«Партисапаторное» бюджетирование (от английского слова participate – участвовать), зародилась в конце двадцатого века в Бразилии (Порту-Алегри) и за последние двадцать лет широко распространилась в других странах.
Появление «партисапаторного» бюджетирования стало ответом на необходимость совместной работы граждан и представителей власти в решении городских проблем. Его возникновение стало возможным благодаря сочетанию таких факторов, как политическая воля власти, ее стремления к демократизации и наличие поддержки со стороны граждан, желающих изменить ситуацию в своих населенных пунктах.
Смысл «партисапаторного» бюджетирования в Порту-Алегри заключался в том, чтобы дать жителям право самостоятельно решать, куда пойдет часть тех бюджетных средств, которые распределялись исключительно местными депутатами.
Появлению «партисапаторного» бюджетирования способствовала быстрая урбанизация и рост количества бедного городского населения, которое не было обеспечено необходимой инфраструктурой.
В процессе адаптации в каждой внедрявшей эти практики стране методы были видоизменены в соответствии с региональными особенностями.
В мировой практике «партисипаторное» бюджетирование является одной из практик инициативного бюджетирования, которое все шире и активнее реализуется во многих зарубежных странах.
Во Франции практики вовлечения населения в обсуждение и решение вопросов, представляющих общий интерес, реализуются достаточно давно.
В 2002 году был принят закон о местной демократии, который обязал органы местного самоуправления создавать советы районов во всех городах с населением свыше 80 тыс.человек.
Советы районов – это комитеты при органах местного самоуправления, включающие в себя представителей гражданского общества и играющие в основном совещательную роль.
На законодательном уровне проводятся дебаты по наиболее важным социально-экономическим вопросам. За организацию таких дебатов на национальном уровне отвечает Национальная комиссия общественных дебатов. На местном уровне также существует традиция и механизмы проведения обсуждений вопросов, представляющих общественный интерес.
Справочно: Париж делится на 20 муниципальных округов, каждый из которых состоит из 4 кварталов. Каждый округ имеет свою мэрию, бюджет, полицию. Городом управляет избранный на 6 лет «Совет Парижа», который назначает мэра Парижа и его заместителей. В рамках парижской практики ПБ проектные предложения могут быть направлены на решения проблем города в целом, либо отдельного муниципального округа (т.е. общегородские и окружные проекты). Около 90% проектов – это велосипедные дорожки, озеленение, парковые зоны, дизайн общественных пространств, экология, пешеходные переходы, небольшие спортивные и игровые комплексы).
Пилотный проект «партисипаторного» бюджетирования в Париже был запущен в 2014 году. После удачного пилотирования в 2015 году решением Городского совета практика «партисипаторного» бюджетирования была запущена в полном масштабе.
Участие населения в бюджетных процессах практикуется также в США. В начале двадцатого века были широко распространены традиции участия жителей в общественных слушаниях. Городские общественные организации, комитеты горожан и фонды, участвующие в планировании, разработке и реализации местных проектов, активно сотрудничают с муниципалитетами и получают бюджетное финансирование для своих проектов. Среди успешных проектов в мегаполисе можно отметить практику «партисипаторного» бюджетирования в Нью-Йорке.
Справочно: Нью-Йорк состоит из пяти административных округов (так называемых «боро»), которые в свою очередь делятся на 51 административный район. Каждый район обладает собственным общественным советом – представительным органом, представляющим интересы местного населения. Законодательным органом, управляющим городом, является Городской совет Нью-Йорка. В него входит 51 депутат – представители муниципальных районов всех пяти округов, по одному от каждого района.
Средства, которые попадают в сферу полномочий городского совета могут быть использованы для проектов физической инфраструктуры общего пользования со сроком службы объектов не менее пяти лет. Типология этих проектов представлена на сайте Городского совета, а также Своде правил «партисипаторного» бюджетирования. Проекты подразделяются на категории (культура, искусство, общественные здания, школы, образование, окружающая среда, жилищный фонд, парки, зоны отдыха, объекты здравоохранения, общественная безопасность, санитария, уборка мусора, пожилые, молодежь, уличная сеть и транспорт).
Наиболее популярной сферой является образование (ремонт, библиотеки, крыши школ, аудитории, спортивное поле).
В каждом районе может быть реализован один или несколько проектов. Максимальная стоимость проекта (или группы проектов) в каждом районе ограничивается суммой, выделенной городским советом на район. При этом, может быть продолжено и финансирование ранее начатых проектов.
В России подобные проекты развиваются, начиная с 2007 года, и на текущий момент можно констатировать окончание первого этапа развития партисипаторного бюджетирования, получившего название инициативное бюджетирование.
За прошедшие почти десять лет пилотные проекты подтвердили свою результативность и эффективность. Следующим шагом стало масштабирование существующих проектов и появление новых регионов, которые присоединились к процессу.
По международному сотрудничеству Казахстан ВПЕРВЫЕ в 2019 году включен в МИРОВОЙ Атлас «партисипаторного» бюджетирования в составе 71 страны.
Принципы «партисапаторного» бюджетирования в Казахстане реализуются посредством «Бюджета народного участия».
В 2019 году в пилотном режиме в городах Нур-Султан и Алматы реализован проект «Бюджет народного участия».
В 2020 году «Бюджет народного участия» масштабирован на все города областного значения и в г. Шымкент.
Для нас «Бюджет народного участия» одна из форм общественного участия в бюджетном процессе.
Конечно, сегодня функционируют и иные формы участия граждан — это общественные советы, публичные слушания, механизмы рассмотрения жалоб и предложений населения и другие.
Но данный механизм позволяет непосредственно населению предлагать проекты.
Впервые разработаны механизмы участия граждан в распределении бюджетных средств.
Отметим, что главная цель внедрения «Бюджет народного участия» это активная работа местных исполнительных органов по вовлечению населения в участие по распределению средств местного бюджета в рамках его формирования.
То есть, население имеет возможность принять участие при распределении средств местного бюджета на благоустройство, в том числе:
Суть в том, что жители сами выдвигают идеи благоустройства, прорабатывают их до уровня проектов, затем онлайн голосованием отбирают победителей. Проект объединяет жителей вокруг какой-либо локальной проблемы, вовлекает соседей в обсуждения, позволяет до мелочей разобраться с тем, как лучше обустроить двор, парк или сквер.
В целом, привлечение населения к процессу принятия бюджетных решений позволит обеспечить прозрачность процесса, укрепить доверие граждан к местной власти, повысить информированность и финансовую грамотность населения и способствует повышению солидарной ответственности за качество и бережную эксплуатацию объектов инфраструктуры.
В сентябре 2022 года Глава государства озвучил о масштабировании на города районного значения и села практики «Бюджета народного участия» с определением его размера в объеме 10% от расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
Внедрение и масштабирование «Бюджета народного участия» на населенные пункты проводится планомерно и поэтапно.
«Бюджет народного участия» масштабирован на города районного значения, являющийся административными центрами района и численностью населения более 10000 человек с установлением минимального лимита не менее 10% от расходов на ЖКХ и благоустройство.
Предварительно это из 48 городов районного значения, 35 у которых объем бюджета на «Бюджета народного участия» составит в среднем 500 млн.тг.
Данные новшества будут касаться «Бюджета народного участия» более 90 населенных пунктах.
Большинство городов районного значения в социально-экономическом развитии схожи с городами областного значения.
Основную часть собственных расходов городских бюджетов составляет расходы на ЖКХ.
Для активного вовлечения населения в «Бюджеты народного участия» внедрен модуль «бюджет народного участия» на Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов.
На странице акиматов на Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов в модуле «Бюджет народного участия» все желающие в режиме реального времени могут отслеживать предложенные «проекты» жителей с указанием статусов, таймлайны, количества голосов ит.д. в лаконичной, понятной и подробной форме.
Информация о ходе реализации проектных предложений обеспечивается путем обнародования данных о реализуемых «проектах» и использование средств на их финансирование в средствах массовой информации, а также в ходе отчетных встреч акимов с населением.
Также предусмотрено интеграция сервиса «Бюджет народного участия» Единой платформы интернет-ресурсов государственных органов с мобильным приложением «EgovMobile».
Проведение «Бюджета народного участия» является обязательным процессом разработки проектов местных бюджетов, поэтому местные исполнительные органы не могут обойти данный процесс.
Вместе с тем, количество нереализованных проектных предложений ежегодно снижается.
С внедрением «Бюджета народного участия» в городах объем возможных расходов бюджета на реализацию проектных предложений вырос, со 100 млн. тенге в 2019 году до 21,9 млрд. тенге в 2023 году.
За 2019-2022 годы на реализацию проектных предложений из городских бюджетов выделено 27,2 млрд. тенге, на 2023 год запланировано 31,0 млрд. тенге.
Фактическое соотношение расходов на «Бюджет народного участия» к расходам ЖКХ городов, практиковавших бюджет народного участия, выросло с 0,2% в 2019 году до 8,3% в 2022 году.
На 2023 год плановое значение показателя составляет 8,4%.
В целом, практика показала, что «Бюджет народного участия» это действующий механизм и по ключевым показателям БНУ наблюдается положительная тенденция, так как реализация проекта дает возможность жителям осуществить свои планы, улучшить инфраструктуру, воплотить свои задумки и сделать именно то, что необходимо жителям конкретного двора.
Директор департамента бюджетного законодательства О. Бейсембаев