Меню

Страницы

Статья

НДС возврат в связи с применением СУР

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «С» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге.

Компания «С» не согласна с данным уведомлением о результатах проверки и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что основным видом деятельности Компании «С» является оптовая реализация фруктами и овощами. Реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, осуществляется на постоянной основе с начала деятельности Компании «С».

Компанией «С» отмечено, что превышение НДС сложилось по отнесенным в зачет суммам НДС, уплаченным по импортированным товарам, что подтверждается соответствующими документами (договоры, декларации на товары, товаросопроводительные документы, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, банковские документы, счета-фактуры и т.д.).

Импортированные товары (овощи, фрукты, ягоды) Компанией «С» были приобретены в Республике Узбекистан (РУ), а затем реализованы в Российскую Федерацию (РФ).

По мнению Компании «С», превышение НДС подлежит возврату согласно нормам статьи 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), так как в акте налоговой проверки указано о подтверждении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде, об отсутствии расхождений в заявлениях на бумажном и электронном носителях, об отсутствии не поступления валютной выручки.

Кроме того налоговым органом, проводившим проверку, получен ответ на запрос, направленный в ФНС РФ, в котором указано о подтверждении взаиморасчетов Компании «С» с Компанией «Х» (РФ), в адрес которого произведен экспорт товаров.

Компания «С» считает не обоснованным направление, в конце завершения налоговой проверки, запросов в Комитет государственных доходов (КГД) для перенаправления в уполномоченные органы других государств в целях подтверждения отгрузки товаров для Компании «С».

Также в жалобе указано, что в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) юридические лица должны действовать добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая соответствующие требования, установленные законодательством.

Как следует из акта налоговой проверки, сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 1 026 914,9 тыс.тенге, в том числе: направленным запросам (в том числе по прекращенным запросам) - 12,9 тыс.тенге; в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам применения Системы управления рисками (СУР) - 240,9 тыс.тенге; в связи с неполучением ответов на запросы - 1 026 661,1 тыс.тенге. В связи с чем, по результатам налоговой проверки предъявленное Компанией «С» к возврату превышение НДС в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге не подтверждено к возврату.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Тематическая проверка Компании «С» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС за 4 квартал 2021 года за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге, из них: за 2 квартал 2021 года - 910 616,6 тыс.тенге; за 3 квартал 2021 года - 2 119,0 тыс.тенге; за 4 квартал 2021 года - 113 925,5 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определены в статье 152 Налогового кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

Приказом от 02.02.2018г. №118 Министра финансов РК утверждены Правила применения СУР в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска (далее - Правила №118).

Согласно пункту 6 Правил №118 в случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет 35 и более баллов, налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В данном случае, по результатам налоговой проверки установлено, что суммарный итог баллов по итогам оценки деятельности Компании «С» с использованием критериев составил более 35 баллов. То есть, Компания «С» относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В соответствии с пунктом 9 Правил №118 в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам товаров, работ, услуг.

В рассматриваемом случае, Компания «С» (Покупатель) был заключен Контракт от 00.00.2019г. (далее - Контракт) с Компанией «K» (Продавец), являющимся резидентом Азербайджанской Республики (АР).

Согласно Контракту Продавец обязуется поставить, а Покупатель обязуется принимать поставляемый товар. Предметом поставки является плодовоовощная продукция. Поставка товара Покупателю осуществляется на условиях DAP пункта таможенной очистки в РК. Продавец в течении 2-х дней после отправки товара направляет Покупателю перечень следующих документов: счет-фактура, сертификат о происхождении товара СТ-1, фитосанитарный сертификат. Качество каждой партии товара должно полностью соответствовать требованиям нормативной документации и подтверждаться соответствующими документами.

При этом пунктом 4.6. Контракта установлено, что отправителями товара могут выступать: Компании Республики Узбекистан (РУ).

Согласно Дополнительным соглашениям к Контракту указанный список грузоотправителей товаров с РУ дополнен.

В ходе тематической проверки, в целях подтверждения взаиморасчетов Компании «С» с Компанией «K» (АР) и вышеуказанными отправителями товаров из РУ, налоговым органом были направлены запросы в КГД:

- от 00.00.2022г. для получения сведений и направления запроса в МН АР;

- от 00.00.2022г. для получения сведений и направления запроса в ГНК РУ.

На момент завершения проверки ответы по запросам не получены.

В соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

Следует указать, что согласно пункту 10 статьи 429 Налогового кодекса правила возврата превышения НДС утверждаются уполномоченным органом.

Приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов РК утверждены Правила возврата превышения НДС (далее - Правила №391).

В соответствии с пунктом 14 Правил №391 не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

В акте налоговой проверки указывается основание невозврата НДС.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге, предъявленное Компанией «С», являются обоснованными.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 6 Правил №391 требование о возврате суммы превышения НДС плательщиком НДС предъявляется к возврату в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 2022г., принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
25 августа 2022
Дата обновления
25 августа 2022
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации