Казахстанские производители молочной продукции активно изучают процесс цифровой маркировки

Казахстанские производители молочной продукции активно изучают процесс цифровой маркировки

 

Как известно, в марте 2019 года Президентом страны ратифицировано Соглашение о маркировке и прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе.

В минувшем году Российская Федерация внесла в Евразийскую экономическую комиссию уведомление о поэтапном введении маркировки товаров на своей территории. Позднее к процессу подключилась и Республика Беларусь.

Так, для конкурентоспособности казахстанской молочки на рынке Таможенного союза Правительство РК также рассматривает вопрос введения инструмента маркировки.

Учитывая, что маркировка, как регуляторный инструмент, влечет необходимость обратных действий со стороны бизнеса, Предпринимательский кодекс и Закон «О регулировании торговой деятельности» установили обязательное проведение пилотного проекта и внесение анализа регуляторного воздействия.

Для этих целей в октябре 2020 года на площадках ряда молочных предприятий были начаты пилотные проекты с апробацией процессов цифровой маркировки.

Целью пилотного проекта является подбор необходимого маркировочного оборудования, апробация работы национальной системы маркировки, расчет стоимости всех нововведений, которые влечет маркировка.

В свою очередь, цифровая маркировка товаров является основным инструментом в борьбе с некачественной продукцией:

  • выбытие просроченного товара будет блокироваться кассовым аппаратом;
  • покупатель маркированной продукции сможет сигнализировать о нарушениях с помощью мобильного приложения;
  • фальсификация продукции станет невозможной.

Эти меры помогут «обелить» рынок и защитить казахстанского потребителя от некачественной продукции.

Кроме того, процесс маркировки обеспечит прослеживаемость товаров от производителя до конечного потребителя, так как вся логистика продукции отображается в системе маркировки. Коды маркировки присваиваются для каждой единицы товара.

Бизнес в свою очередь получит выгоду в виде предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, унифицирует процедуры учета движения товаров, а также получит дополнительный инструмент по борьбе с фальсификатом.

Кроме того, для минимизации затрат производителей прорабатываются меры возмещения до 40 % затрат для крупного бизнеса, до 60 и до 80 % - для среднего и малого бизнеса соответственно (но не более 30 000 МРП). Данный проект в текущее время проходит согласование в центральных государственных органах.

Напомним, цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза. В РК с 1 октября 2020 года уже введена обязательная цифровая маркировка табачных изделий. С 1 ноября 2021 года стартует обязательная маркировка обуви. На данный момент, помимо молочной отрасли, «пилоты» проходят по цифровой маркировке алкоголя, фармпрепаратов, упакованной воды и сахаросодержащих напитков, а также товаров легкой промышленности.