Меню

Страницы

Статья

гос. КПН, НДС - увеличение СГД и оборота по товарам, реализованным за наличный расчет, исключение из вычетов и НДС из зачета по отчету Пирамида

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Z» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 23 956,8 тыс.тенге и пени 4 379,1 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 14 091,3 тыс.тенге, а также о сумме уменьшенного убытка в размере 22 306,4 тыс.тенге.

Компания «Z» не согласно с вынесенным уведомлением в части начисления КПН и НДС, в связи с выявленными расхождения при формировании аналитического отчета «Пирамида», а также увеличения дохода от реализации и облагаемого оборота за период 2019г.

  1. Относительно увеличения совокупного годового дохода за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г.

В жалобе Компании «Z» отмечено, что основанием для увеличения совокупного годового дохода (далее - СГД) и облагаемого оборота по НДС, послужило то, что мука 1 сорта и высшего сорта реализована физическим лицам за наличный расчет по цене ниже чем индивидуальным предпринимателям и предприятиям за аналогичный период при выписке электронных счетов-фактур (ЭСФ).

Компания «Z» указывает, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающая при реализации товаров, работ, услуг, при этом, доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, без включения НДС. Данная норма Налогового кодекса не регламентирует порядок реализации товаров, а также не влияет на ценообразование товаров и не является основанием для увеличения доходов.

Компания «Z» отмечает, что при реализации муки, в обязательном порядке выдает чек контрольно-кассовой машины, что является подтверждением расчета в денежной форме, при этом, в пункте 6 статьи 166 Налогового кодекса от 25.12.2017г. отражен перечень необходимой информации, которая должна содержаться в чеке контрольно-кассовой машины, однако в данной норме нет требования об обязательном отражении ФИО и ИИН покупателя. Компания «Z» обращает внимание, что согласно пункту 13 статьи 412 Налогового кодекса от 25.12.2017г. не требуется выписка счет-фактур, при реализации товаров, за наличный расчет.

Также в жалобе отмечено, что в условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Любая цена сделки считается рыночной, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров.

Компания «Z» считает, что отклонение цены, указанной сторонами сделки при реализации в розницу от рыночной, не может повлечь за собой доначисление налога и пени. Более того, Компания «Z» указывает, что в соответствии со статьей 26 Предпринимательского кодекса РК субъект частного предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности и устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.

Компания «Z» просит учесть, тот факт, что Закон РК «О трансфертном ценообразовании» от 05.07.2008г. не распространяется на вышеуказанные сделки по реализации муки 1-го и высшего сорта.

Из акта налоговой следует, что Компанией «Z» в нарушение статей 227 и 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г. занижена сумма дохода от реализации за 2019г., а также облагаемый оборот по НДС за 2-4 кварталы 2019г. на сумму 105 771,5 тыс.тенге.

При этом, основанием для увеличения дохода от реализации и облагаемого оборота на сумму 105 771,5 тыс.тенге, послужило применение к товарам (муке), реализованным физическим лицам за наличный расчет, расчетной средней цены реализации товаров (муке) отгруженной за указанный период индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании «Z» по вопросу правильности исчисления КПН за 2017-2019гг., НДС за 4 квартал 2017г., 1-2, 4 кварталы 2018г. и 2-4 кварталы 2019г.

По результатам проведенной тематической проверки установлено следующее.

Как следует из акта обжалуемой налоговой проверки, основанием для увеличения дохода от реализации продукции послужило, то обстоятельство, что реализация муки 1 и высшего сорта прочим физическим лицам за наличный расчет осуществлена, по цене ниже, чем другим индивидуальным предпринимателям и предприятиям за аналогичный период при выписке ЭСФ. Также, в акте проверки указано о нарушение Компанией «Z» статей 227 и 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Следует отметить, согласно подпункту 8) пункта 108 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок, утвержденных Приказом Председателя Комитета государственных доходов от 06.01.2017г. №6, к материалам налоговой проверки относятся расчеты (в случае их наличия) и другие полученные сведения, а также копии первичных документов являющихся доказательной базой выявленных нарушений налогового и иного законодательств.

Вместе с тем, в акте тематической проверки, указано об отсутствии расчета определения средней цены, послужившего основанием для определения заниженной стоимость реализации муки 1 и высшего сорта физическим и прочим лицам в целом за 2019г.

Согласно статье 227 Налогового кодекса от 25.12.2017г. доходом от реализации признается сумма дохода, возникающая при реализации товаров, работ, услуг. Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

В свою очередь, согласно пункту 1 статья 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г. оборот по реализации товаров означает, передачу прав собственности на товар, включая: продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и в обмен на другие товары, работы, услуги.

Таким образом, указанные нормы Налогового кодекса определяют порядок определения доходов по реализации товаров, работ, услуг, а также оборот по реализации товаров, при этом, данные нормы не устанавливают порядок определения средней расчетной цены по реализации товаров в сравнении с другими хозяйствующими субъектами.

Следовательно, выводы в акте обжалуемой налоговой проверки о нарушении Компанией «Z» статей 227 и 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г., послужившие основанием для увеличения СГД за 2019г. и облагаемого оборота за 2-4 кварталы 2019г., являются необоснованными.

Кроме того, в акте тематической проверки, отмечено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 26 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъект частного предпринимательства вправе самостоятельно устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги, за исключением случаев, установленных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и законами Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного, актом тематической проверки результаты обжалуемой налоговой проверки в части увеличения СГД за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г. на сумму 105 771,5 тыс.тенге не подтверждены.

  1. Относительно взаиморасчетов Компанией «Z» с 18 поставщиками

Из жалобы Компанией «Z» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с 18 поставщиками.

В жалобе отмечено, что согласно подпункту 1) статьи 264 Налогового кодекс от 25.12.2017г. вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью направленные на получения дохода. Кроме того, согласно статье 264 Налогового кодекс от 25.12.2017г. определен перечень затрат, не подлежащий отнесению на вычеты.

В свою очередь, в жалобе указано, что произведенные расходы Компанией «Z» с вышеуказанными поставщиками связаны с деятельностью, направленные на получения дохода.

В подтверждение своих доводов, Компания «Z» к жалобе прилагает копии договоров, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные, акты сверок.

Как следует из акта комплексной налоговой проверки, Компанией «Z» в нарушение статей 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и статьи 400 Налогового кодекса от 25.12.2017г. отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с 18 поставщиками.

При этом, основанием для исключения из вычетов и НДС из зачета по результатам обжалуемой комплексной налоговой проверки №121 от 30.12.2020г. послужили выявленные расхождения при формировании аналитического отчета «Пирамида» по взаиморасчетам Компанией «Z» с поставщиками.

В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом от 10.12.2008г.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Подпунктом 1) статьи 115 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса от 10.12.2008г., при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса от 10.12.2008г., имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется: для юридических лиц - подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Аналогичные нормы предусмотрены статьями 190, 242, 264, 400, 412 Кодекса Республики Казахстан Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 статьи 7 Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика

Как ранее отмечено в ходе рассмотрения жалобы назначена тематическая налоговая проверка. В ходе тематической налоговой проверки, налоговыми органами проведены встречные налоговые проверки по указанным в жалобе 18 поставщикам.

По результатам встречных налоговых проверок:

- по 10 поставщикам исключение из вычетов расходов и НДС из зачета признано необоснованным ввиду наличия подтверждающих взаиморасчеты первичных бухгалтерских документов, отражения их в бухгалтерском и налоговом учете;

- по 2 поставщикам исключение из вычетов расходов признано необоснованно, при этом, исключение из зачета НДС по результатам тематической проверки подтверждено ввиду того, данные поставщики не являлись плательщиками НДС;

- по 6 поставщикам взаиморасчеты не подтверждены.

Таким образом, тематической налоговой проверки подтверждены результаты обжалуемой проверки в части исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с 10 поставщиками и исключения из вычетов расходов по 2 поставщикам.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с 10 поставщиками и исключения из вычетов расходов по 2 поставщикам, а также относительно увеличения СГД за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г. на сумму 105 771,4 тыс.тенге, в остальной части оставить без изменения.

 

Дата публикации
28 декабря 2021
Дата обновления
28 декабря 2021
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации