Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы в резерве»

  1. Название проекта закона

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы в резерве» (далее – проект Закона).

  1. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Н. Назарбаев подчеркивает: «В нынешней геополитической обстановке защита национальных интересов государства от угроз военного характера является одним из приоритетных направлений государственной политики».

Современные вооруженные конфликты показывают, что угрозы военного характера возможно решать только при наличии модернизированной армии, имеющей эффективные мобилизационные ресурсы.

В настоящее время большинство стран мира в мирное время, как и Республика Казахстан придерживаются смешанного способа обеспечения вооруженных сил людскими ресурсами.

При этом, в Республике Казахстан на военное время остается лишь один способ обеспечения вооруженных сил людскими ресурсами, это проведение массовой мобилизации населения, что является наследием советской школы проведения мобилизации.

События в Украине выявили ряд проблемных вопросов, связанных с мобилизацией Вооруженных Сил, подготовкой и наличием военно-обученного резерва, а также своевременным прибытием военнослужащих из запаса для восполнения потерь или ротации личного состава.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра современных принципов обеспечения воинских частей Вооруженных Сил людскими ресурсами путем организации прохождения гражданами службы в резерве.

Необходимо отметить, что Республика Казахстан имеет достаточные мобилизационные ресурсы и военно-обученный резерв в количестве, необходимом для решения боевых задач.

Вместе с тем, отрицательный опыт зарубежных государств указывает на то, что необходимо определенное время для введения режима чрезвычайного положения природного и техногенного характера или военного положения.

В условиях быстро меняющейся обстановки каждая минута промедления может значительно повлиять на расклад сил в театре военных действий либо ухудшить состояние после чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. 

По этой причине необходимо мгновенное развертывания как частей постоянной боевой готовности, так и частей сокращенного состава и резерва, не дожидаясь введения военного или чрезвычайного положения природного или техногенного характера.

Ускоренное приведение частей резерва и территориальных войск в высшие степени боевой готовности позволит своевременно сконцентрировать большую группировку войск на угрожаемом направлении и нанести потенциальному противнику максимальный урон с привлечением большего количества войск, либо по планам применения своевременно вводить резервы или восполнять потери на театре военных действий.

Эти же условия будут соблюдены при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, когда непосредственно устранением их последствий будут заниматься не действующие военнослужащие, а резервисты в случае, если Президентом будет принято соответствующее решение о применении Вооруженных Сил.

Опыт конфликта в Украине показал, что несмотря на наличие военно-обученного резерва, существует проблемы с их подготовкой к реальным боевым действиям.

Так, со временем военнослужащие запаса теряют навыки, приобретенные в ходе службы или военной подготовки, приобретается новое вооружение и средства связи, которые требуют времени для их овладения, необходимо время для боевого слаживания подразделений, создаваемых из военнослужащих запаса.

По этой причине в Украине до введения в зону боевых действий вновь формируемые подразделения проходили на полигонах дополнительную подготовку на протяжении нескольких месяцев. Тем не менее, и этого времени не хватало, чтобы обеспечить боеспособность подразделений на должном уровне. 

Проводимые регулярные сборы не решают проблем, связанных с подготовкой военнослужащих запаса, так как проводятся один раз в пять лет и охватывают ограниченное количество военнообязанных.

 Увеличение количества сборов и привлекаемых лиц также не улучшит положения, так как навыки в любом случае в течение последующих пяти лет будут утрачиваться.

Главной задачей строительства вооруженных сил является содержание оптимального состава вооруженных сил мирного и военного времени.

Решение этой задачи базируется на реализации основополагающего принципа строительства вооруженных сил, соответствия состава вооруженных сил возлагаемых на них задач в мирное и военное время, и всестороннего учета экономических возможностей государства.

По этим причинам решением Совета Безопасности Республики Казахстан от 19 мая 2021 года одобрено введение службы в резерве.

В соответствии с Концепцией строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формировании Республики Казахстан предусмотрена реализация мероприятий по введению службы в резерве на 2021-2025 годы.

Создание воинской службы в резерве позволит, не увеличивая Вооруженные Силы в мирное время, получить определенное количество военнообязанных, которые будут готовы в профессиональном плане к выполнению задач на начальном этапе военного времени или военного положения либо чрезвычайного положения природного и техногенного характера до проведения полной или частичной мобилизации.

Кроме того, при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, военнослужащие в резерве будут применены в первую очередь, что позволит Вооруженным Силам РК (действующим военнослужащим) без ущерба боеготовности в плановом порядке продолжать боевую подготовку, не отвлекаясь на выполнение несвойственных функций. 

Предполагается, что военнообязанные, заключившие контракт о прохождении воинской службы в резерве (далее – резервисты), будут проходить воинскую службу путем прохождения сборов и подготовки по имеющимся военно-учетным специальностям в мирное время в порядке, определенном Министерством обороны.

Для резервистов подготовка будет проходить один-два раза в месяц, а сборы 30 дней, в общей сложности не более двух месяцев в год.

При этом подготовка военно-обученного резерва путем проведения сборов для остальных военнообязанных будет продолжаться в плановом порядке с целью создания резерва для частей второго эшелона и восполнения потерь.

Во время сборов и занятий резервисты будут совершенствовать свои военные знания, умения и навыки, научатся слаженно действовать в составе подразделений (отделений, взводов, рот), узнают свой воинский коллектив, с которым придется служить.

Кроме того, появляется возможность допустить военнослужащих, проходящих воинскую службу в резерве, к военной технике и закрепить ее за ними. В этом случае, техника не просто будет находиться на длительном хранении, исчерпывая свой ресурс эксплуатации, но и обслуживаться, в готовности к немедленному применению.

Такие меры позволят сократить время для снятия техники с длительного хранения, что позволит приводить воинской части в высшие степени боевой готовности в максимально короткие сроки.

Вместе с тем, при возникновении угроз государству  Вооруженные Силы еще до введения военного или чрезвычайного положения природного и техногенного характера, полной или частичной мобилизации будут готовы вместе со штатным количеством Вооруженных Сил иметь в воинских частях еще несколько тысяч подготовленных бойцов.

Количество военнослужащих, проходящих воинскую службу в резерве, на первоначальном этапе введения такого вида службы с целью апробирования и изучения правоприменительной практики будет незначительным, возможно до тысячи человек. 

В дальнейшем возможно увеличение количества резервистов до нескольких бригад резерва и комплектование ими территориальных войск.

В случае, если служба в резерве покажет свою эффективность возможно введение в каждой бригаде постоянной боевой готовности службы в резерве до одного батальона. Бригада, за исключением одного батальона будет комплектоваться действующими военнослужащими, а один батальон будет являться батальоном резерва, который комплектуется резервистами.

В долгосрочной перспективе введение воинской службы в резерве позволит без ущерба боеспособности воинских частей постоянной боевой готовности сократить численность Вооруженных Сил и сэкономить бюджетные средства.

Таким образом, основной целью введения службы в резерве, является повышение гарантированного обеспечения воинских частей людскими ресурсами и создание боеготовых резервных сил.

Введение службы в резерве позволит:

удовлетворить мобилизационную потребность Вооруженных Сил;

улучшить и поддерживать военное обучение мобилизационных людских ресурсов на должном уровне;

сохранять заинтересованность граждан, пребывающих в запасе, к стремлению совершенствовать свои военные знания, умения и навыки.

В этой связи, предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы в резерве.

Для реализации выработанных подходов в частности предлагается:

  1. Касательно поступления и прохождения воинской службы в резерве

Так, предлагается ввести понятие «резервист - военнообязанный, заключивший в добровольном порядке с Министерством обороны контракт о прохождении воинской службы в резерве».

Законопроектом предлагается также предусмотреть понятие воинской  службы в резерве, условия и сроки службы, а также перечень оснований для исключения из резерва.

Служба в резерве подразумевает под собой воинскую службу по контракту по принципу территориальности (по месту жительства), с совмещением гражданином его основной работы, сохранением заработной платы, дополнительными денежными выплатами и предоставлением льгот.

Резервисты в период нахождения на занятиях и на воинских сборах будут иметь статус военнослужащих.

