Меню

Страницы

Статья

Отмена гос.регистрации контрагента, признание судом сделок недействительными.

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: КПН, НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление от 21.08.2017г. о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «В»  за период с 01.01.2011г. по 31.12.2015г. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление от 21.08.2017г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 4979,4 тыс.тенге и пени 148,4 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 2987,7 тыс.тенге и пени 429,0 тыс.тенге, а также об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 2 293,9 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось, что в акте проверки помимо ссылки на решение СМЭС г.Алматы от 19.01.2016г., других обстоятельств, свидетельствующих о недействительности сделки между Компанией «В»  и  Компании  «СКЗ» не приводится. При этом, все необходимые документы, оформленные согласно требованиям законодательства Республики Казахстан у Компании «В» имеются.

Кроме того, Компания «В» отмечает, что к жалобе приложено решение СМЭС от 20.06.2016г., где сделка между Компанией «В» и Компании «СКЗ» признана действительной.

Также в жалобе отмечено, что в статье 115 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. представлен полный перечень пунктов по которым затраты, не подлежат вычету и среди которых не указаны затраты по сделкам с контрагентами, регистрация и перерегистрация которых признана недействительной. В связи с чем, Компания «В»  считает, что начисление КПН налоговым органом произведено неправомерно.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Следовательно, расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода, подлежат вычету при наличии подтверждающих документов.

Наряду с этим, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пунктам 4-1) статьи 115 Налогового кодекса вычету не подлежат:

-расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки начисления КПН и НДС сложились, в том числе, в связи с исключением из вычетов и из зачета НДС расходов по поставщику Компании «СКЗ», государственная регистрация которого решением СМЭС по г.Алматы признана недействительной, кроме того решением СМЭС по СКО сделки по договору подряда между Компанией «В»  и Компании «СКЗ» признаны также недействительными.

Так, из решения СМЭС по г.Алматы от 19.01.2016г. следует, что Прокурор района г.Алматы обратился в суд  иском к Компании «СКЗ», мотивирую свои требования тем, что Прокуратурой рассмотрено ходатайство СЭР ДГД г.Алматы в отношении данного предприятия, имеющего признаки лжепредпринимательства.

В решении СМЭС по г.Алматы отмечено, что государственная регистрация Компании «СКЗ» произведена Управлением юстиции г.Астаны в 2013г., где единственным учредителем являлся гражданин «Т» и продавший 100% долю в 2013г. по договору купли-продажи гражданина «К», который в свою очередь перепродал в 2014 году гражданину «С». Допрошенный гражданин «С» пояснил о непричастности к финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия. Следующим учредителем Компании «СКЗ» стал гражданин «С», который в ходе досудебного расследования пояснил, что в связи с материальными  трудностями подписал документы у нотариуса за 10,0 тыс.тенге, также отрицает участие в финансово-хозяйственной деятельности Компании «СКЗ». Далее, на основании договора купли-продажи новым учредителем в 2015 году Компании «СКЗ» становится гражданин «А», который, как и предыдущие учредители утверждал, что финансово-хозяйственной деятельностью данного предприятия не занимался.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы проверяющим был представлен Протокол допроса подозреваемого от 27.06.2016г. в рамках уголовного дела (далее -  Протокол), где подозреваемый гражданин «М» виновным в совершении преступления предусмотренного частью 3 статьи 215 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее УК РК) признался полностью.

Из данного Протокола следует, что в списке 50 компаний, созданных им в качестве лжепредприятий находится, и Компания «СКЗ», которая фактически по его утверждению являлось лжепредприятием, на расчетный счет которого поступали денежные средства от контрагентов, которые впоследствии обналичивались исполнительным директором Компании и передавались контрагентам. При этом, гражданин «М» поясняет, что руководителя не помнит, так как поиском лиц и предприятий занимался гражданин «А», в качестве поставщиков данного предприятия выступали также его подставные компании, которые в свою очередь работали с другими его подставными компаниями.

По утверждению гражданина «М» от лица Компании «СКЗ» фактически никаких услуг, работ, продаж, поставок, покупок оказано не было, просто производился съем  денежных средств с расчетного счета.

В соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан №1 от 27.02.2013г. «О судебной практике применения налогового законодательства», факт регистрации (перерегистрации) юридического лица на лицо, которое не имеет отношения к его созданию, является основанием для отмены данной регистрации (перерегистрации) по иску прокурора в порядке статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК РК).

В решении СМЭС по г.Алматы отмечено, что при перерегистрации Компании «СКЗ» в управлении юстиции г.Алматы в качестве юридического лица допущены нарушения законодательства, которые носят неустранимый характер.

В соответствии с пунктом 24 Нормативного Постановления Верховного суда Республики Казахстан от 12.01.2009г. «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве», в связи с тем, что лжепредприятие создано лицом без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, государственная регистрация этой коммерческой организации как юридического лица может быть отменена по решению суда.

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а  также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года, осуществления деятельности с грубым нарушением законодательства, в том числе систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица.

В связи с чем, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое требование Прокурора г.Алматы к Компании    «СКЗ» о признании недействительной и отмене государственной перерегистрации Компании  «СКЗ», произведенную приказами Управления юстиции г.Алматы от 09.10.2013г., от 18.07.2014г., от 11.11.2014г., от 29.01.2015г. недействительными, в связи с допущенными нарушениями законности, которые носят неустранимый характер.

В соответствии с частью 2 статьи 21 ГПК РК вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Таким образом, судебное решение об отмене государственной перерегистрации Компании «СКЗ», вступившее в законную силу, является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Следует отметить, что 27.09.2016 года налоговый орган на основании вышеуказанного решения СМЭС по г.Алматы обратилось с исковым заявлением в СМЭС по СКО о признании сделки по договору подряда между  Компанией «В» и Компанией «СКЗ» недействительной. 

Решением СМЭС по СКО от 17.11.2016г. исковое заявление к Компании «В» и Компании «СКЗ» о признании сделки по договору подряда недействительной удовлетворено.

В данном решении СМЭС отмечено, что в соответствии с частью 2 статьи 76 ГПК РК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда и не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица.

Из искового заявления и материалов дела следует, что Компанией «В»  нарушены нормы налогового законодательства в части незаконного увеличения зачетной части НДС по счет – фактуре от 30.06.2014г. принятой от Компании  «СКЗ». Учитывая непричастность лиц, в том числе гражданина «К» (учредитель с 07.10.2013г.) к созданию и деятельности предприятия, доводы представителя ответчика о том, что сделка соответствовала требованиям законодательства, являются несостоятельными. Кроме того, по решению суда последующие учредители в период с 18.07.2014г. по 29.01.2015г. также к финансово-хозяйственной деятельности Компании «СКЗ» отношения не имели.

Таким образом, СМЭС по СКО признал сделку, заключенную между Компанией «В» и Компанией  «СКЗ» по договору подряда от 05.05.2014г. по счет – фактуре от 30.06.2014г. недействительной.

Необходимо указать, что 15.12.2016 года Компания «В» обратилась с апелляционной жалобой в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда, которая решением от 02.02.2017г. постановила  - решение СМЭС по СКО от 17.11.2016г. оставить без изменения. Постановление вступило в законную силу со дня его оглашения.

Таким образом, учитывая, что Компанией «В» допущены нарушения пункта 1 и 3 статьи 100, пункта 1 статьи 256, пункта 8 статьи 263 Налогового кодекса, а также, учитывая требования подпункта 5) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части начисления КПН и НДС являются обоснованными, а жалоба в указанной части не подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными. 

Дата публикации
02 апреля 2020
Дата обновления
02 апреля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации