Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС, расхождения по встречным проверкам

1. Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: НДС (возврат)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Р» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении суммы НДС в размере 39 773,3 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в сумме 2 320 904,4 тыс.тенге.

Налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), а также подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2013г. по 31.03.2017г., по результатам которой вынесено уведомление от 04.08.2017г. о начисленной сумме НДС в размере 39 773,3 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в сумме 2 320 904,4 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что в соответствии с пунктом 9 статьи 635 норм Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) не подтверждена достоверность суммы превышения НДС в размере 32 483,1 тыс.тенге по причине неподтверждения по результатам встречных проверок с Компанией «А» и Компанией «К».

Компания «Р», не согласна  с выводами налогового органа в части неподтверждения НДС в сумме 32 483,1 тыс.тенге, и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в указанной части.

 

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки не подтвержден к возврату НДС в сумме 32 483,1 тыс.тенге по счетам-фактурам, которые не были предъявлены Компанией «Р» в требовании о возврате превышения НДС.

Из жалобы следует, что указанные в требовании суммы НДС сложились по приобретенным товарам, работам и услугам от поставщиков, которые расшифровываются реестрами счетов-фактур за соответствующие налоговые периоды. При этом, заявленные суммы НДС за 1 и 2 квартал 2016 года не включают суммы НДС по счетам-фактурам полученным от Компании «А» и Компании «К».

Компания «Р» в жалобе приводит положения норм Налогового кодекса и считает, что налогоплательщик вправе отразить в требовании о возврате превышения НДС, ранее не возвращенное по результатам предыдущих налоговых проверок, либо не предъявленное к возврату в предыдущих налоговых проверок, а также превышение суммы НДС, образовавшееся за налоговый период, за который представлена декларация по НДС.

Таким образом, Компания «Р» считает, что отказ в подтверждении достоверности суммы НДС в размере 32 483,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является незаконным. 

Проверив доводы Компании «Р», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, в порядке, установленном статьями 273 и 274 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 273 Налогового кодекса возврат превышения налога на добавленную стоимость осуществляется налогоплательщику на основании его требования о возврате, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период.

Следует указать, что согласно пункту 50 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по налогу на добавленную стоимость (форма 300.00), утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25.12.2014г. №587 (далее – Правила составления налоговой отчетности), форма 300.011 «Сведения по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленным к возврату» предназначена для детального отражения сведений по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленным к возврату в соответствии со статьями 272–274 Налогового кодекса.

При этом, пунктом 52 Правил составления налоговой отчетности установлено, что в разделе «Сумма НДС, предъявленная к возврату» отражаются суммы НДС, заявленные налогоплательщиком, в разрезе налоговых периодов в течение срока исковой давности.

Следовательно, форма 300.011 «Сведения по суммам налога на добавленную стоимость предъявленным к возврату», в соответствии с Правилами составления налоговой отчетности, не раскрывает информацию в разрезе полученных счетов-фактур и не содержит данные о суммах НДС предъявленных к возврату по счетам-фактурам по определенным поставщикам.

В рассматриваемом случае, тематическая проверка проведена произведена на основании требования Компании «Р» о возврате превышения НДС в сумме 145 128,5 тыс.долл.США или 47 223 003,1 тыс.тенге согласно декларации по НДС за 1 квартал 2017 года №270319052017N00072 за период с 01.07.2013 по 31.03.2017г.

Как следует из акта налоговой проверки и информации, представленной в ходе рассмотрения жалобы работником налогового органа, проводившим налоговую проверку, в ходе проведения тематической проверки был сформирован аналитический отчет «Пирамида», по результатам которого выявлены расхождения у непосредственных поставщиков Компании «Р».

Следует указать, что согласно пункту 8 статьи 635 Налогового кодекса решение о назначении обязательной встречной проверки поставщика и (или) направлении запроса в налоговый орган о подтверждении достоверности сумм налога на добавленную стоимость на основании налоговой отчетности крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, принимается по тем непосредственным поставщикам проверяемого налогоплательщика, по которым выявлены расхождения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Для целей указанной статьи аналитический отчет «Пирамида» - это результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 14 статьи 635 Налогового кодекса положения настоящей статьи применяются также в случае проведения тематической проверки по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, внеплановой тематической проверки по подтверждению достоверности предъявленных и возвращенных сумм налога на добавленную стоимость, а также включения налоговым органом вопроса подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, в комплексную проверку.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 Правил возврата превышения НДС, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.12.2011 г. №1707 (далее – Правила №1707), при проведении налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, налоговый орган формирует по проверяемому налогоплательщику с применением информационной системы аналитический отчет по поставщикам и покупателям.

При установлении нарушений у поставщиков и (или) покупателей проводится обязательная встречная налоговая проверка или направляется запрос в налоговый орган, осуществляющий налоговый контроль по крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу.

Положения данного пункта применяются также при проведении проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, возвращенного из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата.

Таким образом, порядок назначения встречных проверок, направления запросов по непосредственным поставщикам-крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу, регламентирован вышеуказанными нормами статьи 635 Налогового кодекса и Правил №1707. При этом, при проведении проверок достоверности сумм НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, по поставщикам, по которым выявлены расхождения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», назначаются обязательные встречные проверки и (или) направляются запросы в налоговый орган о подтверждении достоверности сумм НДС.

В рассматриваемом случае, по выявленным расхождениям направлены запросы о проведении встречных проверок непосредственных поставщиков, а также запросы по непосредственным поставщикам - крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу. По результатам указанных запросов не подтвержден к возврату НДС в сумме 102 296,4 тыс.тенге, в том числе по результатам встречной проверки Компании «К» НДС в сумме 190,7 тыс.тенге (акт №1019 от 26.06.2017г.) и по прекращенному запросу по Компании «А» НДС в сумме 55 908,6 тыс.тенге (отсутствует по юридическому адресу).

Следовательно, по результатам налоговой проверки не подтвержден к возврату НДС по непосредственным поставщикам Компании, указанных в жалобе.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 статьи 635 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

 - не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

 - поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам;

 - не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, на основании полученных ответов налогового органа по ранее направленным запросам;

 - не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

 - не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

 - отсутствия поставщика по месту нахождения;

 - утраты учетной документации поставщика.

При этом в акте налоговой проверки указывается основание такого невозврата налога на добавленную стоимость.

Таким образом, не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки имеются основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 635 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного следует, что поскольку на дату завершения налоговой проверки в соответствии со статьей 635 Налогового кодекса не подтверждена достоверность сумм НДС по поставщикам – Компании «А» и Компании «К», то в пределах неподтвержденных сумм не производится возврат НДС, соответственно, отказ в возврате суммы превышения НДС по результатам налоговой проверки в указанной части является правомерен.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

Дата публикации
02 апреля 2020
Дата обновления
02 апреля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

11 июня 2025
СМИ о нас
Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации