Уполномоченный по этике Минфина честно рассказал о своей работе

Уполномоченный по этике Минфина честно рассказал о своей работе

О том, чем занимаются Уполномоченные по этике в госорганах, какие инструменты используют в работе, на что жалуются казахстанцы и какие требования предъявляются сегодня к госслужащим, рассказал Уполномоченный по этике Министерства финансов РК Рустам АЙДАРХАНОВ.

 

- В чем вы видите свою основную миссию как Уполномоченного по этике?

- Моя миссия - это доведение понятным, доступным языком основных положений действующего законодательства о госслужбе и противодействии коррупции с ориентацией на практику применения. Оказываю помощь сотрудникам министерства и разбираю жалобы граждан, которым приходится взаимодействовать с нашими департаментами. 

Веду широкую разъяснительную работу в коллективах департаментов Министерства финансов, индивидуальную консультативную работу по обращениям работников и граждан, а также выступаю в роли внутреннего медиатора в случаях возникновения трудовых конфликтов.

Государственные служащие порой могут быть не в курсе новшеств или изменений законодательства и, как следствие, у них могут возникать сомнения в применении норм. Моя задача – проинформировать их и наладить конструктивное взаимодействие с населением. Такие этические стандарты внедряются в коллективе нашего министерства.

Цель – повысить доверие населения к Министерству финансов и госорганам в целом. В моей компетенции находятся формирование новой культуры взаимоотношений, мониторинг и контроль за соблюдением государственными служащими установленных законами ограничений и запретов, анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также взаимодействие с институтами гражданского общества и другими госорганами в целях формирования позитивного имиджа государственной службы.

 

- С какими проблемами приходят к вам госслужащие, когда вы выезжаете в регионы? Что их интересует?

-  Как правило, это рабочие моменты: нехватка кадров, технического обеспечения для осуществления трудовых обязанностей, бывает, складывается неблагоприятная обстановка в коллективе из-за действий отдельных сотрудников или взаимоотношений с руководством. Служащие поднимают вопросы социального пакета, обучения, нехватки базового оклада заработной платы. Где-то техника морально устарела, где-то зданию нужен ремонт, просят обратить внимание руководства. В каждом регионе свой характер задаваемых вопросов.

К примеру, мои коллеги в Туркестанской области, с которыми я не так давно встречался, рассказали о том, что с переносом областного центра не могут позволить себе жить или даже снимать жилье в Туркестане. Потому что очень дорого. Они вынуждены каждый день ездить на работу из Шымкента, что накладно и долго. Просили организовать служебный транспорт для доставки на работу. И поднять зарплату. У служащих акиматов зарплата считается по факторно-бальной шкале, что добавляет им ответственности, но и денег. В результате, у них зарплата в два раза больше, чем у сотрудников наших департаментов. Разница существенная. Люди видят ее и задают вопросы.

Во время встреч в Карагандинской области выяснилось, что коллектив одного из наших подразделений не доволен поведением руководителя, который взял привычку давать ответственные поручения в конце рабочего дня и регулярно, без особой потребности, задерживать сотрудников. Пришлось вмешаться.

 

- Какие вопросы вам уже удалось решить?

- Я назначен уполномоченным по этике полгода назад, в августе, поэтому мне рано говорить о больших достижениях. Рабочие моменты мы решаем на месте, разбираем жалобы граждан на действия госслужащих. Где-то грубо ответили – проводится служебное расследование, если факт подтверждается – вызываем сотрудника на дисциплинарный совет.

После возвращения из региона, я пишу министру отчет о своей поездке. Как обстоят дела, с какими вопросами обращаются люди. Если здание обветшало и требует ремонта, министр дает поручение Департаменту госимущества и приватизации провести ремонт.  Если сотрудники жалуются на грубость руководителя – министр берет это на заметку и учитывает при ротации кадров. Вопрос по зарплате возникает постоянно. Кстати, и этот вопрос руководство Министерства уже решает.

 

- На какие моменты в работе сотрудников Минфина жалуются граждане? Насколько оправданы их обращения?

- Вопросы обычные, бытовые, то, что раздражает людей при взаимодействии с госорганами. Бывают такие сотрудники, которые в момент загруженности, при исполнении поручений руководства, не берут трубку. Бывает, грубо отвечают. Бывает, что граждане начинают звонить не по делу, на все телефоны, во все министерства, чтобы найти возможность решить свой вопрос или получить консультацию, а потом жалуются на бездушие.

Довольно часто Минфин считают ответственным за работу банковской сферы и обращаются к нам с обидами, жалобами, просьбами вмешаться: «Вот, я положил деньги на депозит в таком-то банке, а обещанных дивидендов или бонусов нет. Наведите порядок!» Приходится объяснять, что Министерство финансов отвечает за сбор налогов и пополнение казны, а также за расходы республиканского бюджета. Возникла проблема с банком второго уровня, – пожалуйста, обращайтесь в Национальный банк.  

Очень актуальный вопрос для нашего министерства жалобы на представление услуг. Поскольку госорган осуществляет свою деятельность в разных и довольно чувствительных для населения сферах – налогообложения, государственных закупок, государственного имущества и приватизации, внутреннего государственного аудита, стратегических планов и бюджетирования, законодательства и казначейства – в процесс часто включается человеческий фактор.

В этом году мы в основном получаем жалобы на работников органов государственных доходов. Даже не на конкретных специалистов, а на то, что «мне неправильно насчитали налоги».  Особенно по налогам на автотранспорт много недовольства. В этом году мы начали проводить сверки и интеграцию с базами данных адмпрактики МВД и всплыла информация за прошлые годы.  Проблемы возникли у людей, которые продали свои машины по доверенности. Покупатели машины на себя переоформить не торопятся, так и ездят, а граждане возмущаются, почему штрафы и налоги стали приходить им. Кстати, опыт внедрения единого колл-центра в ДГД Алматы оказался очень эффективным. Людям удобно – быстро решают свои вопросы, сотрудники разгрузились и количество жалоб снизилось до минимума.

Хочу подчеркнуть, что нареканий на действия госслужащих нашего министерства с каждым месяцем становится все меньше, и это радует.

 

- Какой механизм проверок вы используете в работе с обращениями? Как вы понимаете, что это не наговор на сотрудника и не личная месть?

- Истину всегда видно. Достаточно внимательно выслушать, иногда - провести очную ставку. Исходя из результата небольшого внутреннего расследования и принимается решение.

 

- Вы активно мониторите соцсети и СМИ на предмет появления информации о неподобающем поведении сотрудников. Расскажите, пожалуйста, как вы это делаете и зачем?

- Слежу за публикациями в средствах массовой информации на предмет появления позитивных или негативных публикаций в отношении государственных служащих, чтобы оперативно отреагировать, принять меры или поблагодарить сотрудника.

Аккаунты сотрудников в социальных сетях изучаю превентивно, на предмет наличия фото, видеоматериалов, комментариев, дискредитирующих государственную службу, а также соблюдения стандартов внешнего вида государственного служащего. Беру список департамента, это как правило 20-30 человек, добавляюсь к ним в друзья и пофамильно изучаю их страницы. Если вижу необходимость – даю сотруднику рекомендации. К примеру, убрать фото с кальяном и алкогольными напитками.

 

- И как люди реагируют на Ваши замечания?

- Нормально реагируют. Они понимают, что поведение одного сотрудника может навести тень на репутацию всего министерства.  Поэтому государственный служащий должен проявлять скромность во всем.

 

- Среди инструментов вашей работы есть анонимное анкетирование сотрудников.  Как часто вы его проводите и что удается выяснить с помощью опросов?

- Анонимное анкетирование коллектива проводится целенаправленно два раза в год для понимания удовлетворенности сотрудников и выявления «болевых точек».  Если поступает серьезный сигнал, коллективная жалоба, что в каком-то из Комитетов или региональных департаментов складывается неблагополучная моральная обстановка, можем провести внеплановое анкетирование уже для выяснения реального состояния морально-психологического климата.

 Плановое анкетирование дает нам довольно качественное исследование по многим показателям. Вопросы в анкетировании подразделены на пять блоков.

В первую очередь, это вопросы, характеризирующие взаимоотношения государственного служащего с коллегами, его видение и оценка моральной обстановки, сложившейся в коллективе.

Во-вторых, - определяем профессиональные и деловые качества руководителя: его объективность и беспристрастность, уважительное отношение к сотрудникам, соблюдение самим руководителем норм служебной этики и меры, которые им предпринимаются для создания в коллективе благоприятной моральной атмосферы.

Также включены вопросы по организации рабочего процесса, распределения нагрузки, оценке результатов труда, соблюдения нормативов труда и организации конкурсных процедур.

Пятый блок отражает мнение сотрудников о сложившейся на данный период в коллективе морально-психологической атмосфере.

К примеру, в начале этого года в рамках анкетирования более 40% опрошенных сотрудников выразили свое недовольство тем, что непосредственные руководители вынуждают их выходить на работу в праздничные и выходные дни.

 

- И вы с этим боретесь? Еще несколько лет назад госслужащим отводилась роль бессловесных верноподданных своего начальника. Подход был жестким: прав/не прав – терпи, что-то не нравится - уходи.  Вы пытаетесь изменить ситуацию?

- Главой государства в декабре 2015 года был подписан Указ об утверждении Этического кодекса. В данном Законе четко регламентировано поведение государственных служащих, как руководителей, так и исполнителей во время работы, вне службы, в общении с коллегами. По моему личному мнению, принятие данного Указа значительно упростило жизнь государственным служащим на низовых должностях и установило ограничение руководителям, которые свои личные интересы ставят выше служебных.

Мне остается неустанно напоминать работникам и руководителям, особенно в ситуациях высокой загруженности, о необходимости строгого соблюдения законодательно установленных норм, в том числе и трудового графика. У каждого сотрудника есть семья, близкие люди и на общение с ними тоже нужно время.

В Министерстве финансов такая работа ведется уже несколько лет. Регулярно проводим вечерние рейды по кабинетам, чтобы сотрудники не задерживались на работе после завершения трудового дня. В случае установления фактов нарушения режима рабочего времени в адрес вышестоящего должностного лица направляется рекомендательное письмо, либо обращение.

 

- А как же трудоголики? Они же просто не умеют отдыхать.

- Если человек преследует какие-то свои личные амбиции, он может работать из дома. Никто не запрещает. Но лучше успевать в рабочее время.

 

- Были ли в вашей практике случаи, когда сотрудники сообщали о фактах коррупции или вымогательства среди коллег?

- Мне сообщений от работников о фактах коррупции или вымогательств среди коллег не поступало. Они выявляются иными способами. В настоящее время склонные к получению взяток индивидуумы отсеиваются уже на стадии приема на работу, по результатам психометрических тестирований.

По вопросам противодействия коррупции и нарушения норм Этического кодекса я, как уполномоченный по этике, тесно сотрудничаю с управлением ведомственного контроля Департамента по управлению персоналом. При выявлении таких фактов, просим работника дать письменное объяснение. Если он не согласен, не подтверждает факта нарушения, прошу управление ведомственного контроля провести служебное расследование. Если доказательная база собирается серьезная, то работник получает вызов на комиссию. Решение о наказании принимается коллегиально.

 

- Насколько я понимаю, вы также занимаетесь социальной медиацией в коллективе, урегулированием трудовых споров. Расскажите, пожалуйста, как работает этот механизм в коллективе Минфина?

- Приведу пример. Поступила информация о сложной морально-психологической обстановке, которая стала развиваться в коллективе одного из наших территориальных подразделений: руководитель структурного подразделения вступил в открытый конфликт с руководителем госоргана. Нашла коса на камень, как говорится.

Для выяснения сложившихся обстоятельств, первым делом, до проведения беседы с коллективом, провел анонимное анкетирование всех свидетелей и вовлеченных в конфликт работников. Итоги опроса ясно показали обстановку и причину недопонимания. На собрании каждый работник получил возможность высказать свое мнение, посмотрели, что говорится по этому поводу в положениях Кодекса этики госслужащего, поняли, кто в чем был не прав, извинились и   конфликт был исчерпан.

В целом, в коллективе Министерства финансов благоприятный морально-психологический климат, что способствует эффективности проводимой работы.

 

- Как Вас могут найти граждане и сотрудники, если потребуется обратится?

- Координаты Уполномоченного по этике с указанием имени и фамилии, номеров мобильного и служебного телефонов вывешены на входе в здание всех структурных подразделений, в самых общедоступных местах и на сайте Министерства финансов. Для обращения можно воспользоваться и соцсетями. Обращайтесь! Буду рад помочь.