Меню

Страницы

Статья

КПН, исключение из вычетов расходов по совместной деятельности

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении суммы корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «S» по вопросу исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 22 500,4 тыс.тенге, пени 3 682,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6 146,1 тыс.тенге, пени 727,3 тыс.тенге.

Компания «S» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из вычетов расходов и НДС из зачета в результате определения расходов по доле участия совместной деятельности и приводит следующие доводы.

Из жалобы следует, что по результатам налоговой проверки в соответствии со статьей 80 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) и статьи 199 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) заключенные договоры Компанией «S»  с перевозчиками признаны совместной деятельностью.

По результатам проверки расходы Компании «S» по реализованным товарам, работам, услугам определены по доле участия, следовательно, расхождение за 2017г. составило 59 193,5 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 44 759,4 тыс.тенге.

Также в жалобе указано, что в акте проверки со ссылкой на пункт 3 статьи 235 Налогового кодекса и пункт 3 статьи 417 Налогового кодека от 25.12.2017г. исключен НДС из зачета за 4 квартал 2017г. и 1-4 кварталы 2018г.

Компания «S» в жалобе указывает, что в договорах о совместной деятельности на перевозку пассажиров и багажа заключенных с перевозчиками не предусмотрена обязанность Компании «S» являться Уполномоченным представителем.

При этом, согласно положениям пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 230 Гражданского кодекса договор о совместной деятельности устанавливает не только взносы деньгами или другим имуществом либо путем трудового вклада участников договора, но и предусматривает усилия и действия участников договора для получения доходов и достижения иной не противоречащей закону цели.

Компания «S» считает, что договоры с перевозчиками по предмету относятся к совместной деятельности, так как предполагают не только продажу билетов, но и организацию перевозок пассажиров с распределением поступления денежных средств от продажи билетов.

Так, по мнению Компании «S» договора с перевозчиками составлены с учетом положений статьи 80 Налогового кодекса, согласно которому за организацию перевозок пассажиров Компания «S» удерживает с Перевозчика 20% от общей суммы, получаемой от реализации проданных билетов и 50 % от суммы сбора за провоз багажа. При этом, Компания «S» несогласно с результатами проверки в части отсутствия раздельного учета.

В соответствии с Уставом, видами деятельности Компании «S» являются диспетчерское сопровождение маршрутов, организация приема и выпуска подвижного состава в маршруты, сервисное обслуживание пассажиров и перевозчиков и т.д., которые отражены в договорах с перевозчиками и являются основной деятельностью Компании «S».

Также, по мнению Компании «S» в расчете, предоставленном проверяющим лицом, имеются расхождения с данными указанными в акте проверки за 2017 - 2018гг., при этом к проверке были представлены первичные документы которые соответствуют положениям Налогового кодекса.

Компания «S» считает необоснованным исключение сумм НДС из зачета за 4 квартал 2017г. и 1-4 кварталы 2018г. по основаниям, указанным в акте проверки, поскольку нормы пункта 3 статьи 235 Налогового кодекса и пункта 3 статьи 417 Налогового кодекса от 25.12.2017г. не применимы при осуществлении совместных расходов, приходящихся на каждого участника договора о совместной деятельности.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение статьи 80 Налогового кодекса и статьи 199 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Компания «S» не ведет раздельный учет по распределению доходов и расходов по совместной деятельности, в этой связи расходы за 2017-2018г. определены по доле участия о совместной деятельности в результате исключены из вычетов расходы за 2017г. в сумме 59 193,5 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 44 759,4 тыс.тенге.

Также в нарушение пункта 3 статьи 235 Налогового кодекса и пункта 3 статьи 417 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Компания «S»  отнесен НДС в зачет за 4 квартал 2017г. и 1-4 кварталы 2018г. по приобретенным товарам работам, услугам, по счетам-фактурам от поставщиков, не соответствующим требованиям оформления в рамках совместной деятельности.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В целях вынесения мотивированного решения по жалобе, уполномоченным органом письмом от 29.06.2021г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании «S» по вопросу правильности исчисления по КПН и НДС за 2017-2018гг.

Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов вынесено предписание от 01.07.2021г. №20 на проведение тематической проверки Компании «S», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 26.04.2022г. №20 (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует:

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса в случае договоренности о ведении совместной деятельности либо иной договоренности, предусматривающей двух и более участников договора о совместной деятельности без образования юридического лица (далее - договор о совместной деятельности), объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого участника договора о совместной деятельности в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса установлено, что каждый участник договора о совместной деятельности в отношении доли своего участия самостоятельно ведет учет активов, обязательств, доходов и расходов по совместной деятельности для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Пунктами 3-6 статьи 80 Налогового кодекса определено, что в случае отсутствия в договоре о совместной деятельности порядка распределения активов, обязательств, доходов и расходов по совместной деятельности для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, участники договора о совместной деятельности разрабатывают и утверждают налоговую учетную политику по совместной деятельности до представления первой налоговой отчетности, которая отражает такой порядок и налоговое обязательство, возникающее в результате совместной деятельности.

Договором о совместной деятельности может быть определен уполномоченный представитель участников договора о совместной деятельности, ответственный за ведение налогового учета по такой деятельности или ее части, если иное не установлено Налоговым кодексом.

В налоговых целях активы, обязательства, доходы и расходы по совместной деятельности или ее части учитываются уполномоченным представителем участников договора о совместной деятельности отдельно от активов, обязательств, доходов и расходов по иной деятельности данного уполномоченного представителя.

Аналогичные положения установлены статьей 199 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Согласно пункту 17 статьи 263 Налогового кодекса особенности выписки счетов - фактур при реализации (приобретении) в рамках договоров о совместной деятельности установлены статьей 235 Налогового кодекса.

Пунктом 3 статьи 235 Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях, когда участником (участниками) договора о совместной деятельности или поверенным приобретаются товары, работы или услуги в рамках такой деятельности, в счетах - фактурах, получаемых от поставщика (продавца), должны быть выделены:

1) реквизиты участника (участников) договора о совместной деятельности в зависимости от количества участников совместной деятельности либо поверенного;

2) суммы приобретения, в том числе суммы НДС, приходящиеся на каждого из участников договора о совместной деятельности.

Количество выписываемых оригиналов счетов - фактур в таких случаях должно соответствовать количеству участников договора о совместной деятельности, для осуществления которой приобретаются товары, работы или услуги.

Аналогичные положения установлены пунктом 3 статьи 417 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Таким образом, в случае договоренности участниками ведения совместной деятельности объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса.

Как указано в акте тематической проверки, Компанией «S» в проверяемом периоде в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» от 04.07.2003г. №476-II и «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» (Правила) заключены договора с Перевозчиками на перевозку пассажиров и багажа.

Из пункта 1.1 договора на перевозку пассажиров и багажа в междугороднем, межобластном и внутриобластном сообщении следует, что Автовокзал и Перевозчик обязуются совместно действовать в сфере организации и обслуживания пассажиров на установленном маршруте в определенном времени отправления.

Пунктом 1.3 Договора установлено, что каждый участник договора в отношении доли своего участия самостоятельно ведет учет активов, обязательств, доходов и расходов по совместной деятельности для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.

Пунктом 1.5 Договора предусмотрено, что каждый участник Договора самостоятельно исчисляет и уплачивает все обязательные налоги и платежи в бюджет.

Пунктом 2.1 Договора Автовокзал обязуется производить текущую и предварительную продажу билетов, информировать перевозчика о количестве предварительно проданных билетов мест на маршрут, обеспечивать своевременное отправление поданных автобусов в рейсы по расписанию движения, и другие обязанности, установленные данным подпунктом.

Согласно пункту 3.1 Договора за организацию перевозок пассажиров Автовокзал удерживает с Перевозчика 20% от общей суммы, получаемой от реализации проданных пассажирам билетов и 50% от суммы сбора за провоз багажа.

Таким образом, учитывая положения указанного Договора, стороны договорились совместно действовать в сфере организации и обслуживания пассажиров по установленному маршруту.

Аналогичным образом, составлены договоры Компанией «S» с другими перевозчиками за 2017-2018гг.

Из акта тематической проверки следует, что согласно представленным к налоговой проверке данным программного обеспечения (ПО) «Avi bus» и «Автоматизированная система управления «НАС» (далее-АСУ «НАС») установлено количество выполненных рейсов по маршрутам перевозчиками и поступление денежных средств от проданных билетов и багажа.

При этом поступления денежных средств от проданных билетов распределяются в адрес перевозчика 80% и 20% Компании «S». Аналогично, поступление денежных средств от продажи билетов по багажу распределяются в адрес перевозчика 50% и 50% Компании «S». При сверке данных ПО «Avi bus» и АСУ «НАС» с данными «1С-Бухгалтерия» отклонения по суммам за реализованные билеты и полученному доходу не установлено.

Также тематической проверкой установлено, что Компанией «S»  ежемесячно с перевозчиками составляются акты выполненных работ, акты сверок и выписываются счета-фактуры в адрес Перевозчиков.

Таким образом, по данным тематической проверки доход от реализации билетов и провоз багажа за 2017г. составил 364 944,6 тыс.тенге, за 2018г. составил 366 631,3 тыс.тенге, которая отражена в бухгалтерском и налоговом учете Компании «S».

Следует указать, что по результатам акта налоговой проверки от 09.10.2020г. №582 исключены из вычетов расходы по строке 100.00.009.03.H «прочие работы и услуги» декларации по КПН за 2017г. в сумме 59 193,5 тыс.тенге, за 2018 год в сумме 44 759,4 тыс.тенге

При этом тематической проверкой согласно представленной первичной бухгалтерской документации и налоговых регистров за 2017-2018гг. подтверждены расходы Компании «S»  по приобретению работ и услуг, в том числе, на коммунальные платежи, связи, изготовление баннеров, табличек, наклеек, услуги охраны, техническое обслуживанию пожарной сигнализации, обслуживание и содержание здания, машин и оборудования и т.д., которые понесены непосредственно с деятельностью Компании «S».

Кроме того, договора заключенные Компанией «S»  с перевозчиками не содержат доли участия, общих расходов по совместной деятельности, их распределение между участниками, отсутствует налоговая учетная политика по совместной деятельности, не установлен уполномоченный представитель и ответственное лицо за ведение налогового учета по совместной  деятельности как этого предусмотрено статьей 80 Налогового кодекса и статьей 199 Налогового кодекса.

Таким образом, тематической проверкой не подтверждается факт осуществления совместных расходов с перевозчиками и соответственно распределение их между участниками по их доле участия.

Кроме того, в ходе тематической проверки проведены встречные проверки с перевозчиками Компанией «А» (акт №5 от 05.03.2022г.), Компанией «М»  (акт №2 от 18.03.2022г.), Компания «Т» (акт №17 от 17.03.2022г.), Компанией «АР» (№32 от 18.03.2022г.), Компанией «АТ» (акт №39 от 18.03.2022г.), Компания «S1»  (акт №5 от 03.03.2022г.), по результатам которых по данным первичных документов, бухгалтерского и налогового учета подтверждены взаиморасчеты перевозчиков с Компанией «S» по перевозке пассажиров и услуги багажа.

При этом в вышеуказанных актах встречных проверок отмечено, что заключенные договора с Компанией «S»  не содержат общих расходов и их распределение, налоговая учетная политика по совместной деятельности не составлялась, уполномоченный представитель по совместной деятельности не установлен, взносы деньгами, имуществом и трудовым вкладом, доля участия для осуществления совместной деятельности не производилась и не определялась.

Таким образом, по результатам встречных проверок распределение активов, обязательств, доходов и расходов для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также распределение их пропорционально по долям участия не установлено.

Учитывая изложенное, тематической проверкой не подтверждены результаты акта проверки от 09.10.2020г. №582 в части осуществления Компанией «S» и перевозчиками совместной деятельности согласно положениям статьи 80 Налогового кодекса и статьи 199 Налогового кодекса от 25.12.2017г., и соответственно, исключение из вычетов расходов за 2017г. в сумме 59 193,5 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 44 759,4 тыс.тенге, и начисление КПН в сумме 20 790,6 тыс.тенге признано необоснованным.

Кроме того, поскольку, тематической проверкой не подтверждено осуществление совместной деятельности, установленное вышеуказанными статьями Налогового кодекса, соответственно, также признаны необоснованными результаты налоговой проверки от 09.10.2020г. №582 в части исключения НДС из зачета за 4 квартал 2017г. и 1-4 кварталы 2018г. в общей сумме 6 146,1 тыс.тенге.

По результатам заседания Апелляционной комиссии результаты налоговой проверки в части определения расходов по доле участия в совместной деятельности и начисления КПН в сумме 20 790,6 тыс.тенге и НДС в сумме 6 146,1 тыс.тенге признаны неправомерными.

Дата публикации
25 мая 2022
Дата обновления
25 мая 2022
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации