем направлениям жилищем обеспечены 8 910 граждан, в том числе: Ветераны ВОВ – 1; Дети сироты – 813; Многодетные семьи – 2 858; СУСН – 3 406; Госслужащие и бюджетники – 1 721; Граждане с аварийным жильем – 111.
|
КДС |
|
Какие жилищные программы действуют для молодых семей?
|
В рамках государственных мер поддержки с 2019 года по поручению Елбасы в городах Астана, Алматы и Шымкент действует реализация арендных жилья без выкупа для работающей молодежи. Арендаторы такого жилья в течение 3 лет накапливают жилищные сбережения для дальнейшего улучшения жилищных условий. При этом, Жилстройсбербанк запустил новую жилищную программу для молодых семей – «Жас отбасы». В рамках программы допускается приобретать жилье на первичном, так и на вторичном рынке, либо купить земельной участок для строительства дома. Преимущество данной программы в том, что в программе отсутствует ограничение по возрасту супругов и количеству детей в семье. Кроме того, в рамках Комплексного плана по поддержке молодежи Республики Казахстан на 2021 – 2025 годы акиматам разрабатывают региональные программы для обеспечения жильем работающей молодежи и молодых семей. В частности, «Алматы жастары» в городе Алматы, «Елорда жастары» в городе Астане, «Әулие-Ата жастары» в Жамбылской области, «Караганда жастары» в Карагандинской области, в г.Темиртау «Темиртау жастары», в Костанайской области «Жас Шанырақ», в Алматинской области «Алатау жастары», в Атырауской области «Атырау жастары», в Актюбинской области «Актобе жастары», «Абай жастары» в области Абай, «Жетысу жастары» в области Жетісу, «Қамқор» в Шымкенте, «Ертіс жастары» в гг.Экибастуз, Аксу Павлодарской области, «Ұлытау жастары» в области Ұлытау, «Сыр елі жастары» в Кызылординской области, «Маңғыстау жастары» в Мангистауской области.
|
КДС |
|
Каким НПА регламентирован порядок утверждения ПСД и ТЭО?
|
Каким НПА регламентирован порядок утверждения ПСД и ТЭО?Правилами утверждения проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства объектов за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 304. |
КДС |
|
Кто должен проводить сети водоснабжения в дом? Акимат или потребитель?
|
В соответствии с пунктом 4.1 СНиП РК 4.01- 02-2009 «Водоснабжение. наружные сети и сооружения» при проектировании вновь строящихся и реконструируемых сетей водоснабжения водопроводные сети должны быть подведены непосредственно к границам участков потребителей с установкой прибора учета воды в колодце. То есть, проведение сетей водоснабжения в дом осуществляется за счет средств потребителя. |
КДС |
|
Как можно перевести аттестат эксперта в электронный формат без срока действия? |
Ранее процедура аттестации регламентировалась Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 165. Указанным постановлением срок аттестации был установлен через каждые 5 лет (утратил силу в соответствии с ППРК от 16 июля 2015 года № 542). В настоящее время, аттестация проводится в соответствии с Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 ноября 2014 года № 114 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 06 января 2015 года № 10058) (далее – Правила). Согласно Правилам, срок аттестата (далее – аттестат эксперта) не указан (вступил в силу 12 февраля 2015 года). Таким образом, аттестат эксперта, осуществляющего экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности выдается бессрочно. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» (далее – Закон), действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключения из правила пункта 1 статьи 43 Закона представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда последний исключает обязанности, возложенные на граждан, или улучшает их положение. В данном случае, снятие ограничения срока действия аттестата эксперта, исключает обязанность по переаттестации и соответственно Правила имеют обратную силу на ранее выданные аттестаты экспертов. Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» если разрешение и (или) приложение к разрешению были выданы в бумажной форме, лицензиат или владелец разрешения второй категории вправе по заявлению перевести их в электронный формат и получить электронную форму разрешения. С учетом вышеизложенного, полагаем, что для переоформления ранее выданных аттестатов в электронный формат без указания срока действия, аттестованным экспертам необходимо обратиться в Управления государственного архитектурно-строительного контроля областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент с приложением соответствующих документов, при этом повторная аттестация не требуется. |
КДС |
|
Согласно утвержденной Технической спецификации квалификационным требованием к потенциальным поставщикам является наличие специалистов по техническому надзору имеющих соответствующий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг и образование в сфере автомобильных дорог. Квалификация работника по образованию в сфере автомобильных дорог установлена для более качественного оказания услуг, определяющая его уровень и профиль профессиональной подготовки, тогда промышленно-гражданское образование специалиста не является профильным в профессиональной подготовке. Таким образом, является ли правомерным требование по наличию образования у специалистов сфере автомобильных дорог?
|
В соответствии с Приложением 2 «Правил осуществления государственных закупок» утвержденных Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, в случае приобретения работ и услуг, качество выполнения (оказания) которых зависит от квалификации работника, непосредственно выполняющего (оказывающего) такие работы (услуги), в технической спецификации дается описание требований, предъявляемых к работнику, определяющих его уровень и профиль профессиональной подготовки, стаж работы не более трех лет (за исключением случаев, когда законодательством Республики Казахстан или утвержденными нормативами предусмотрен более высокий стаж), необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей. Учитывая вышеизложенное считаем, что осуществление деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан |
КДС |
|
В каких случаях не требуется разработка ТЭО?
|
Перечень проектов, не требующих разработки ТЭО утвержден Постановлением Правительства РК от 29.12.2009 г. № 2225.
|
КДС |
|
Каким документом регламентирован порядок проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов ТЭО и ПСД?
|
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 «Об утверждении Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования». |
КДС |
|
При каких условиях ранее утвержденная ПСД подлежит корректировке
|
Ранее утвержденная проектно-сметная документация подлежит корректировке в порядке установленном Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», если до начала или в ходе строительства намеченного объекта возникла обоснованная необходимость внесения в нее изменений и (или) дополнений существенного характера, влияющих на инженерно-технические и (или) технологические проектные решения, включая замену инженерного и (или) технологического конструктивную схему объекта, его объемно-планировочные, оборудования, основных материалов и (или) изделий изменяющие технико-экономические показатели.
|
КДС |
|
Вправе ли потребитель требовать приобретение и установку приборов учета воды за счет средств застройщика?
|
Согласно пункта 23 Правил выбора, монтажа и эксплуатации приборов учета воды в системах водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 621, в проектируемых, строящихся, расширяемых, модернизируемых, технически перевооружаемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях затраты на установку приборов учета воды, необходимых элементов информационно-измерительной системы (далее - ИИС) и автоматизированной системы учета энергопотребления (далее - АСУЭ) возлагаются на застройщика.
|
КДС |
|
Каков порядок оказания государственной услуги на получения свидетельства об аккредитации юридических лиц, осуществляющих технический надзор и техническое обследование по объектам первого и второго уровней ответственности? |
В соответствии с Правилами и разрешительными требованиями по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 709 прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через веб-портал "электронного правительства": www.egov.kz (далее – портал). Срок оказания государственной услуги 20-40 минут. Форма оказания государственной услуги: электронная (полностью автоматизированная).Форма предоставления результата оказания государственной услуги: электронная.
|
КДС |
|
Какие объекты строительства проходят комплексную вневедомственную экспертизу, отнесенную к государственной монополии?
|
К государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) для: 1) строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования; 2) реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных к: -потенциально опасным; -технически и (или) технологически сложным.
|
КДС |
|
Кто подразумевается под соответствующим государственным органом, который выдает документ, подтверждающий обстоятельства невозможности дальнейшего использования (эксплуатации) объекта, определенного по результатам обследования технического (физического) состояния, сообщает следующее.
|
Согласно пункту 1 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – ГРПНИ), для государственной регистрации прекращения права в связи с гибелью имущества или таким его повреждением, что влечет за собой прекращение существования имущества как объекта недвижимости, заявитель (уполномоченный представитель заявителя) должен подать заявление о регистрации прекращения права с приложением документа соответствующего государственного органа, подтверждающего обстоятельства невозможности дальнейшего использования (эксплуатации) этого объекта, определенного по результатам обследования технического (физического) состояния. Учитывая изложенное, ранее Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства письмом от 23 сентября 2019 года № 23-03-1-919 направлен запрос в Министерство юстиции Республики Казахстан (далее МЮ РК) по вышеуказанному вопросу. По информации МЮ РК на законодательном уровне не определен ответственный государственный орган по выдаче вышеуказанного документа. В свою очередь, если объект находится не в аварийном состоянии, получение какого - либо документа от государственных органов, подтверждающего обстоятельства невозможности дальнейшего использования (эксплуатации) этого объекта не требуется. При этом, действующим стандартом предусмотренный вышеуказанный документ дается на те объекты, которые являются аварийными и невозможными для использования в дальнейшем. К примеру, после произошедшего чрезвычайного случая природного и техногенного характера прекращение существования имущества, как объекта недвижимости осуществляется в регистрирующем органе, на основании соответствующего документа выданного органами в сфере гражданской защиты. Далее, в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным, предоставляется соответствующее заключение о сносе межведомственной комиссией, создаваемой местным исполнительным органом по форме согласно приложению А Методических рекомендации по сносу аварийных многоквартирных жилых домов. Также, граждане единственных жилищ которые признаны аварийными, представляют справки местного исполнительного органа (областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, районов и городов областного значения). Вместе с тем сообщаем, что в рамках Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» от 25 ноября 2019 года № 272-VI, перерабатывается Стандарт, где будут учтены вышеуказанные случаи.
|
КДС |
|
Какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку деревьев в населенных пунктах? |
В 2021 году внесены изменения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части увеличения административного взыскания до пяти раз за незаконную порубку, уничтожению или повреждению деревьев и кустарников (статья 381-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»). В случае превышения ущерба сто месячных расчетных показателей последует уголовная ответственность. Кроме того, деяния совершенные преступной группой наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества (статья 340 Уголовного кодекса Республики Казахстан)
|
КДС |
|
Касательно выведения вдов (вдовцов) из понятия неполных семей и предусмотреть их в отдельную категорию в социально уязвимых слоях населения |
На сегодня, согласно действующему жилищному законодательству отдельная категория вдов/вдовцов отсутствует. Данная категория относится к понятию «неполная семья». При этом отмечаем, что в Мажилис Парламента находится законопроект по реформированию жилищной политики. Депутатами в рамках законопроекта по реформированию жилищной политики предлагают вывести вдов/вдовцов имеющим на иждивении несовершеннолетних детей и студентов в отдельную категорию, относящихся к социально уязвимым слоям населения. Данная поправка заключением Правительства поддержана. После принятия закона, будут пересматриваться правила финансирования строительства и приобретения жилья гражданами РК нуждающихся в жилище в части включения категории вдов/вдовцов на участие в льготной ипотечной программе Бакытты отбасы (2-10-20).
|
КДС |
|
Касательно приватизации арендного жилья без права выкупа
|
С 2017 года в рамках Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» состоящим в очереди на получение жилья в местных исполнительных органах предоставляется только для социально-уязвимых слоев населения арендное жилье без права выкупа. Согласно действующему жилищному законодательству данное арендное жилье без права выкупа не могут быть приватизированы. В свое время данная норма была введена в целях наращивания и сохранения коммунального жилищного фонда. На сегодня на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан находится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики» (далее – законопроект). При этом, вопрос приватизации арендного жилья без права выкупа был поднят со стороны депутатов Мажилиса Парламента РК и граждан В целом заключением Правительства вопрос приватизации ранее выданного арендного жилья без права выкупа в рамках программы «Нұрлы жер» поддерживается. На сегодня проведено 21 заседаний рабочей группы в Мажилисе Парламента РК по обсуждению законопроекта. Учитывая изложенное наниматель жилища из государственного жилищного фонда вправе приватизировать жилище на условиях и в порядке предусмотренных подзаконными нормативными актами. Подзаконные нормативные акты будут утверждены после принятия Закона.
|
КДС |
|
Какие государственные нормативы регулируют вопросы обеспечения безбарьерной среды?
|
Вопросы обеспечения безбарьерной среды регулируют следующие государственные нормативы (Строительные нормы и Своды правил РК): СН РК и СП РК «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СН РК и СП РК «Проектирование железнодорожных вокзалов», СН РК и СП РК «Здания аэровокзалов», СН РК и СП РК «Метрополитены», СН РК и СП РК «Дома и интернаты для детей-инвалидов», СН РК и СП РК «Дома-интернаты для инвалидов и престарелых», СН РК и СП РК «Дошкольные объекты образования», СН РК и СП РК «Общеобразовательные организации», СН РК и СП РК «Административные и бытовые здания», СН РК и СП РК «Общественные здания и сооружения», СН РК и СП РК «Культурно-зрелищные учреждения», СН РК и СП РК «Здания жилые многоквартирные», СН РК и СП РК «Стоянки автомобилей», СН РК и СП РК «Проектирование открытых спортиных сооружений», СН РК и СП РК «Закрытые спортивные залы», СН РК и СП РК «Многофункциональные здания и комплексы», СН РК и СП РК «Объекты общественного питания», СН РК и СП РК «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», СН РК и СП РК «Предприятия розничной торговли», СН РК и СП РК «Благоустройство территорий населенных пунктов», СН РК и СП РК «Производственные здания».
|
КДС |
|
Каким уполномоченным государственным органом согласовывается СТУ (специальное техническое условие)? |
Согласно приказу Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № 190-нқ СТУ согласовывается с уполномоченным местным исполнительным органом.
|
КДС |
|
Какие государственные нормативы регулируют виды ремонтных работ?
|
Возможные виды ремонтных работ приведены в строительных нормах СН РК 1.04-26-2011* «Реконструкция, капитальный и текущий ремонт жилых и общественных зданий».
|
КДС |
|
Срок действия проектно-сметной документации
|
ПСД по которой в течение трех и более лет после окончания ее разработки не начато строительство, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой экспертизы и переутверждения в установленном законодательством порядке.
|
КДС |
|
Какие объекты строительства проходят комплексную вневедомственную экспертизу в аккредитованные экспертные организации?
|
В соответствии с пунктом 1 статьи 64-5 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», аккредитованные экспертные организации проводят обязательную комплексную вневедомственную экспертизу проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства, за исключением проектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 64-4 настоящего Закона.
|
КДС |
|
Как определить техническую сложность объекта строительства?
|
Для определения уровня ответственности, необходимо руководствоваться Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 9 указанных Правил, уровень ответственности проектируемого объекта, включая новые и (или) изменение (реконструкция, расширение, модернизация, техническое перевооружение, реставрация, капитальный ремонт) существующих объектов, определяется заказчиком. Согласно пункту 10 Правил, уровень ответственности намеченного к строительству объекта уточняется разработчиком проекта (генпроектировщиком) в процессе проектирования по результатам расчетов конструкций (конструктивных схем), по степени технических требований к надежности и прочности оснований и строительных конструкций, которые устанавливаются государственными (межгосударственными) нормативами, определяющими основные положения по расчетам, нагрузкам и воздействиям.
|
КДС |