Подготовку данной категории граждан предлагается проводить
в пределах 60 (шестидесяти) дней в году, с учетом одного-двух занятий в месяц по программе боевой подготовки и проведения сборовых мероприятий (учений) (один раз в год на 30 дней) для слаживания подразделений в соответствии с программой обучения.

Введение службы в резерве позволит:

  • сократить время сбора резервистов за счет их прибытия непосредственно к месту службы;
  • качественно укомплектовать воинские части требуемыми специалистами;
  • повысить слаженность мобилизуемых подразделений;
  • обеспечить готовность резервистов к эксплуатации вверенного вооружения и военной техники;
  • осуществлять постоянный контроль за состоянием здоровья резервистов.

Таким образом, на законодательном уровне предлагается закрепить регламентацию:

  • определения порядка поступления на воинскую службу в резерве;
  • осуществление стимулирующих службу в резерве выплат (вознаграждений);
  • присвоения очередных воинских званий и перемещения по службе;
  • определения мер, позволяющих урегулировать отношения между резервистом и работодателем по основному месту работы.

Планируется установить порядок проведения мероприятий, направленных на обеспечение поступления на воинскую службу в резерве.

  1. Касательно трудовых прав

На законодательном уровне планируется предусмотреть, что за гражданином, поступившим на воинскую службу в резерве сохраняется место работы, занимаемая должность и сохраняется заработная плата,
а неработающему – минимальный размер заработной платы.

  1. Стимулирование работодателей

Предлагается предусмотреть налоговые и иные льготы для работодателей при приеме на работу военнослужащего резерва или альтернативным способам стимулировать работодателя на прием на работу военнослужащих резерва.

  1. 4. Социальный пакет для резервистов

Предлагается медицинское обеспечение резервиста в период его нахождения на занятиях или воинских сборах осуществлять за счет бюджетных средств в военно-медицинских учреждениях (организациях, подразделениях).

При отсутствии по месту прохождения воинской службы или месту жительства резервиста военно-медицинских учреждений (организаций, подразделений) или соответствующих отделений в них, специалистов либо специального оборудования по медицинским показаниям медицинская помощь резервистам оказывается субъектами здравоохранения:

1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

2) в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Резервистов, получивших ранения, контузии, травмы, увечья или заболевания при исполнении обязанностей воинской службы, планируется направлять на санаторно-курортное лечение за счет средств Вооруженных Сил, в структуре которых они проходят воинскую службу.

Резервистов планируется обеспечить за счет государства вещевым имуществом по нормам, утвержденным Министром обороны
Республики Казахстан по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, и в порядке, определяемом Министром обороны Республики Казахстан.

При этом с учетом воинской службы в резерве военнослужащие будут обеспечиваться только полевой формой одежды, а сроки носки будут рассчитываться только за период нахождения на сборах и занятиях.

Предлагается на период освоения программы подготовки резервистов обеспечить питанием по нормам, устанавливаемым Министром обороны
Республики Казахстан, по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

  1. Материальная ответственность военнослужащих

Резервист будет нести материальную ответственность в соответствии
с трудовым законодательством, законодательством о государственной службе и общевоинскими уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

С учетом изложенного, предлагается законодательно предусмотреть полную и ограниченную материальную ответственность резервистов.

  1. Иные вопросы прохождения службы в резерве

Учитывая, что резервисты в период обучения и прохождения воинских сборов будут обладать статусом военнослужащих, предлагается внести соответствующие поправки для закрепления правового и социального статуса по аналогии с военнослужащими (поступление, прохождение, увольнение, присвоение воинских званий, перемещение по службу, социальное, медицинское, вещевое и другие виды обеспечения), а также предусмотреть иные поправки для устранения правового пробела и коллизий по вопросам прохождения службы в резерве и стимулирования работодателей по сохранению места работы резервистам и принятию их на работу.

  1. Цели принятия проекта закона

Целью принятия законопроекта является регламентация гарантированного доукомплектования Вооруженных Сил военно-обученными резервистами, как в период мобилизации, так и в период чрезвычайного положения природного или техногенного характера.

  1. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере прохождения службы в резерве.

  1. Структура и содержание проекта закона

Законопроект состоит из двух статей.

Статья 1 определяет законодательные акты, в которые вносятся поправки, направленные на регламентацию прохождения службы в резерве: Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет», Кодекс Республики Казахстан
«Об административных правонарушениях», Трудовой кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О мобилизационной подготовке
и мобилизации», Закон Республики Казахстан «О чрезвычайном положении», Закон Республики Казахстан «О военном положении», Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих», Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан».

Статья 2 определяет сроки и порядок введения в действие законопроекта.

  1. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

Институт «служба в резерве» в Республике Казахстан вводится впервые,
в связи с чем, действующим законодательством не предусмотрен и проведение правового мониторинга законодательных актов не требуется.

  1. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Правовыми последствиями принятия законопроекта является введение норм, предусматривающих регламентацию службы в резерве.

Негативных социально-экономических, политических и юридических последствий не предполагается.

  1. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствии с разрабатываемым законопроектом

Не требуется.

  1. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами

Служба в резерве ранее нормативными правовыми актами не предусмотрена и вводится впервые в Республике Казахстан.

  1. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

При разработке Концепции изучена международная практика правового регулирования службы в резерве, опыт зарубежных стран (Соединенные Штаты Америки (далее - США), Великобритании, Германии, России, Беларуси).

США

Вооруженные Силы США (далее – ВС США) полностью комплектуются путем найма добровольцев. Резервы в США являются составным компонентом вооруженных сил страны и по своему целевому предназначению состоят из:

  • национальной гвардии сухопутных войск и военно-воздушных сил;
  • резервов сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил.

Национальная гвардия предназначается для всесторонней подготовки мобилизационного развертывания и передачи в состав регулярных войск соединений, частей и подразделений без нарушения их организационно-штатной структуры для совместного боевого использования в соответствующих объединенных и специальных командованиях.

Особенностью национальной гвардии является подчинение ее в мирное время губернаторам штатов. Передача частей национальной гвардии министерству обороны осуществляется во время объявления в стране чрезвычайного положения.

Резервы видов вооруженных сил США включают организованные по штатам регулярных войск соединения и части и подразделения резерва и предназначаются для подготовки мобилизационного развертывания и передачи в состав регулярных войск соединений и частей. Кроме того, они обеспечивают развертывание учебно-мобилизационной базы по подготовке личного состава, необходимого для восполнения потерь в ходе войны, а при необходимости и формирования новых частей.

Общее руководство резервами вооруженных сил осуществляет помощник министра обороны по личному составу, резервам и тылу.

Комплектование организованного резерва вооруженных сил личным составом осуществляется добровольно по территориальному принципу. Добровольцы могут заключать контракты на срок от 3-х до 6-ти лет. Организованный резерв национальной гвардии и резервы видов вооруженных сил комплектуются лицами в возрасте от 17 до 35 лет, а если проходили службу ранее – до 59 лет. При этом, в национальную гвардию лица, ранее не служившие в вооруженных силах, проходят 12-ти недельную начальную подготовку на лагерных сборах.

Резервисты организованного резерва проходят боевую подготовку с объемом не менее 48-ми четырехчасовых занятий в год и ежегодные лагерные сборы (не менее 14-15 дней), при этом им выплачивается 12% от должностного оклада в неактивный период и 100% при прохождении лагерных сборов. На весь период прохождения воинской службы в резерве за ними сохраняются льготы военнослужащих ВС США, при наличии выслуги лет – предоставляется пенсионное обеспечение (25 лет).

Великобритания

Королевские вооруженные силы Великобритании в мирное время традиционно комплектуются на добровольной основе с 1960 года.

В качестве резервных компонентов вооруженных сил Великобритания располагает военно-обученным резервом, который по степени боеготовности и оперативному предназначению подразделяется на организованный и неорганизованный.

Организованный резерв составляют воинские формирования (территориальная армия), имеющие организационную структуру близкую к соответствующим частям и подразделениям регулярных войск, но укомплектованные в основном приписным составом. В мирное время личный состав территориальной армии делится на постоянный (5-10% от установленной численности) и переменный (приписной). Основой постоянного состава являются около 2 300 военнослужащих сухопутных войск, большинство из которых является инструкторами для обучения приписного состава. Базой резерва является личный состав, недавно уволившийся из вооруженных сил в возрасте: офицеры – от 55 до 60 лет; сержанты и рядовые – от 45 до 50 лет, которые в установленный Парламентом срок находятся в готовности к призыву на действительную воинскую службу. Главное предназначение организованного резерва - быстрое усиление регулярных войск и ВМС, доукомплектование до штатов военного времени вновь формируемых частей и соединений в угрожаемый и начальный период войны.

К неорганизованному резерву относятся остальные военнослужащие резервисты в возрасте от 50 до 60 лет, большинство которых составляют бывшие военнослужащие, состоявшие ранее в организованном резерве.

Общая численность военно-обученных резервистов составляет около
1,2 млн. человек. Резервисты сухопутных войск и ВВС должны призываться на ежегодные учебные сборы продолжительностью от 8 до 15 суток и проходить боевую подготовку в выходные дни по 2 часа, но более 36 часов в год. Продолжительность сборов может быть увеличена до 30 суток.

Германия

В вооруженных силах Германии в качестве резервных компонентов являются территориальные войска, которые входят в состав сухопутных сил и являются базой для мобилизационного развертывания новых соединений и частей в военное время.

Кроме территориальных войск имеется общий мобилизационный резерв Бундесвера, который состоит из военно-обученного (3-4 млн. чел) и необученного резерва.

К военно-обученному резерву относятся резервисты, прошедшие воинскую службу (действительную или по контракту) и имеющие военную подготовку.

К необученному резерву относятся военнообязанные, которые не служили в вооруженных силах, но получили специальность в гражданских учебных заведениях и в случае войны могут быть использованы в различных органах Бундесвера.

Подготовка резервистов, как правило, проводится в тех частях,
к которым они приписаны и в частях территориальных войск совместно
с офицерами и унтер-офицерами, предназначенными для укомплектования этих частей в соответствии с мобилизационным планом. Для обеспечения доукомплектования кадрированных частей и подразделений соединений постоянной готовности и развертывания новых формирований на базе территориальных войск используются только резерв постоянной готовности и резерв первой очереди.

Российская Федерация

В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия, заключаемых с ними контрактов, определены в законе «О воинской обязанности и военной службе». Основываясь на соответствующие нормативно-правовые акты
Российской Федерации, резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.

Военнослужащий резерва должен обучаться ежемесячно 2–3 дня и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.

Поступающие в резерв офицеры и солдаты запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке — в размере оклада, для пяти и более лет — в полтора раза больше.

Резервиста приписывают к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.

Зарплата резервиста складывается из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента.

Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии, расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.

Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку 50%  начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.

Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.

Новая система позволяет подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения.

Новая система привлечения кадров направлена на увеличение обороноспособности РФ.

Республика Беларусь

Основным способом подготовки военно-обученного резерва для удовлетворения потребности вооруженных сил в военное время является получение гражданами военно-учетной специальности при прохождении ими срочной воинской службы и службы в резерве.

Служба в резерве – вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную воинскую службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Резервисты имеют статус военнослужащих, проходящих срочную воинскую службу, при нахождении на занятиях или учебных сборах, определяемых программами подготовки резервистов. Время нахождения резервистов на занятиях и учебных сборах засчитывается им в выслугу лет на военной службе для назначения пенсии, выплаты надбавки за выслугу лет на военной службе и в срок службы в присвоенном воинском звании, а также в стаж работы и стаж работы по специальности (в отрасли) в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

На службу в резерве призываются граждане, подлежащие призыву на срочную воинскую службу, в случае отсутствия потребности Вооруженных Сил, других воинских формирований в военнослужащих срочной воинской службы в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.

Порядок прохождения службы в резерве определяется Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», уставами Вооруженных Сил, Положением о порядке прохождения службы в резерве, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, и другими актами законодательства Республики Беларусь.

  1. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

Дата публикации
12 июля 2021