Системные меры устойчивого роста животноводства определил МСХ РК

Системные меры устойчивого роста животноводства определил МСХ РК

В службе центральных коммуникаций состоялся брифинг и. о. министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева, посвященный вопросам обеспечения кормами животноводства регионов, пострадавших от засухи, и создания условий для устойчивого развития животноводства.

В ходе брифинга глава ведомства проинформировал не только о мерах оперативного характера принятых и принимаемых Правительством по ликвидации последствий засухи и минимизации ущерба, но и о необходимости принятия системных мер, которые должны и будут предприниматься для повышения устойчивости развития животноводства.

Необходимость принятия таких мер очевидна, ибо развивать животноводство без соответствующей кормовой базы — это большой и неоправданный риск.

 «Погодные катаклизмы, как нынешняя засуха, были ожидаемы, соответственно надо было заведомо готовиться к такому сценарию развития событий. То, что мы, к сожалению, не были готовы к этому показал текущий год.» - констатировал Е. Карашукеев.

По данным ученых в стране ежегодно производится кормов практически в 2 раза меньше от зоотехнической нормы потребности. Причем, около 70% этого объема кормов в основном заготавливаются на естественных сенокосах и на так называемых косимых пастбищах, продуктивность которых всецело зависит от погодных условий.

Доля кормовых культур в севообороте находится на уровне 15%, что в 2 раза ниже, рекомендованного наукой показателя. Под кормовыми культурами занято всего 3,2 млн. га.

По мнению главы ведомства, были нарушены основные принципы развития животноводства и увеличение поголовья скота осуществлялось без опережающего укрепления кормовой базы.

«Кстати, по моему мнению, одной из причин проблем с развитием программы повышения экспортного потенциала животноводства за счет массового импорта племенного маточного поголовья было именно несоблюдение базового принципа: хочешь успешно развивать животноводство, начинай с кормопроизводства!» - отметил и. о. министра.

К примеру, в Мангистауской области по данным статистики здесь в советское время имелось около 732 тысяч голов всех видов скота. Для такого поголовья строилось и действовало 3400 шахтных и трубчатых колодцев, 43 пруда и водопроводы общей протяженностью почти 260 км.

Сейчас в области имеется около 840 тысяч голов скота или общая его численность увеличилась почти на 15%. За годы независимости количество колодцев сократилось до 2500, несмотря на то, что в период с 2014 по 2020 годы построено и восстановлено 387 колодцев и скважин. В области практически не проводились мероприятия по повышению продуктивности пастбищ.

«То есть здесь идет истощение пастбищ, которое усугубилось под влиянием жесточайшей засухи и это повысило уровень рисков в развитии животноводства. В этом я убедился, когда объезжал пострадавшие районы этой области. Природу не обманешь и это наглядно показывает нынешний год» - заключил Е. Карашукеев. К сожалению такая ситуация присуща и другим регионам страны.

Министерство предлагает системные меры, позволяющие гарантировать устойчивое развитие отрасли независимо от влияния погодных факторов.

Первое, реальная диверсификация в земледелии на основе научно-обоснованного севооборота.

Для ее достижения нужно, чтобы землепользователи строго соблюдали научнообоснованные севообороты.

Землепользователь в договоре аренды земельного участка берет обязательство соблюдать севообороты, однако отсутствие должных механизмов контроля над севеооборотом, в виду малочисленности и слабой технической оснащенностью земельных инспекций на местах, они оказались только на бумаге. 

Решением проблемы должно стать повсеместное внедрение и применение современных цифровых технологий, а именно космического мониторинга и дистанционного зондирования земли. Однако и здесь немало проблем. К сожалению, у нас до сих пор нет адаптированной к нашим условиям методики расшифровки полученных снимков. Поэтому-то мы можем только проследить ход посевной и уборочной кампаний, проконтролировать используется земля или пустует.

А вот определение видового состава культур мы не можем, и соответственно не можем проконтролировать соблюдение севооборотов. Здесь нужны прикладные научные исследования и их надо форсировать, обеспечивая научные организации соответствующими объемами финансирования.

Второе, расширение площади орошаемых земель под кормовые культуры.

Изменение климата привело к всевозрастающему дефициту водных ресурсов. В результате площади орошаемых земель за последние 30 лет сократились более чем в 2 раза, с 3 млн. га до 1,4 млн га.

В этих условиях поставленные задачи по рациональному использованию поливной воды за счет перехода к современным водосберегающим технологиям, сокращению площадей влагоемких культур, поиску новых источников водных ресурсов практически остались на уровне благих пожеланий. Теперь этот пробел надо восполнять.

Третье, развитие семеноводства кормовых культур.

В настоящее время в стране имеется 59 субъектов семеноводства по кормовым культурам. Однако их потенциальные возможности производить семена не используются в полной мере. Причина, с одной стороны, в отсутствии реального спроса, а с другой надежда на естественные сенокосы.

По этим причинам в прошлом году сельхозтоваропроизводителями приобретено чуть более 1,0 тысячи тонн семян кормовых культур. При научной норме в 300 тыс тонн.

 Процесс диверсификации земледелия, соблюдение научно-обоснованных севооборотов, а также мероприятия по коренному и поверхностному улучшению пастбищ должны создать устойчивый спрос на семена кормовых культур, а нынешняя засуха – должна еще раз напомнить животноводам, что без создания кормового поля невозможно должным образом гарантировать устойчивое развитие отрасли.

Четвертое, повышение продуктивности используемых пастбищных угодий и расширение их границ.

Отсутствие пастбищеоборота привело к тому, что на сегодняшний день в различных природно-климатических зонах страны от 20% до 60% пастбищных угодий оказались деградированными, по причине не работающих механизмов контроля из-за отсутствия соответствующей методики. Для решения данной проблемы необходимы прикладные научные исследования.

Необходимо акцентировать внимание создание культурных и аридных пастбищ, повышение их продуктивности за счет как коренного, так и поверхностного улучшения.

Основной проблемой расширение границ используемых пастбищ является их обводнение. Работа, которая до сего времени была проведена министерством в решении этой проблемы нуждается не только в активизации, но и перевода ее на новую платформу, позволяющую более эффективно и с высокой результативностью использовать бюджетные средства. Решение этой проблемы будет одним из приоритетов в ближайшей перспективе.

«Хочу напомнить, что по действующей программе предусматривалось строительство и реконструкция колодцев за счет фермеров с последующим субсидированием на 80% их затрат (в т. ч. 50% за счет республиканского и 30% за счет местного бюджетов).

В этой связи мы будем отрабатывать вопросы наделения дополнительными полномочиями Казводхоз строить шахтные колодцы и скважины на новых пастбищных угодьях с последующей передачей их в аренду животноводам» - проинформировал глава ведомства.

Говоря о пастбищах невозможно обойти проблему обеспеченности ими скота личных подсобных хозяйств. Ситуация с дефицитом пастбищных угодий вокруг населенных пунктов для ЛПХ усугубляется еще с их деградацией.  Существующие механизмы решения этой проблемы либо высокозатратные, либо неприемлемые для сельских жителей из-за отдаленности выделяемых угодий от населенных пунктов и их необустроенности.

Одним из вариантов выхода из этой ситуации мы видим в кооперации ЛПХ, опираясь на положительный образ Жамбылской области.

«Таковы вкратце основные направления системных мер, на которые будут сосредоточены усилия министерства сельского хозяйства в вопросах создания прочной кормовой базы для животноводства. Для придания большего динамизма этим процессам мы планируем разработать соответствующие корректировки в существующие механизмы государственной поддержки сельского хозяйства. Уверен, что вышеуказанные меры положат основу для устойчивого развития отрасли, максимальной минимизации влияния погодных условий на нее и неповторения в будущем подобной ситуации, в которой сегодня оказались отдельные регионы страны» - подвел итог и. о. министра Е. Карашукеев.