На информационном ресурсе Оrda.kz опубликован материал «Если завтра война? Чем живёт оборонная промышленность Казахстана. Часть I».
В нем редакция поднимает вопросы оборонной промышленности, звучат претензии ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» к оборонному ведомству, которое якобы отдает приоритет российским и турецким производителям в ущерб казахстанскому ОПК, что может повлечь его остановку.
Отмечаем, Министерство обороны, отвечающее за обороноспособность страны, имеет потребности в самых разных видах вооружения и военной техники (ВиВТ). При этом военное ведомство ставит предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса в качестве приоритетных.
За годы независимости оборонная промышленность добилась определенных успехов в части производства и увеличения локализации востребованной в армии продукции – кораблестроения, производства и ремонта средств противовоздушной обороны, оптико-электронных систем, бронетанковой техники.
Потребности внутреннего рынка – незначительные,
а в вооружении и военной технике, тем более. Поэтому производителю такой продукции необходимо диверсифицировать производство и ориентироваться на экспорт.
При приобретении военной техники и вооружения Минобороны ориентируется исключительно на их тактико-технические, эксплуатационные характеристики, а также соотношение показателя «цена – качество».
Ни министр обороны, ни какое-либо должностное лицо, только специально созданный коллегиальный орган, на основе оценок военных экспертов, ученых, боевого состава Вооруженных сил и характере возможных боевых действий определяют, какое вооружение и какую технику приобретать. Ни одна страна мира подробно не объясняет, почему приобретается то или иное вооружение, той или иной модели, типа и количества.
Министерство обороны поясняет следующее:
В 2011 году юаровская компания, являющаяся прародителем
ТОО «КПИ», заключила сделку с Singapore Technologies Kinetics (STK) по поставке бронированного транспорта на сумму 90 млн евро.
Однако, начиная с 2016 года, не осуществила поставки в полном объеме и в феврале 2018 года STK подала заявку на объявление банкротом PCS.
В 2018 году юаровская компания из-за финансовых трудностей и несвоевременного исполнения взятых на себя обязательств была объявлена банкротом и прекратила свое существование.
Кроме того, изначально бронированные автомобили с усиленной противоминной защитой (MRAP) «Марадер» и «Матадор» предназначались для обеспечения общественного порядка и безопасности (полицейские функции), проведения контртеррористических операций, пограничного патрулирования,
а также участия в миротворческих миссиях, но не для вооруженных сил.
Несмотря на широкую маркетинговую акцию, данные типы бронеавтомобилей на вооружении армии ЮАР не состоят, а произведённые 25 бронеавтомобилей были переданы подразделениям полиции ЮАР.
В настоящее время компанией «Paramount Group» в ЮАР производство бронеавтомобилей «Марадер» и «Матадор» прекращено.
Наряду с этим, Министерством оборонной промышленности Азербайджана ранее было закуплено 45 БКМ «Марадер» и «Матадор», еще 65 машин произведены на предприятии «Завод ЭВМ» в Азербайджане. Дальнейшее производство на его территории также прекращено.
В 2008 году Paramount Group и компания «KADDB» (Иордания) заключили соглашение о совместном производстве БКМ «Марадер». При этом, серийный выпуск на иорданском предприятии осуществлен не был.
В 2011 году оборонное ведомство Грузии отказалось от производства БКМ «Марадер» в пользу БКМ «Дидгори», разработанной на базе Ford Super Duty.
Таким образом, единственной компанией, производящей невостребованную продукцию остается ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг».
На реплику «Сегодня юаровцы полностью передали технологии и чертежи» отвечаем: модель снята с производства, завод обанкрочен, нигде в армиях мира данная БКМ не используется. Поэтому техническая документация была передана ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг». Затраты на документацию включены в стоимость продукции данного ТОО.
Министерством обороны на постоянной основе осуществляется мониторинг рынка вооружения и военной техники. Порядок принятия образцов ВиВТ на вооружение чётко регламентирован Правилами принятия на вооружение, являющимися официальным нормативным актом. Что касается турецких машин, они также изучаются в соответствии с процедурой, определённой данным документом.
Вопрос закупки турецких БКМ будет рассмотрен только в случае принятия положительного решения внутриведомственным совещательным органом по итогам испытаний.
С 2016 года приобретено 138 ед. БКМ «Арлан». В 2021 году проведено сервисное техническое обслуживание 60 ед. (поставленных в 2017-2018 годах). В 2022 году поступят еще 10 ед.
с боевым модулем и 20 БКМ «Арлан» - в 2023 году.
Поэтому информация о том, что заказано только 6 машин, является недостоверной.
Таким образом, по итогам 2023 года общее количество достигнет 168 ед.
Кроме того, совместно с ТОО «КПИ» прорабатываются вопросы по созданию в интересах Вооруженных сил машин управления огнём артиллерии и машин РХБ разведки. Также отмечаем, что приобретение ВиВТ в интересах армии, в т.ч. БКМ, осуществляется с учётом финансовых возможностей в соответствии с приоритетами.
Наименование БКМ |
Цена (в тенге) |
БКМ «Арлан» (Казахстан) |
424 945 440 |
БКМ «Кобра 2» (Турция) |
345 600 000 |
БКМ «Aravis» (Франция) |
255 750 000 |
БКМ «Cougar H» (США) |
218 550 000 |
БКМ «Тигр» (Россия) |
192 000 000 |
То есть это заявление также является недостоверным.
2) БКМ «АРМА» производится серийно, в то время как
БКМ «БАРЫС» является опытным образцом;
3) турецкая машина имеет преимущества по массе (24 тонны против 28, что выявлено в ходе войсковых испытаний) и габаритам (меньшая высота по крыше башни);
4) вместимость БКМ «АРМА» выше (12 против 11 у БКМ «БАРЫС»);
5) двигатель БКМ «АРМА» более мощный (CATTERPILLAR,
600 л.с.), чем у БКМ «БАРЫС» (CUMMINS, 450 л.с.). Кроме того, представительства завода BORUSAN (дистрибьютор CATTERPILLAR) имеются во многих регионах Казахстана, что сокращает сроки ремонта и обслуживания двигателей;
6) БКМ «АРМА» - плавающая машина, а БКМ «БАРЫС» - нет (значительное преимущество). БКМ «БАРЫС» изначально не проектировалась как плавающее средство, впоследствии её нельзя доработать и сделать плавающей. Вместе с тем, в Казахстане имеется значительное количество регионов с водными преградами;
7) надежность двигателя, трансмиссии, подвески и основных узлов БКМ «АРМА» выше, чем у БКМ «БАРЫС».
Во время испытаний боевой модуль БКМ «БАРЫС» и колесная база не подтвердили свое соответствие заявленным характеристикам, и требуют внесения конструктивных изменений.
БКМ «БАРЫС» не справляется с переходом траншеи из-за проблем с тяговым усилием двигателя.
Проведённая в 2021 году опытная войсковая эксплуатация обеих машин выявила в БКМ «БАРЫС» больше поломок по ходовой части, моторно-трансмиссионому отделению, системе охлаждения (при движении двигатель часто перегревался).
Из-за ошибок, допущенных при конструировании системы подвески БКМ «БАРЫС», передние колёса обрываются, тормозные суппорты нагреваются, что снижает эффективность тормозной системы.
За время проведения войсковых испытаний БКМ «АРМА» не имела существенных отказов, влияющих на ходовые возможности.
8) боевой модуль «Ансар» на БКМ «БАРЫС» значительно отставал по точности и имел сбои как при стрельбе из пушки 2А72, так и в работе оптики и монитора.
Основным приоритетом для оборонного ведомства является повышение боеготовности и усиление огневой мощи, отвечающей современным требованиям.
В целом, напоминаем, что Министерство обороны всегда готово к сотрудничеству с ОПК на конструктивно выстроенной для нужд казахстанской армии основе.