Меню

Страницы

Статья

НДС налоговые преференции

1.Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: КПН, НДС

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 07.02.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 13 312,2 тыс.тенге, пени 3 185,5 тыс.тенге, НДС в сумме 24 149,5 тыс.тенге и пени 4 576,9 тыс.тенге.

Компания «В» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

  1. Относительно реализации в адрес Компании «A»

В жалобе указано, что Компании «А» является частью проекта между Правительством Республик Казахстан, Акиматом г.Астана и ТОО «С» в отношении строительства многофункционального комплекса Абу-Даби Плаза в г.Астана, Постановление Правительства Республик Казахстан от 25.03.2011г. №272-1.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение  пункта 2 статьи 389 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее – Налоговый кодекс) Компанией «В» не представлены документы по реализации товаров (работ, услуг), подтверждающие обороты, облагаемые по нулевой ставке, при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон. 

В результате, в ходе проверки установлен облагаемый оборот в размере 143 431,8 тыс.тенге, НДС в сумме 17 211,8 тыс.тенге по отгрузке товара (штукатурка, грунтовка и другое) Компании «A». 

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьей 381 Налогового кодекса, размер оборота по реализации определяется как стоимость реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При реализации товара на условиях рассрочки платежа стоимость реализуемого товара определяется с учетом всех платежей, предусмотренных условиями договора.

Согласно пункту 1 статьи 422 Налогового кодекса ставка НДС составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Налогового кодекса, если международным договором ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Законом Республики Казахстан от 07.07.2009г. № 171-IV ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов касательно строительства комплекса Абу-Даби Плаза, подписанное в г.Астана 11.06.2009г. (далее - Соглашение).

В соответствии с приложением 1 Соглашения:

«Подрядчик» означает любое Лицо, поставляющее, прямо или косвенно, Компании «С» или его аффилированным лицам или в их в интересах товары, работы, услуги или технологии, связанные с Объектом Строительства, в том числе всех консультантов, а также любых правопреемников или правомочных цессионариев такого Лица и таких консультантов. Термин не включает физических лиц, действующих в качестве работников любого другого Лица.

«Субподрядчик» означает любое Лицо, заключившее соглашение (я) со всеми или несколькими Подрядчиками или любым из них, и поставляющее, прямо или косвенно, всем или нескольким Подрядчикам или любому из них товары, работы, услуги или технологии, связанные с Объектом Строительства, а также любых правопреемников или правомочных цессионариев такого Лица.

Термин не включает физических лиц, действующих в качестве работников любого другого Лица.

«Лицо» означает любое физическое лицо или любое юридическое лицо.

В соответствии с параграфом 4.3.5 статьи 4 Соглашения Субподрядчики, имеющие контракты с Подрядчиками, имеют право применять нулевую ставку НДС в течение периода строительства в отношении оборотов, возникающих от реализации товаров (услуг, работ) Подрядчику в связи с объектом строительства и его эксплуатацией.

Предусмотренные вышеуказанными параграфами преференции по НДС прекращают действовать после ввода в эксплуатацию или завершения всего объекта строительства.

Согласно пункту 4.3.6 Соглашения Компания «С» или его Уполномоченный Представитель предпримут все необходимые разумные меры по разработке и внедрению соответствующей административной процедуры для разумного подтверждения правильности применения Подрядчиками или Субподрядчиками преференций по НДС в соответствии с параграфами 4.3.4 и 4.3.5 Соглашения.

Во исполнение пункта 4.3.6 Соглашения утвержден Приказ Генерального директора Компании «С» от 30.03.2017г. №19 «Об утверждении Правил администрирования преференций по НДС по проекту Абу-Даби Плаза» (далее – Правила).

Подпунктами (i), (ii) пункта 3.2 Правил определено, что в целях подтверждения правомерности применения преференций по НДС, предусмотренных параграфом 4.3.4 Соглашения, Подрядчик осуществляет следующие процедуры:

- после назначения Субподрядчика обеспечивает подтверждение факта назначения Субподрядчика по форме согласно Приложению 3 к настоящим Правилам (далее – «Форма подтверждения Субподрядчика»).  Форма подтверждения Субподрядчика подписывается Компания «С», Подрядчиком, соответствующим Субподрядчиком и Компанией «Е», являющейся Менеджером по Проекту.

- направляет каждому Субподрядчику копию настоящих Правил, подлинник Формы подтверждения Субподрядчика и письменное уведомление по форме согласно Приложению 2 к настоящим Правилам о возможности применения Субподрядчиком преференций по НДС, предусмотренных параграфом 4.3.5 Соглашения, при условии соблюдения настоящих Правил.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Компанией «В» к жалобе приложены следующие документы: договор поставки товаров, реестр счетов-фактур, электронные счета-фактуры, накладные на отпуск запасов, акт сверки.

При этом в Дополнительном соглашении к договору указано, что Компания «С» поручила Подрядчику все работы, связанные с проектом Абу-Даби Плаза на основании Договора,  Субподрядчик подтверждает получение и ознакомление с Правилами и Уведомлением о порядке применения преференций по НДС.  

В то же время Компанией «В» не представлена «Форма подтверждения Субподрядчика» (Приложение 3 к Правилам), которая подписывается Компанией «С», Подрядчиком, соответствующим Субподрядчиком и Компанией «Е», являющейся Менеджером по Проекту.

Тем самым, не подтвержден факт назначения Субподрядчика в соответствии с Правилами.

Таким образом, Товариществом не выполнены условия, разработанные Компанией «С» в части административных процедур, и соответственно, не подлежат применению налоговые преференции в отношении оборотов, возникающих от реализации товаров (работ, услуг) в связи с объектом строительства комплекса Абу-Даби Плаза.

В связи с вышеизложенным, начисление НДС на сумму 17 211,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «A» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «D»

В жалобе указано, что согласно определению Специализированного межрайонного экономического суда сделки между Компанией «В» и Компанией «D» не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 3 статьи 242 и статьи 400 Налогового кодекса к проверке не представлены подтверждающие документы по взаиморасчетам с Компанией «D», в результате исключены из вычетов расходы за 2019г. в сумме 31 074,3 тыс.тенге и НДС за 2 квартал 2019г. в сумме 2 649,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D». 

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

При этом вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

 Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, при этом, бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции.

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. в сумме 31 074,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2019г. на сумму 2 649,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D».

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса Компанией «В» к жалобе приложены следующие документы: договор поставки товаров, реестр счетов-фактур, накладные на отпуск запасов, выписка банка, акт сверки.

В ходе рассмотрения материалов проверки установлено, что Управление государственных доходов в адрес Компании «D» выставлено уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля.

В данном уведомлении указано, что на основании системы управления рисками, основанной на анализе данных электронных счетов-фактур, а именно сведения по приобретенным и реализованным товарам, работам и услугам, определено, что отраженные в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления.

Всего в уведомлении указано 249 электронных счетов-фактур (ЭСФ) за период с 01.01.2019г. по 30.11.2020г.

В связи с тем, что данное уведомление Компанией «D» не исполнено, налогоплательщику ограничен доступ к ИС ЭСФ.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «D» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

В связи с этим, исключение из вычетов расходов за 2019г. на сумму 31 074,3 тыс.тенге и НДС из зачета на сумму 2 649,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно увеличения совокупного годового дохода и оборота по реализации товаров за 2019г. по взаиморасчетам с Компанией «F»

В жалобе указано, что по покупателю Компанией «F» была ошибка бухгалтера. Все документы и акты сверок прилагаются.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 226 и подпункта 1 пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса в сумму совокупного годового дохода и оборот по реализации товаров за 2019г. не включен доход от реализации строительных товаров в адрес Компании «F» на сумму 33 341,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

По результатам налоговой проверки совокупный годовой доход и оборот по реализации товаров по взаиморасчетам с Компанией «F» за 2019г. увеличен на сумму 33 341,0 тыс.тенге, начислен КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Для целей настоящего раздела доходами из источников за пределами Республики Казахстан независимо от места выплаты признаются все виды доходов, не являющиеся доходами из источников в Республике Казахстан.

Совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, состоит из доходов, указанных в статье 651 Налогового кодекса.

При этом статьей 227 Налогового кодекса определено, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 - 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.

При этом определение оборота по реализации установлено статьей 372 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса Товариществом к жалобе приложены следующие документы: договор поставки между Компанией «В» и Компанией «F», реестр счетов-фактур за 2019г., электронные счета-фактуры, накладные на отпуск запасов, выписка банка, акт сверки.

Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

В рассматриваемом случае, согласно представленного реестра счетов-фактур общая сумма реализации строительных товаров за 2019г. составила 250 117,4 тыс.тенге, в том числе в адрес Компании «F» 40 673,5 тыс.тенге.

В то же время по данным ИС ЭСФ установлено, что общая сумма реализации Компании «В» за 2019г. составила 250 299,5 тыс.тенге, в том числе реализация в адрес Компании «F» произведена на сумму 40 673,5 тыс.тенге.

Согласно декларации по КПН за 2019г. совокупный годовой доход составил 248 153,9 тыс.тенге.

При этом по результатам проверки совокупный годовой доход и облагаемый оборот за 2019г. дополнительно увеличены на сумму 33 341,0 тыс.тенге, в результате чего дополнительно начислен КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге.

Из представленного налоговым органом пояснения следует, что по результатам проверки ошибочно увеличен совокупный годовой доход и облагаемый оборот Компании «В» за 2019г. на вышеуказанную сумму, что привело к необоснованному начислению КПН и НДС.

Таким образом установлено, что доходы от реализации товаров в адрес Компании «F» включены Компанией «В» в сумму совокупного годового дохода, указанную в декларации по КПН за 2019г., в связи с чем увеличение совокупного годового дохода и облагаемого оборота за 2019г. на сумму 33 341,0 тыс.тенге, а также начисление КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге по взаиморасчетам Компанией «F», а в остальной части оставить без изменения. 

 

Дата публикации
25 августа 2022
Дата обновления
25 августа 2022
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Полезная информация
19 марта 2024
Классификация бетономешалки
Полезная информация
19 марта 2024
Таможенные сборы по перечням на товары
Полезная информация
19 марта 2024
Классификация алюминевой катушки

Социальные медиа

Facebook
Twitter

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития