Меню

Страницы

Статья

КПН, увеличение СГД по аренде автомобиля, по медицинским услугам

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 15.02.2014г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 14.11.2017г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 6 419,2 тыс.тенге и пени в сумме 301,2 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно увеличения дохода на сумму стоимости аренды за 2014-2015 гг.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось, что в результате налоговой проверки  совокупный годовой доход (далее – СГД) был увеличен на сумму арендной платы, определенной в результате умножения стоимости аренды одного дня, согласно договору аренды автомобиля в размере 8,0 тыс.тенге на количество дней аренды.

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна и приводит следующее, что водитель, прошедший предрейсовый медосмотр, автоматически считается его арендовавшим за 8,0 тыс.тенге, поскольку отсутствуют какие-либо подтверждающие данный факт документы.

Вместе с тем, водитель, арендовавший автомобиль, производит разную арендную плату, что подтверждается сведениями кассовой ведомости об оплате аренды и договорами, приказами от 11.11.2015г., от 10.02.2016г.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в СГД в соответствии со статьями 87-98 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При этом согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса в целях данного раздела к доходу от оказания услуг относятся также доход от сдачи в имущественный найм (аренду) имущества.

В рассматриваемом случае, Компания «В» за период 2014–2016гг. осуществляло деятельность по сдаче в субаренду легковых автомобилей согласно заключенного Договора аренды автотранспортного средства (далее – Договор) с физическими лицами, где арендодатель предоставляет арендатору автомобиль, оборудованный для перевозок пассажиров и во временное возмездное владение и пользование, а арендатор обязуется использовать автомобиль по его назначению и своевременно вносить оплату на условиях договора.

Согласно пункту 5 Договора арендатор вносит оплату по данному договору арендодателю по тарифам, утверждаемым арендодателем согласно Приложению, являющемуся неотъемлемой частью данного Договора.

При этом, в данном Приложении к Договору указано, что Арендатор вносит оплату по данному договору Арендодателю по тарифу – 8,0 тысяч тенге в день.

Кроме того, согласно представленным к проверке Журналам регистрации предрейсового (предсменного) медицинского осмотра за период с 02.07.2014г. по 31.12.2014г. водители такси были допущены к перевозкам - 1 302 раза, за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. - 4 546 раза.

Учитывая, что цена аренды автомобилей в день составила 8,0 тыс.тенге, при этом водители такси были допущены к перевозкам 1 302 раза за 2014 год и за 2015 год 4 546 раза, соответственно полученный доход от реализации услуг подлежит включению в СГД в декларации по КПН за 2014 год в сумме 10 416,0 тыс.тенге (8,0*1 302) и за 2015 год в сумме 36 368,0 тыс.тенге (8,0*4 546). При этом Компанией «В»  доход от реализации в декларации по КПН за 2014 год отражен в сумме 8 415,0 тыс.тенге, за 2015 год в сумме 22 640,0 тыс.тенге, следовательно, разница за 2014 год в сумме 2001,0 тыс.тенге (10 416,0-8 415,0) и за 2015 год в сумме 13 728,0 тыс.тенге (36 368,0-22 640,0) подлежит включению в СГД.

Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законодательными актами и договором.

Согласно пункту 1 статьи 402 ГК РК установлено, что соглашение об изменении и расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

В рассматриваемом случае, Компания «В» прилагает приказы от 11.11.2015г. согласно которым были внесены изменения в арендную плату по Договору, что является нарушением пункта 1 статьи 402 ГК РК.

Следовательно, приказы от 11.11.2015г. приложенные к жалобе не могут являться подтверждающими документами, в этой связи доводы Компания «В» в данной части являются несостоятельными.

Таким образом, Компанией «В» в нарушении статьи 86 Налогового кодекса в СГД не включен на сумма дохода от аренды автотранспортного средства в размере 15 729,0 тыс.тенге, соответственно, начисление КПН за период 2014-2015гг. по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

Относительно увеличения СГД на сумму медицинских услуг за 2014, 2015 и 2016 годы

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось, что поскольку, в ходе проверки установить стоимость безвозмездно полученной услуги не представилось возможным, а также, в связи с отсутствием по данным бухгалтерского учета взаиморасчетов с медицинскими работниками, то в ходе проверки был применен косвенный метод.

В жалобе Компания «В» отмечает, что в отношении медработников проверяющим достаточно было провести опрос с целью установления обстоятельств дела.

В связи с чем, направлен запрос в Управление здравоохранения акимата, согласно полученному ответу следует, что стоимость услуги по предрейсовому медицинскому осмотру за 1 человека составила 1244 тенге (2014-2015г.г.) и 1420 тенге (2016 год).

Тем самым в нарушение статьи 96 Налогового кодекса доход в виде полученных услуг за 2014 год на сумму 1 619,7 тыс.тенге, за 2015 год на сумму 5 655,2 тыс.тенге, за 2016 год на сумму 9 092,3 тыс.тенге признается его доходом, полученным безвозмездно.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Налогового кодекса в СГД включаются все виды доходов, в том числе доход в виде безвозмездно полученного имущества.

Статьей 96 Налогового кодекса установлено, что, если иное не установлено Налогового кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 44 главы 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2011 года №767 установлено, что перевозчик обеспечивает прохождение водителями предрейсового (предсменного) медицинского освидетельствования медицинским работником.

В рассматриваемом случае, в Журналах регистрации предрейсового (предсменного) медицинского осмотра указаны фамилии водителей такси, которые прошли медицинский осмотр:

- за период с 02.07.2014г. по 31.12.2014г. - 1 302 раза;

- за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. - 4 546 раза;

- за период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. - 6 403 раза.

При этом, в ходе проверки установлено, что штат работников Компания «В» составляет 1 человек, медицинские работники в штате отсутствуют.

Согласно информации налогового органа Компанией «В» были представлены договоры на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру (далее – договор), где стоимость услуг указана в сумме 5,0 тыс.тенге в месяц независимо от количества проведенных медицинских осмотров.

Кроме того, пунктом 5.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2014г., а в части платежей – до полного их завершения.

Также, в пункте 5.2 договора отмечено, что в случае не уведомления друг друга о прекращении действия данного договора за месяц до его прекращения, договор пролонгируется на следующий календарный год. Число пролонгаций не ограничено.

Однако, по данным бухгалтерского учета данные взаиморасчеты с физическими лицами Компанией «В» не проводились, кредиторская задолженность перед указанными лицами отсутствует.

В представленных к проверке Журналах регистрации предрейсового (предсменного) медицинского осмотра имеется штамп, о том, что водителем пройден предрейсовый медосмотр и штамп медработника.

Таким образом, поскольку Компания «В» указанная в договоре сумма

5,0 тыс.тенге в месяц, не отражена в бухгалтерском учете, соответственно, данные услуги следует рассматривать в качестве дохода как безвозмездно полученное имущество, согласно статьи 96 Налогового кодекса.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 639 Налогового кодекса, установлено, что в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации налоговые органы определяют объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с  оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном статьями 639-642 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки сумма дохода от оказания медицинских услуг была рассчитана косвенным методом из расчета стоимости услуги по предрейсовому медицинскому осмотру на 1 человека 1244 тенге за 2014-2015гг. и 1420 тенге за 2016 год, представленные Управлением здравоохранения акимата.

Однако, как следует из договоров стоимость услуги составляет 5,0 тыс.тенге в месяц независимо от количества проведенных медицинских осмотров, соответственно, проведение вышеуказанного расчета косвенным методом при наличии документов (договоров) необоснованно.

Таким образом,  определение дохода от реализации услуг медосмотра из расчета на 1 человека 1244 тенге за 2014-2015гг. и 1420 тенге за 2016 год по результатам налоговой проверки является неправомерным и подлежит пересчету согласно сумм, указанных в 3-х договорах (5 тыс.тенге ежемесячно).

На основании изложенного, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 182 Налогового кодекса с учетом решения Апелляционной комиссии отменить в части начисления КПН, связанного с увеличением дохода на сумму медицинских услуг за 2014, 2015 и 2016 годы с учетом перерасчета.

Дата публикации
02 апреля 2020
Дата обновления
02 апреля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации