Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС, отказ в связи с отсутствием поставщика по месту нахождения

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: возврат НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) в части отказа в возврате сумм превышения НДС в размере 637 361,1 тыс.тенге и не подтверждения к возврату НДС, ранее возвращенного из бюджета по поставщикам Компании «В», Компании «С» и Компании «О» на общую сумму 1 342 840,0 тыс.тенге.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период с 01.10.2013г. по 30.06.2016г., по результатам которой вынесено уведомление 16.10.2017г. о превышении НДС, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 637 361,1 тыс.тенге, о превышении НДС, возвращенного из бюджета и не подтвержденного к возврату, в сумме 726 709,7 тыс.тенге и пени в сумме 289 115,1 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что в соответствии с пунктом 9 статьи 635 Налогового кодекса не подтверждена достоверность сумм НДС в размере 1 342 840,0 тыс.тенге в связи с прекращением запросов о проведении встречных проверок следующих поставщиков Компании «А»: Компании «В» в размере 1 150 170,6 тыс.тенге, Компании «С» в размере 152 422,8 тыс.тенге  и Компании «О» в размере 40 246,6 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Компания «А» не согласно с уведомлением о результатах проверки налогового органа в части отказа в возврате сумм превышения НДС в размере 637 361,1 тыс.тенге и не подтверждения к возврату НДС, ранее возвращенного из бюджета по поставщикам Компании «В», Компании «С» и Компании «О» на общую сумму 1 342 840,0 тыс.тенге, и при этом приводит следующие доводы.

Относительно Компании «В» в жалобе указано, что ранее в связи с проведением комплексной проверкой в Компании «В» специалистом налогового органа была проведена встречная проверка (акт №1180 от 13.06.2016г.) по взаиморасчетам с Компанией «А». При этом, Компания «А» указывает, что в данном акте встречной проверки сделано заключение о том, что все операции по взаиморасчетам между Компанией «В» и Компанией «А» отражены в бухгалтерских  регистрах и декларациях по НДС в соответствующих периодах. В связи с чем, Компания «А» считает, что налоговый орган при проведении налоговой проверки мог использовать уже имеющиеся данные и не назначать встречную проверку в  Компании «В».

Кроме того в жалобе указано, что не было необходимости проведения встречной проверки в Компании «В», так как по результатам аналитического отчета «Пирамида» расхождений с указанным поставщиком не установлено.

Исходя из изложенного, Компания «А». считает, что по результатам налоговой проверки незаконно не подтверждена к возврату НДС по взаиморасчетам с Компанией «В» в сумме 1 150 170,6 тыс.тенге.

Относительно Компании «С» в жалобе отмечено, что Постановлением Правительства Республики Казахстан №537 от 16.07.2015г. принято решение о ликвидации Компании «С», в связи с чем, указанный налогоплательщик добровольно снят с учета по НДС.

Кроме того, Компания «А» в жалобе указывает, что согласно пункту 11 статьи 635 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) в случае, если на момент проведения встречной проверки поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией, подтверждение сумм НДС, отнесенного в зачет, производится на основании реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.

На основании изложенного, Компания «А» считает, что у налогового органа не было необходимости направлять запрос о проведении встречной проверки по Компании «С», который ликвидирован и не состоит на регистрационном учете по НДС. В связи с чем, Компания «А» считает, что не подтверждение НДС в сумме  40 246,6 тыс.тенге, в связи с  прекращением запроса о проведении встречной проверки по взаиморасчетам с Компании «С»  являются не законными.

Относительно Компании «О» в жалобе указано, что в нарушении положений налогового законодательства в акте налоговой проверки не указано, в связи с чем прекращен запрос о проведении встречной проверки.

Также в жалобе указано, что если поставщик находится на налоговом учете в одном из налоговых органов по г.Алматы, то встречную проверку должен был провести ДГД по г.Алматы, а не Управление государственных доходов по Медеускому району г. Алматы. В связи с чем, Компания «А» считает, что  не подтверждение НДС в сумме  152 422,8 тыс.тенге, по взаиморасчетам с Компанией «О» являются незаконными.

В ходе рассмотрения Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Пунктом 5 статьи 635 Налогового кодекса установлено, что в ходе проведения тематической проверки налоговый орган может назначить встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика. Если непосредственный поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, может направить в соответствующий налоговый орган запрос о проведении встречной проверки такого поставщика.

В рассматриваемом случае, налоговым органом при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, направил в соответствующие налоговые органы запросы о  проведении встречных проверок непосредственных поставщиков Общества.

Так, запрос №2433/2 от 12.01.2017г.  о подтверждении достоверности сумм НДС по поставщику Компании «В» направлен в Управление государственных доходов по Турксибскому району г.Алматы, который был прекращен в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения.

При этом, согласно сведениям официального сайта web-портала Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Компания «В» значится в списке налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу и в списке налогоплательщиков, имеющих задолженность более 150 минимальных расчетных показателей.

Соответственно, не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки по причине отсутствия Компании «В» по месту нахождения.

Кроме того, что согласно Постановлению Главной транспортной прокуратуры Республики Казахстан от 03.07.2015г. «О назначении комплексной налоговой проверки» (далее – Постановление ГТП РК) следует, что преступной группой (гражданин «И» и «Ш») в целях лжепредпринимательства в период с 2012 по 2015 года использовало Компанию «В», которое в свою очередь имело взаимоотношения с субъектами квазигосударственного сектора. При этом, налоговый орган налоговую проверку в Компании «В» за период с 01.01.2012г. по 31.03.2015г. произвел косвенным методом по причине отсутствия первичных документов (акт от 08.09.2016г.).

 Относительно доводов о подтверждении результатами встречной проверки №1180 от 13.06.2016г. взаиморасчетов Компании «А» с Компанией «В» следует отметить, что указанная встречная проверка проведена в Компании «А» в рамках проведенной комплексной налоговой проверки в Компании «В» на основании Постановления ГТП РК.

 Следовательно, заключение данной встречной проверки о том, что все операции отражены в бухгалтерских регистрах и декларациях по НДС в соответствующих периодах относятся исключительно к Компании «А», а не к Компании «В», соответственно, доводы Компании «А» в указанной части являются не корректными.

По поставщику Компания «С» необходимо отметить, что налоговый орган запрос №2433/8 от 11.01.2017г. о проведении встречной проверки направил в соответствующий налоговый орган в котором Компания «С» состоял на регистрационном учете по НДС, то есть в Управление государственных доходов налогового органа. При этом, указанный запрос о проведении встречной проверки Управлением государственных доходов налогового органа был прекращен в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения.

Согласно сведениям официального сайта web-портала Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Компания «С» значится в списке налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу.

 Соответственно, не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки по причине отсутствия Компании «С» по месту нахождения.

Относительно поставщика Компании «О» необходимо отметить, что согласно статьи 16 Закона Республики Казахстан № 2198 от 17.04.1995г. «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

В соответствие с подпунктом 3) пункта 1 статьи 564 Налогового кодекса налоговые органы исключают налогоплательщика из государственной базы данных налогоплательщиков на основании сведений национальных реестров идентификационных номеров, уполномоченных органов или по налоговому заявлению по причине, в том числе исключения юридических лиц, их структурных подразделений из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров или снятия с учетной регистрации структурных подразделений юридических лиц.

При этом согласно пункта 4 указанной статьи Налогового кодекса исключение налогоплательщика из государственной базы данных налогоплательщиков производится налоговым органом на основании сведений национальных реестров идентификационных номеров при условии отсутствия, не исполненных налогоплательщиком налоговых обязательств.

В рассматриваемом случае, согласно Постановления Правительства Республики Казахстан №537 от 16.07.2015г. принято решение о ликвидации Компании «О». При этом, из информации ДГД по г.Астана следует, что данный налогоплательщик не исключен из государственной базы данных налогоплательщиков в связи с наличием не исполненных им налоговых обязательств.

Следовательно, Компания «О» в момент направления налоговым органом запроса №2433 от 12.01.2017г. в Управление государственных доходов налогового органа о проведении встречной проверки не прекратил свою деятельность, соответственно, доводы Компании «А» в указанной части являются некорректными.

Кроме того, данный запрос был прекращен в связи с отсутствием Компании «О» по месту нахождения, соответственно, не подтверждена достоверность сумм НДС, предъявленная к возврату.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 статьи 635 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, на основании полученных ответов налогового органа по ранее направленным запросам;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

При этом в акте налоговой проверки указывается основание такого невозврата налога на добавленную стоимость.

Таким образом, не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки имеются основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 635 Налогового кодекса.

Кроме того пунктом 14 статьи 635 Налогового кодекса определено, что положения статьи 635 Налогового кодекса применяются также в случае проведения тематической проверки по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, внеплановой тематической проверки по подтверждению достоверности предъявленных и возвращенных сумм налога на добавленную стоимость, а также включения налоговым органом вопроса подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, в комплексную проверку.

Исходя из изложенного, не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки по причине отсутствия Компании «В», Компании «С» и Компании «О» по месту нахождения, соответственно, налоговый орган по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в указанной части.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

Дата публикации
02 апреля 2020
Дата обновления
02 апреля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации