Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Т» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г., по результатам которой вынесено уведомление от 16.10.2017г. о начислении КПН в сумме 140 679,3 тыс.тенге, пени в сумме 63 932,0 тыс.тенге.
Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось определение Компанией «Т» объектов налогообложения косвенным методом, в соответствии со статьями 639-643 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс). Налоговая проверка Компании «Т» проведена на основании Приказа Комитета государственных доходов от 27.07.2017г., в связи с предоставлением Компанией «Т» дополнительной налоговой отчетности за ранее проверенный налоговый период.
Компания «Т» не согласна с начислением КПН и отмечает, что налоговым органом ранее за проверяемый период проведена налоговая проверка Компании «Т», по результатам которой вынесено уведомление от 30.12.2014г. о начислении КПН в сумме 140 679,3 тыс.тенге. Кроме того, по данному факту налоговым органом начато досудебное производство по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 245 части 3 Уголовного кодекса РК. Однако, 15.10.2015г. по материалам уголовного дела №ХХХХХХХ вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления. При этом, из данного постановления о прекращении следовало, что согласно пояснению руководителя Компании «Т», взаиморасчеты с контрагентом (Компанией «К») она никогда не производила и никого из работников указанного контрагента не знает.
Кроме того, Компанией «Т» подавалось заявление в ДБЭиКП по Карагандинской области по факту лжепредпринимательства в отношении контрагента Компании «К». Согласно полученному ответу, возбужденное уголовное дело по данному контрагенту приостановлено за не установлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. При этом, допрошенный по данному делу гражданин «О» показал, что в 2010 году им по собственной инициативе создана Компания «К», основной вид деятельности – перепродажа строительных материалов. Согласно штату работники отсутствовали, спустя год им подано объявление в газету на продажу Компании «К», после чего к нему позвонили и предложили купить, никаких документов после продажи у него не сохранилось, поскольку он их выкинул. Также гражданин «О» пояснил, что Компания «Т» ему не знакома.
По утверждению Компании «Т» на момент заключения сделок руководителем и единственным учредителем являлся гражданин «О», согласно материалам уголовного дела по Компании «К» снятие денежных средств в особо крупных размерах с банковских счетов данного предприятия за 2012 год и закрытие банковских счетов по 04.07.2012 года осуществлялось также гражданином «О».
Компания «Т» указывает, что начисление налога проведено без подтверждающих первичных документов, только по результатам аналитического отчета «Пирамида по покупателям», согласно которому Компания «К» приобрела товар от Компании «Т» на общую сумму 703 396,4 тыс.тенге.
Также в жалобе отмечено, что при закрытии контрольно-кассовой машины налоговым органом проводилось снятие фискального отчета с 10.03.2007г. по 27.08.2012г. При этом, согласно итоговым показаниям, движение по кассовому аппарату за период существования фирмы составило 120,0 тыс.тенге. Кроме того, банковский счет в АО «Нурбанк» закрыт 17.03.2010г., поскольку отсутствовало движение денежных средств.
Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения жалобы, в целях вынесения мотивированного решения, в соответствии со статьей 186 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) уполномоченным органом, письмом от 06.02.2018г. назначено проведение тематической проверки Компании «Т» по вопросу правильности и обоснованности исчисления КПН за период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. по взаиморасчетам с Компанией «К».
Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов вынесено предписание от 20.02.2018г. на проведение тематической проверки, по результатам которой составлен акт тематической проверки от 03.08.2018г. (далее - акт тематической проверки).
Из акта тематической проверки следует, что в ходе проверки Комитетом государственных доходов в адрес Компании «Т» выставлено требовании/извещение от 18.04.2018г. о представлении необходимых бухгалтерских документов за 2012 год к тематической проверке: первичные документы (налоговые регистры, доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, и (или) информационной системы, в том числе первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «К» (банковские и кассовые документы, авансовые отчеты, договора, контракты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, сопроводительные документы на груз, акты выполненных работ, анализы, отчеты, расчеты, расшифровки к акту выполненных работ в разрезе каждого вида и объема приобретенных товаров (услуг), акты приёма-передачи оказанных услуг, путевые листы и иные документы об оказанных услугах, которые раскрывают конкретные цели, назначение, состав и характер совершенной операции, подтверждающие фактическое выполнение услуг).
При этом, на данное требование Компанией «Т» представлено пояснение, что все документы, указанные в требовании, представлены в полном объеме, за исключением документов по Компании «К» по причине их отсутствия, так как взаиморасчеты с данным контрагентом не проводились.
Как следует из акта тематической проверки, по результатам изучения представленных налогоплательщиком документов установлено, что Компания «Т» не реализовала ТМЦ в сумме 703 396,4 тыс.тенге, НДС в размере 84 407,6 тыс.тенге в адрес контрагента Компании «К».
Кроме того, с целью получения дополнительной информации о произведенных операциях с контрагентом Компании «К» направлен запрос на проведение встречной проверки от 18 апреля 2018 года. Однако, запрос прекращен 16.05.2018г., так как контрагент снят с учета по НДС от 06.12.2012г., в связи с отсутствием по месту нахождения и смертью руководителя.
Далее, как следует из акта тематической проверки, постановлением Службы экономических расследований по Карагандинской области от 22.12.2015г. производство по уголовному делу №ХХХХХХХХХ прекращено в порядке, предусмотренном статьей 35 части 1 пункта 2 Уголовно-процессуального кодекса РК, в связи с отсутствием состава преступления.
При этом, в данном постановлении от 22.12.2015г. отмечено, что согласно анализу выписок со счета Компании «В» и Компании «К» взаиморасчеты между указанными предприятиями не производились, а также, никаких бухгалтерских документов, подтверждающих сделки между Компанией «Т» и Компанией «К», не имеется.
Кроме того, в данном постановлении от 22.12.2015г. отмечено, что в уголовном деле отсутствуют доказательства вины руководителя Компании «Т» - гражданина «N», так как причиной доначисления налогов в сумме 225 086,8 тыс.тенге явилось указание неустановленными лицами Компании «Т» в качестве покупателя в форме 300.08 налоговых деклараций Компании «К» за 2 квартал 2012 года.
Более того, согласно акту тематической проверки следует, что налоговым органом по району имени Казыбек би г.Караганды в отношении Компании «К» направлено исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области (далее - СМЭС Карагандинской области) об отмене приказа ГУ «Управления юстиции города Караганды» от 11.11.2010г. о государственной регистрации контрагента.
Таким образом, Решением СМЭС Карагандинской области от 05.07.2018г. приказ ГУ «Управления юстиции города Караганды» от 11 ноября 2010 года о государственной регистрации Компании «К» отменен.
При этом, из Решения СМЭС Карагандинской области от 05.07.2018г. следует, что Компания «К» зарегистрирована в качестве юридического лица в налоговом органе по району Казыбек би г.Караганды 11.11.2010г., где учредителем являлся гражданин «О».
05.07.2012г. внесены изменения в состав учредителя на гражданина «I», скончавшегося 15.10.2012г., после смерти которого, наследственное дело не заводилось.
Также в Решении СМЭС Карагандинской области от 05.07.2018г указано, что из протокола допроса гражданина «О» следует, что Компания «К» продана после неудачной сделки. При этом никаких коммерческих операций гражданином «О» больше не предпринималось. Согласно данным налогового органа Компания «К» по указанному юридическому адресу не находится.
Таким образом, учитывая, что реализация Компанией «Т» товаров (работ, услуг) в адрес Компании «К» не подтвердилась, в том числе по первичным документам, начисление КПН по результатам налоговой проверки является необоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа отменить полностью.