Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении налога на добавленную стоимость, не уплаченного при импорте товаров.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности освобождения от уплаты НДС в отношении изделий медицинского назначения и медицинской техники, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 92 839,5 тыс. тенге.
Основанием начисления НДС послужила реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники субъектам у которых отсутствовали лицензии на осуществление медицинской деятельности или талона на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Компания «А», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «А» поясняет, что исходя из норм таможенного законодательства по условно выпущенным товарам, данные нормы позволяют утверждать, что законодательством установлены требования в отношении условий и целей использования товаров, но не установлены требования в отношении импортера, которые бы ограничивали его право на распоряжение товаром или обязывали использовать такие товары самостоятельно.
В данном случае товары, ввезенные Компанией «А» с освобождением от уплаты НДС, используются медицинскими организациями, что подтверждается соответствующими письмами. При этом согласно договорам поставки, конечные пользователи изделий медицинского назначения и медицинской техники были оговорены заранее.
Таким образом, товары были поставлены для соответствующих целей и используются в соответствии с требованиями таможенного и налогового законодательства.
Кроме того, в акте таможенной проверки зафиксирован факт передачи лицу, которое не могло использовать его по назначению, но в акте проверки не содержатся сведения о фактах нецелевого использования Компанией «А» поставленного оборудования.
В отношении вывоза с территории Республики Казахстан оборудования в адрес Компании «C», Компания «А» сообщает, что в данном случае это была не реализация, а реэкспорт, так как данное оборудование было приобретено у вышеуказанной компании. Нарушение сроков и невозможность использования товара по целевому назначению обусловлена нарушением договорных обязательств со стороны генерального подрядчика для поставки оборудования конечному пользователю.
На основании изложенного, Компания «А» просит отменить уведомление о результатах проверки.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
На основании контрактов с иностранными поставщиками, Компания «А» в 2014 – 2017гг. импортировала медицинскую технику и изделия медицинского назначения в ассортименте.
При таможенном декларировании в отношении данных товаров, Компания «А» на основании статьи 255 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) не производило уплату НДС.
По результатам таможенной проверки установлена реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники 3 субъектам Республики Казахстан, 1 субъекту Республики Беларусь и вывоз товаров в Великобританию.
Касательно реализации изделий медицинского назначения и медицинской техники субъектам Республики Казахстан.
Согласно статье 32 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс о здоровье) субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.
При этом статьей 21 Кодекса о здоровье определено, что оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий (дистрибуция) – фармацевтическая деятельность, связанная с закупом (приобретением), хранением, ввозом (импортом), вывозом (экспортом), реализацией (за исключением реализации населению) без ограничения объемов, транспортировкой и уничтожением лекарственных средств и медицинских изделий, осуществляемая в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения.
Подпунктом 2 пункта 13 Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14.09.2015г. №713 (далее – Приказ МЗ РК) оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется с соблюдением требований, в том числе реализация лекарственных средств и медицинских изделий субъектам, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность либо уведомившим о начале деятельности в порядке, установленном Законом о разрешениях и уведомлениях.
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса о здоровье оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, получившими соответствующую лицензию на оптовую реализацию в аптечных складах либо уведомившими о начале деятельности через склад медицинских изделий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
Согласно электронной базе «elicence.kz» сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан или талона о приеме уведомления на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения у двух резидентов Республики Казахстан отсутствуют.
В отношении одного субъекта Республики Казахстан имеется информация о выдаче уведомления о начале деятельности по оптовой реализации медицинских изделий от 31.01.2017г., при этом реализация товаров Компанией «А» в адрес данного субъекта осуществлялась в 2014 году, то есть до получения вышеуказанного уведомления.
Пунктом 8 Правил установлено, что товары, указанные в пункте 5 Правил должны использоваться субъектами здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности или талоном о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.
В случае использования импортером указанных товаров в целях, не соответствующих медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, налог на добавленную стоимость, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, а также таможенным законодательством Евразийского экономического союза или Республики Казахстан.
Таким образом, в нарушение пункта 8 Правил Компанией «А» произведена реализация импортированных товаров лицам, не имеющим лицензий на медицинскую или фармацевтическую деятельность или талона о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Доводы таможенного органа подтверждены позицией Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – МЗ РК).
МЗ РК сообщает что субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.
При этом согласно подпункту 2 пункта 13 приказа МЗ РК оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется с соблюдением требований, в том числе реализация лекарственных средств и медицинских изделий субъектам, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность либо уведомившим о начале деятельности в порядке, установленном Законом о разрешениях и уведомлениях.
Касательно реализации изделий медицинского назначения и медицинской техники нерезидентам Республики Казахстан.
Как указывалось выше, нормы Правил распространяются на субъектов здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан. В связи с тем, что Компания «А» реализовало медицинскую технику и изделия медицинского назначения резиденту Республика Беларусь, соответственно Компанией «А» нарушены нормы, установленные пунктом 8 Правил.
Вывоз товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза
Согласно статье 202 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами являются условно выпущенными.
В отношении данных товаров, должны соблюдаться цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Евразийского экономического союза.
Согласно статье 219 Кодекса таможенная процедура экспорта является таможенной процедурой, применяемой в отношении товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза для постоянного нахождения за ее пределами.
Учитывая, что в отношении рассматриваемых товаров предоставлена льгота по уплате НДС, данные товары в соответствии со статье 202 Кодекса являются условно выпущенными и имеют статус иностранных товаров которые находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Евразийского экономического союза.
Условно выпущенные товары в отношении которых применены льготы по уплате, в том числе налогов приобретают статус товаров Евразийского экономического союза после прекращения обязанности по уплате налогов.
Принимая во внимание, что в отношении товаров по которым предоставлено освобождение от уплаты НДС не произведена уплата НДС и данные товары не приобрели статус товаров Евразийского экономического союза и были вывезены за пределы Евразийского экономического союза путем помещения их под таможенную процедуру экспорта, Компанией «А» нарушены цели и условия предоставления льгот по уплате налогов.
Кроме того, согласно ответу МНЭ РК при экспорте медицинской техники и изделий медицинского назначения за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза у Компании «А» возникает обязанность по уплате сумм НДС, ранее не уплаченных при импорте товаров.
Учитывая реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения субъектам, у которых отсутствуют лицензии на осуществление медицинской деятельности в Республике Казахстан и нерезидентам Республики Казахстан, Компания «А» не вправе применять освобождение от уплаты НДС.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению НДС и пени признаны правомерными.