Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «S» по вопросам определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда за период с 01.01.2014г. по 31.03.2015г., по результатам которой вынесено уведомление от 19.06.2017г. о начислении НДС в сумме 48 248,7 тыс.тенге, пени 16 813,3 тыс.тенге.
Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось отнесение Компанией «S» в зачет НДС по взаиморасчетам с контрагентами Компанией «B» и Компанией «A», которые решениями судебных органов признаны лжепредприятиями.
С данным выводом налогового органа Компания «S» не согласна, поскольку постановление Абайского районного суда г.Шымкент от 01.02.2016г. (далее – постановление районного суда) было обжаловано и отменено постановлением апелляционной судебной коллегии по уголовным делам Южно – Казахстанского областного суда от 24.01.2017г.
В ходе рассмотрения жалобы, в целях вынесения мотивированного решения, уполномоченным органом назначено проведение тематической проверки Компании «S» по вопросу правильности исчисления НДС по взаиморасчетам с Компанией «B» и Компанией «A» (акт тематической проверки от 30.03.2018г.)
Cогласно акту тематической проверки от 30.03.2018г., исключение из зачета НДС по взаиморасчетам с Компанией «B» и Компанией «A» за 3 квартал 2014г. и 1 квартал 2015г. по результатам налоговой проверки (акт от 19.06.2017г.) подтверждено.
Установлено, что решением СМЭС по Павлодарской области от 16.03.2018г. (далее - Решение СМЭС от 16.03.2018г.) сделки по Договорам, заключенным Компанией «S» с Компанией «B» и Компанией «A» в 3 квартале 2014г. и 1 квартале 2015г. признаны недействительными.
Более того, в Решении СМЭС от 16.03.2018г. указано, что решениями СМЭС по Южно – Казахстанской области от 10.02.2016г., от 11.04.2017г государственная регистрация Компании «B» и Компании «A» признаны с момента регистрации также недействительными с 25.10.2013г. и 19.01.2015г. соответственно. При этом данные контрагенты были сняты с регистрационного учета по НДС, согласно решениям налоговых органов Компания «B» с 01.07.2014г., Компания «A» с 01.04.2014г.
Кроме того, согласно заключению стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы от 26.10.2015г. гражданин «U», являющийся руководителем Компании «B» и Компании «A», в период совершения общественно-опасных деяний находился в состоянии хронического психического заболевания и не мог осознавать фактический характер и значение совершаемых действий, гражданина «U» рекомендовано считать невменяемым. Таким образом, гражданин «U» не мог заниматься финансово-хозяйственной деятельностью данных контрагентов, и соответственно, осуществлять поставку товаров (работ, услуг) в адрес Компании «S».
Проверив доводы Компании «S», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Следует указать, что согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-5) данного пункта.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, производится без уведомления налогоплательщика в случае признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса отнесение в зачет НДС производится при условии соблюдения требований вышеуказанных статей Налогового кодекса.
В рассматриваемом случае, НДС по взаиморасчетам с данными контрагентами Компанией «S» отнесены в зачет в 3 квартале 2014г. и в 1 квартале 2015г., тогда как данные контрагенты Компании «S» были сняты с регистрационного учета по НДС с 01.07.2014г. и 01.04.2014г. соответственно.
На основании вышеизложенного, в соответствии с указанными требованиями налогового законодательства НДС по взаиморасчетам с данными контрагентами не подлежит отнесению в зачет.
Таким образом, учитывая, что Компанией «S» допущены нарушения пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса, а также, учитывая требования подпункта 5) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части начисления НДС являются обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.