Меню

Страницы

Статья

освобожение от уплаты НДС ИМН

  1. Таможенные споры
  2. Юридическое лицо
  3. Освобождение от уплаты НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении налога на добавленную стоимость, не уплаченного при импорте товаров.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности освобождения от уплаты НДС в отношении изделий медицинского назначения и медицинской техники, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 92 839,5 тыс. тенге.

Основанием начисления НДС послужила реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники субъектам у которых отсутствовали лицензии на осуществление медицинской деятельности или талона на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Компания «А»,  не согласившись с  выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «А» поясняет, что исходя из норм таможенного законодательства по условно выпущенным товарам, данные нормы позволяют утверждать, что законодательством установлены требования в отношении условий и целей использования товаров, но не установлены требования в отношении импортера, которые бы ограничивали его право на распоряжение товаром или обязывали использовать такие товары самостоятельно.

В данном случае товары, ввезенные Компанией «А» с освобождением от уплаты НДС, используются медицинскими организациями, что подтверждается соответствующими письмами. При этом согласно договорам поставки, конечные пользователи изделий медицинского назначения и медицинской техники были оговорены заранее.

Таким образом, товары были поставлены для соответствующих целей и используются в соответствии с требованиями таможенного и налогового законодательства.

Кроме того, в акте таможенной проверки зафиксирован факт передачи лицу, которое не могло использовать его по назначению, но в акте проверки не содержатся сведения о фактах нецелевого использования Компанией «А» поставленного оборудования.

В отношении вывоза с территории Республики Казахстан оборудования в адрес Компании «C», Компания «А» сообщает, что в данном случае это была не реализация, а реэкспорт, так как данное оборудование было приобретено у вышеуказанной компании. Нарушение сроков и невозможность использования товара по целевому назначению обусловлена нарушением договорных обязательств со стороны генерального подрядчика для поставки оборудования конечному пользователю.

На основании изложенного, Компания «А» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

На основании контрактов с иностранными поставщиками, Компания «А» в 2014 – 2017гг. импортировала медицинскую технику и изделия медицинского назначения в ассортименте.

При таможенном декларировании в отношении данных товаров, Компания «А» на основании статьи 255 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) не производило уплату НДС.

По результатам таможенной проверки установлена реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники 3 субъектам Республики Казахстан, 1 субъекту Республики Беларусь и вывоз товаров в Великобританию.

Касательно реализации изделий медицинского назначения и медицинской техники субъектам Республики Казахстан.

Согласно статье 32 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс о здоровье) субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

При этом статьей 21 Кодекса о здоровье определено, что оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий (дистрибуция) – фармацевтическая деятельность, связанная с закупом (приобретением), хранением, ввозом (импортом), вывозом (экспортом), реализацией (за исключением реализации населению) без ограничения объемов, транспортировкой и уничтожением лекарственных средств и медицинских изделий, осуществляемая в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения.

Подпунктом 2 пункта 13 Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14.09.2015г. №713 (далее – Приказ МЗ РК) оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется с соблюдением требований, в том числе реализация лекарственных средств и медицинских изделий субъектам, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность либо уведомившим о начале деятельности в порядке, установленном Законом о разрешениях и уведомлениях.

Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса о здоровье оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, получившими соответствующую лицензию на оптовую реализацию в аптечных складах либо уведомившими о начале деятельности через склад медицинских изделий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Согласно электронной базе «elicence.kz» сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан или талона о приеме уведомления на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения у двух резидентов Республики Казахстан отсутствуют.

В отношении одного субъекта Республики Казахстан имеется информация о выдаче уведомления о начале деятельности по оптовой реализации медицинских изделий от 31.01.2017г., при этом реализация товаров Компанией «А» в адрес данного субъекта осуществлялась в 2014 году, то есть до получения вышеуказанного уведомления.

Пунктом 8 Правил установлено, что товары, указанные в пункте 5 Правил должны использоваться субъектами здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности или талоном о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

В случае использования импортером указанных товаров в целях, не соответствующих медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, налог на добавленную стоимость, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, а также таможенным законодательством Евразийского экономического союза или Республики Казахстан.

Таким образом, в нарушение пункта 8 Правил Компанией «А» произведена реализация импортированных товаров лицам, не имеющим лицензий на медицинскую или фармацевтическую деятельность или талона о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Доводы таможенного органа подтверждены позицией Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – МЗ РК). 

МЗ РК сообщает что  субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

При этом согласно подпункту 2 пункта 13 приказа МЗ РК оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется с соблюдением требований, в том числе реализация лекарственных средств и медицинских изделий субъектам, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность либо уведомившим о начале деятельности в порядке, установленном Законом о разрешениях и уведомлениях.

Касательно реализации изделий медицинского назначения и медицинской техники нерезидентам Республики Казахстан.

Как указывалось выше, нормы Правил распространяются на субъектов здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан. В связи с тем, что Компания «А» реализовало медицинскую технику и изделия медицинского назначения резиденту Республика Беларусь, соответственно Компанией «А» нарушены нормы, установленные пунктом 8 Правил.

Вывоз товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза

Согласно статье 202 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами являются условно выпущенными.

В отношении данных товаров, должны соблюдаться цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а  также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Евразийского экономического союза.

Согласно статье 219 Кодекса таможенная процедура экспорта является таможенной процедурой, применяемой в отношении товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза для постоянного нахождения за ее пределами.

Учитывая, что в отношении рассматриваемых товаров предоставлена льгота по уплате НДС, данные товары в соответствии со статье 202 Кодекса являются условно выпущенными и имеют статус иностранных товаров которые находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Евразийского экономического союза.

Условно выпущенные товары в отношении которых применены льготы по уплате, в том числе налогов приобретают статус товаров Евразийского экономического союза после прекращения обязанности по уплате налогов.

Принимая во внимание, что в отношении товаров по которым предоставлено освобождение от уплаты НДС не произведена уплата НДС и данные товары не приобрели статус товаров Евразийского экономического союза и были вывезены за пределы Евразийского экономического союза путем помещения их под таможенную процедуру экспорта, Компанией «А» нарушены цели и условия предоставления льгот по уплате налогов.

Кроме того, согласно ответу МНЭ РК при экспорте медицинской техники и изделий медицинского назначения за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза у Компании «А» возникает обязанность по уплате сумм НДС, ранее не уплаченных при импорте товаров.

Учитывая реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения субъектам, у которых отсутствуют лицензии на осуществление медицинской деятельности в Республике Казахстан и нерезидентам Республики Казахстан, Компания «А» не вправе применять освобождение от уплаты НДС.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению НДС и пени признаны правомерными.

Дата публикации
23 апреля 2020
Дата обновления
23 апреля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Полезная информация
23 мая 2025
Классификация товаров для гражданских воздушных судов
Полезная информация
23 мая 2025
КПН, НДС - исключение из вычетов расходов остатков ТМЗ
Полезная информация
23 мая 2025
КПН исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с неблагонадежным поставщиком

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации