Меню

Страницы

Статья

НДС, включение в облагаемый оборот стоимости реализованного здания

    1.Вид спора: налоговые споры

     2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

    3. Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС), социального налога, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемого у источника выплаты, поступлении в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений, о сумме уменьшенного убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 30.06.2017г. о начислении КПН в сумме 4 919,5 тыс.тенге, пени 666,7 тыс.тенге, НДС в сумме 25 623,4 тыс.тенге, пени 4 696,0 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН в сумме 4 919,5 тыс.тенге и НДС в сумме 20 635,7.

Относительно уменьшения вычетов по КПН за 2012г.

Основанием для начисления налога и соответствующей пени является неправомерное отнесение Компанией «А» в Декларации по КПН за 2012 год расходов на вычеты в сумме 24 597,9 тыс.тенге, в том числе без подтверждающих документов на сумму 22 791,0 тыс.тенге, и в результате расхождения сумм ТМЗ на конец налогового периода между данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности (ф.100.00) в размере 1 806,8 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна и считает, что налоговой проверкой исключены из вычетов расходы по строке 100.00.018 IX Декларации по КПН на сумму 24 597,9 тыс.тенге, которая состоит из счета 1340 «Незавершенное производство» субконто 4 «Незавершенное строительство».

При этом, Компания «А» отмечает, что в 2012 году являлась подрядчиком строительства, в свою очередь, отнесение расходов на счет 1340,4 «Незавершенное строительство» считает бухгалтерской ошибкой, так как, Компания «А» не имела в собственности земельного участка и возможности для возведения здания.

Таким образом, Компания «А» указывает, что по вышеуказанной строке Декларации по КПН за 2012г. отражены все расходы по реализованным товарам, работам, услугам в том числе, расходы по счету «Незавершенное строительство» на сумму 160 773,1 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии со статьей 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Таким образом, отнесение расходов на вычеты производится при наличии подтверждающих документов, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, при этом, ведение учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете.

В рассматриваемом случае, как следует из жалобы, Компания «А» не согласна с результатами налоговой проверки в части исключения расходов из вычетов за 2012г. по строке 100.00.018 IX «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» Декларации по КПН (ф.100.00).

Между тем, по результатам налоговой проверки расхождений в части расходов, отраженных по вышеуказанной строке Декларации по КПН не установлено. Следовательно, доводы Компании «А» в указанной части являются несостоятельными.

Вместе с тем, согласно акту налоговой проверки, исключение расходов из вычетов за 2012г. в сумме 24 597,9 тыс.тенге произведено по следующим причинам:

- в результате отсутствия документов, подтверждающих расходы на сумму 22 791,0 тыс.тенге;

- в результате расхождения сумм ТМЗ на конец налогового периода по данным Декларации по КПН и данными бухгалтерского учета в размере 1 806,8 тыс.тенге.

Так, при проверке сумм расходов, относимых на вычеты, установлено, что согласно Декларации по КПН за 2012г. по строке 100.00.018 Н «Приобретено ТМЗ, работ, услуг всего, в том числе прочие услуги и работы» Компанией «А» отнесены на вычеты расходы в сумме 160 773,1 тыс.тенге, при этом, документы, подтверждающие расходы, а также налоговые регистры с расшифровкой сумм расходов на сумму 22 791,0 тыс.тенге к проверке не представлены.

Следует отметить, что в ходе налоговой проверки Компании «А» вручено требование от 13.04.2017г. и от 06.06.2017г. о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов.

В ответ на указанные требования, Компания «А» письмом от 25.05.2017г. к налоговой проверке представлены учетная налоговая политика, главная книга, налоговые регистры и оборотно-сальдовые ведомости по годам и другие документы.

В свою очередь, из информации налогового органа следует, что проверка первичной документации, регистров бухгалтерского и налогового учета производилась по фактическому адресу Компании «А», между тем, первичные документы, подтверждающие расходы на сумму 22 791,0 тыс.тенге к проверке не представлены.

Вместе с тем, Компанией «А» в жалобе не приведены доводы по выявленным нарушениям, отраженным в акте налоговой проверки в указанной части, а также не приложены необходимые документы (счет - фактуры, накладные, акты выполненных работ, данные бухгалтерского учета и т.д.), подтверждающие расходы в сумме 22 791,0 тыс.тенге.

Относительно выявленных расхождений сумм ТМЗ на конец налогового периода в размере 1 806,8 тыс.тенге необходимо отметить, что по данным бухгалтерского учета за 2012г. сальдо на конец налогового периода составило:

- по счету 1310 «Сырье и материалы» составило в сумме 8 290,3 тыс.тенге;

- по счету 1320 «Готовая продукция» составило 8 138,0 тыс.тенге;

- по счету 1340 «Незавершенное производство» составило 73 087,0 тыс.тенге.

Соответственно, общая сумма ТМЗ на конец налогового периода (2012г.) составила 89 515,5 тыс.тенге (8 290,3+8 138,0+73 087,0), тогда как в декларации по КПН в строке 100.00.018 II «ТМЗ на конец налогового периода» отражено    87 708,6 тыс.тенге, то есть установлено расхождение в сумме 1 806,8 тыс.тенге, которое не подлежит отнесению на вычеты (89 515,5 - 87 708,6).

В данном случае, Компанией «А» также в жалобе не указаны обстоятельства по выявленным расхождениям и не приложены документы, подтверждающие такие обстоятельства.

Таким образом, поскольку Компанией «А», в нарушение статьи 668 Налогового кодекса, в жалобе не указаны обстоятельства по выявленным расхождениям и не приложены документы, подтверждающие такие обстоятельства, а также нарушены нормы пунктов 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части исключения из вычетов расходов и соответствующее начисление КПН являются обоснованными. 

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части правомерными.

Относительно увеличения облагаемого оборота и начисления НДС

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей пени является не включение Компанией «А» в облагаемый оборот стоимости здания, реализованного в адрес ГУ. 

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна, так как считает, что реализация построенного им здания на арендованном земельном участке в адрес ГУ в сумме 192 600,0 тыс.тенге отражена в Декларации по КПН за 2012г., при этом, не включена в облагаемый оборот по НДС за 2 квартал 2012г., поскольку, по мнению Компании «А», данная реализация освобождается от НДС в соответствии подпунктом 4) статьи 248 Налогового кодекса

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 4) статьи 248 Налогового кодекса освобождаются от НДС обороты по реализации товаров, работ, услуг, по имуществу, выкупленному для государственных нужд в соответствии с законодательством РК.

При этом, в соответствии с подпунктом 11) статьи 1 Закона РК «О государственном имуществе» (далее-Закон) государственные нужды - наличие потребности в переходе имущества, находящегося в частной собственности, в государственную собственность для удовлетворения государственных интересов, вытекающих из функций государства и преследующих общественно значимые цели.

В пункте 2 статьи 28 Закона предусмотрено, что приобретение имущества при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд осуществляется за счет бюджетных средств или иного государственного имущества в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Закона принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд может осуществляться исключительно в отношении земельного участка.

Пунктом 3 статьи 62 Закона установлено, что не может быть признано изъятием имущества для государственных нужд любое изъятие имущества, преследующее коммерческие цели негосударственных юридических лиц и цели удовлетворения негосударственных интересов, либо иное изъятие имущества, не вытекающее из целей осуществления государственных функций и не преследующее общественно значимые цели. В этих случаях отчуждение имущества допускается по соглашению между собственником имущества и лицом, преследующим коммерческие цели, на основании договора купли-продажи имущества между ними.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных статьей 84 Земельного кодекса Республики Казахстан, принимается постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа в соответствии с компетенцией, предусмотренной Земельным кодексом Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с положениями указанного Закона, изъятие недвижимого имущества для государственных нужд производится в связи с осуществлением государственных функций, преследующих общественно значимые цели и на основании постановления Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа.

В рассматриваемом случае, на основании Закона «О государственных закупках» и итогов электронных закупок способом запроса ценовых предложений, прошедших 27.02.2012г., между ГУ (Заказчик) и Компанией «А» (Поставщик) заключен договор о государственных закупках от 28.02.2012г.

Согласно данному договору Заказчик приобретает у Поставщика здание с прилегающим земельным участком, стоимость объекта составила 192 600,0 тыс.тенге, соответственно, актом приема-передачи от 03.03.2012г. Поставщиком указанное здание было передано Заказчику.

Далее, Компанией «А» выписаны счет-фактура и накладная от 17.05.2012г. о реализации вышеуказанного здания с прилегающим земельным участком на сумму 192 600,0 тыс.тенге, в том числе НДС 20 635,7 тыс.тенге.

Следовательно, поскольку реализация здания с прилегающим земельным участком, осуществлена согласно Закону о государственных закупках и на основании договора о государственных закупках от 28.02.2012г., соответственно, в данном случае, Компанией «А» при определении налогового обязательства по НДС за 2 квартал 2012г. необоснованно применена норма подпункта 4) статьи 248 Налогового кодекса.

Вместе с тем, следует отметить, что Компанией «А» к налоговой проверке представлен налоговый регистр по счету 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг», согласно которому доход от реализации товаров, работ и услуг за 2012г. составил в сумме 267 829,3 тыс.тенге, тогда как в декларации по КПН за указанный период доход от реализации составил в сумме 247 193,6 тыс.тенге или расхождение составило в сумме 20 635,7 тыс.тенге.

Соответственно, доводы Компании «А» о включении суммы НДС в размере 20 635,7 тыс.тенге в доход от реализации по строке 100.00.001 Декларации по КПН за 2012г. являются некорректными.

Таким образом, поскольку Компанией «А» нарушены нормы статьи 230 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части включения в облагаемый оборот по НДС стоимости здания с прилегающим земельным участком и, соответственно, начисление НДС являются обоснованными. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение признать обжалуемое уведомление о результатах проверки в указанной части правомерным.

 

Дата публикации
27 марта 2020
Дата обновления
27 марта 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область
Информация
02 июня 2025
Министерство финансов РК продолжает работу по укреплению этических стандартов среди госслужащих

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации