Меню

Страницы

Статья

ИПН, НДС, исключение из вычетов и НДС из зачета по причине завышения остатков ТМЗ и отсутствия подтверждающих документов

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: индивидуальный предприниматель

Вид налога: ИПН, НДС

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя «Е» (далее – ИП «Е») на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога (ИПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка ИП «Е»  по вопросу исполнения налоговых обязательств по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме 2 081,2 тыс.тенге, пени в сумме 836,6 тыс.тенге, НДС в сумме 3 199,5 тыс.тенге, пени в сумме 1 273,4 тыс.тенге и социального налога в сумме 35,7 тыс.тенге и пени в сумме 2,6 тыс.тенге.

ИП «Е» не согласившись с выводами налогового органа, обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начислений ИПН и НДС.

В жалобе отмечено, что согласно акту налоговой проверки начисление ИПН произведено в связи с отнесением ИП «Е» на вычеты расходов без подтверждающих документов на сумму 20 792,8 тыс.тенге и отнесен НДС с зачет в сумме 3 199,5 тыс.тенге.

Вместе с тем, в жалобе указано, что проверяющему первичная бухгалтерская документация была предоставлена в полном объеме, о чем свидетельствует список первичных документов, предоставленных по требованию должностного лица и отсутствия административного производства.

При этом, ИП «Е» в жалобе отмечает, что в акте налоговой проверки отсутствуют расшифровки и систематизировано изложенные документально подтвержденные факты необоснованности вычетов по приобретенным товарам, работах и услугам. Также отсутствуют расхождения по покупателям/поставщикам по отчетам «Пирамида по покупателям и поставщикам».

Из акта налоговой проверки следует, что ИП «Е» в нарушение статьи 100, 256 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. и  статьей 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. (далее- Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) в декларации по индивидуальному подоходному налогу (ф.220.00) за 2018 год на вычеты отнесены расходы без подтверждающих документов на сумму 20 792,8 тыс.тенге и в зачет  отнесен НДС за 3 квартал 2018г. в сумме 2 775,6 тыс.тенге и  за 1-2 кварталы 2019г. в сумме 423,7 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии со статьей 366 Налогового кодекса облагаемый доход индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим налогообложения, за налоговый период определяется в следующем порядке:

налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, определенный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи,

минус

уменьшение налогооблагаемого дохода индивидуального предпринимателя, определенного в порядке, аналогичном порядку определения уменьшения налогооблагаемого дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 288 Налогового кодекса,

плюс

суммарная прибыль контролируемых иностранных компаний или постоянных учреждений контролируемых иностранных компаний, определяемая в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса,

минус

убытки, переносимые в порядке, аналогичном порядку переноса убытков в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьями 299 и 300 Налогового кодекса.

При этом, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя за налоговый период определяется в следующем порядке:

 доход индивидуального предпринимателя, полученный совокупно за налоговый период, определенный в порядке, аналогичном порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 225 Налогового кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 226240 Налогового кодекса,

минус

корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 241 Налогового кодекса,

плюс (минус)

корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса,

минус

вычеты, определенные в порядке, аналогичном порядку определения расходов, относимых на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьями 242276 Налогового кодекса,

плюс (минус)

корректировка доходов и вычетов, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки доходов и вычетов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 287 Налогового кодекса.

Следует отметить, что согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, ИП «Е» осуществляет предпринимательскую деятельность на основании Свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя. Вид деятельности – «Оптовая реализация алкогольной продукции».

Налоговая проверка произведена на основании заявления ИП «Е» на прекращение деятельности от 29.09.2020г.

Коэффициент налоговой нагрузки составляет:

- за 2017г. – 2,1%, при этом начислено налога 1 584,4 тыс.тенге на совокупный годовой доход 74 058,3 тыс.тенге;

- за 2018г. – 3,6%, при этом начислено налога 7 065,5 тыс.тенге на совокупный годовой доход 196 932,7 тыс.тенге;

- за 2019г. – 2,3%, при этом начислено налога 2 226,9 тыс.тенге на совокупный годовой доход 95 895,4 тыс.тенге.

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов документально неподтвержденные расходы за 2018г. в сумме 20 792,8  тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2018г. в сумме 2 775,6 тыс.тенге и  за 1,2 кварталы 2019г. в сумме 423,7 тыс.тенге

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 и подпунктами 2) и 3) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г.  в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

В рассматриваемом случае, ИП «Е» к жалобе приложены первичные документы за 2018г.: счета – фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), накладные на отпуск товаров на сторону, акты сверок, оборотно-сальдовая ведомость и иные документы, подтверждающие расходы, отнесенные на вычеты за 2018г. и НДС в зачет за 3 квартал 2018г., при этом, ИП «Е» подтверждающие документы за 2019г. к жалобе не представлены.

Следует указать, что согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2018г., приложенной к жалобе, остаток по счету 1300 «Запасы»:

- на 01.01.2018г. составляет 15 483,5 тыс.тенге;

- на 31.12.2018г. – 57 111,7 тыс.тенге.

При этом, следует указать, что оборотно-сальдовая ведомость за 2018г. заверена подписью и печатью ИП «Е».

Тогда как, согласно данным декларации по ИПН (ф.220.00) по строке 220.00.011 I запасы на начало налогового периода составляют 14 974,2 тыс.тенге и по строке 220.00.011 II запасы на конец налогового периода составляют 20 588,7 тыс.тенге.

Следовательно, ИП «Е» в декларации по ИПН (ф.220.00) за указанный налоговый период занижена стоимость запасов на начало налогового периода на сумму 509,3 тыс.тенге (14 974,2 - 15 483,5) и стоимость запасов на конец налогового периода на сумму 36 523,0 тыс.тенге (20 588,7 - 57 111,7), соответственно, необоснованно были  отнесены на вычеты расходы по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 36 013,7 тыс.тенге (509,3 - 36 523,0).

Относительно приобретенных запасов, работ, услуг за 2018г. следует отметить, что согласно вышеуказанным представленным первичным документам ИП «Е» фактическая сумма приобретения запасов (алкогольная продукция, напитки, рыба, сигареты и т.д.) составила 144 592,5 тыс.тенге.

Тогда как, согласно данным декларации по ИПН (ф.220.00) за 2018г. по строке 220.00.011 III А приобретение товарно-материальных запасов отражено в сумме 162 354,6 тыс.тенге.

Соответственно, ИП «Е» в декларации по ИПН (ф.220.00) завышены расходы по приобретению запасов на сумму 17 762,1 тыс.тенге (144 592,5 - 162 354,6).

При этом, ИП «Е» к жалобе не приложен налоговый регистр по учету приобретенных товаров, работ, услуг, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №388.

Далее, согласно первичным документам расходы по финансовым услугам составили 25,6 тыс.тенге, тогда как в декларации по ИПН (ф.220.00) за 2018г. по строке 220.00.011 III В отражена 280,9 тыс.тенге или завышена на сумму 255,3 тыс.тенге.

Кроме того, согласно данным декларации по ИПН (ф.220.00) за 2018г. по строке 220.00.011 III Н прочие услуги и работы отражена сумма  27 450,4 тыс.тенге.

При этом, согласно данным счетов – фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг) сумма расходов по услугам и работам составляет 35 946,8 тыс.тенге (аренда помещения, охрана, грузовые перевозки, доставка и т.д.).

Следует указать, что в соответстви с пунктом 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» (далее - Закон об автомобильном транспорте) от 04.07.2003г. заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной (далее - ТТН).

Порядок организации перевозки грузов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, а также взаимоотношения участников перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан №546 от 30.04.2015г. (далее – Правила), при этом перевозка грузов должна оформляться ТТН.

Аналогичные требования установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан №826 от 18.07.2011г.

Согласно Правилам следует, что перевозка грузов оформляется ТТН, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз ТТН, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом необходимо отметить, что второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов.

  Таким образом, оприходование груза грузополучателем производится согласно основному перевозочному документу ТТН, а путевые листы совместно с ТТН, определяют показатели для учета работы автотранспортного средства и осуществления расчетов. При этом отрывной талон путевого листа является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю.

Как указано выше, в сумме расходов по услугам и работам в размере 35 946,8 тыс.тенге, услуги по грузовым перевозкам составляют 8 136,5 тыс.тенге.

При этом, ИП «Е» к жалобе не приложены ТТН и путевые листы, являющиеся основными перевозочными документами, на основании которых, производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Так, ИП «К» согласно данным счетов – фактур и актов выполненных работ (оказанных услуг) в адрес ИП «Е» оказаны услуги по грузовым перевозкам автомобильным транспортом Караганда - Атырау на общую сумму 6 855,0 тыс.тенге:

- от 10.01.2018г. №00000000001 на сумму 500,0 тыс.тенге;

- от 05.02.2018г. №00000000004 на сумму 500,0 тыс.тенге;

- от 06.03.2018г. №00000000011 на сумму 750,0 тыс.тенге;

- от 19.04.2018г. №00000000019 на сумму 800,0 тыс.тенге;

- от 23.06.2018г. №00000000028 на сумму 1000,0 тыс.тенге;

- от 05.06.2018г. №00000000025 на сумму 800,0 тыс.тенге;

- от 31.07.2018г. №00000000040 на сумму 500,0 тыс.тенге;

- от 27.08.2018г. №00000000047 на сумму 600,0 тыс.тенге;

- от 29.08.2018г. №00000000049 на сумму 400,0 тыс.тенге;

- от 08.10.2018г. №00000000069 на сумму 500,0 тыс.тенге;

- от 13.11.2018г. №00000000075 на сумму 505,0 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно вышеуказанным документам услуги были оказаны без составления договора, а также в строке «Товарно-транспортная накладная» не указаны номера и даты ТТН, также, в нарушение статьи 179 Налогового кодекса ТТН и путевые листы не приложены к жалобе.

Аналогично, к жалобе не приложены ТТН и путевые листы, подтверждающие оказание транспортных услуг по контрагентам ИП «Н», ИП «А» и ИП «К» на общую сумму 1 281,5 тыс.тенге.

Следовательно, расходы по грузовым перевозкам автомобильным транспортом в сумме 8 136,5 тыс.тенге не подлежат отнесению на вычеты в соответствии со статьи 242 Налогового кодекса.

Таким образом, сумма, подлежащая отнесению на вычеты по «прочим услугам и работам» составляет 27 810,3 тыс.тенге (35 946,8 - 8 136,5), тогда как в декларации по ИПН (ф.220.00) за 2018г. отражена  27 450,4 тыс.тенге или сумма вычетов занижена на 359,9 тыс.тенге (27 810,3 - 27 450,4).

Учитывая вышеизложенное, по результатам рассмотрения жалобы расчетная сумма расходов по реализованным товарам, работам, услугам, подлежащая исключению из вычетов за 2018г., составляет 53 671,2 тыс.тенге, в том числе в результате завышения сумм вычетов по остаткам ТМЗ в размере 36 013,7 тыс.тенге, по приобретению ТМЗ без подтверждающих документов на сумму 17 762,1 тыс.тенге, по финансовым услугам на сумму 255,3 тыс.тенге, а также в результате занижения вычетов по прочим услугам и работам на сумму 359,9 тыс.тенге. При этом, по результатам налоговой проверки за 2018г. фактически исключены из вычетов расходы на сумму 20 812,3 тыс.тенге.

Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 27 Нормативного постановления Верховного суда от 29.06.2017г. №4 уполномоченным органом по результатам проверки не может быть принято решение о начислении дополнительных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней, неначисленных в оспариваемом уведомлении.

Поскольку расчетная сумма расходов, подлежащих исключению из вычетов за 2018г. превышает фактически исключенную сумму расходов из вычетов, то начисление ИПН в сумме 2 081,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно начисления НДС за 3 квартал 2018г. в сумме 2 775,6 тыс.тенге следует отметить, что согласно представленным первичным документам стоимость приобретенных товаров (работ, услуг)  составила 25 660,7 тыс.тенге и НДС в сумме 2 637,2 тыс.тенге.

Тогда как, согласно данным декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2018г. ИП «Е» указано по строке 300.00.013 I «Товары, работы, услуги, приобретенные с НДС в РК» по счетам – фактурам на сумму 54 622,6 тыс.тенге и НДС в сумме 6 554,7 тыс.тенге.

 Соответственно, излишне отнесен НДС в зачет за указанный налоговый период на сумму 3 917,5 тыс.тенге (2 637,2 - 6 554,7).

При этом, по результатам налоговой проверки фактически исключены НДС из зачета за 3 квартал 2018г. на сумму 2 775,7 тыс.тенге.

Поскольку расчетная сумма НДС, подлежащая исключению из зачета за 3 квартал 2018г. превышает фактическую сумму НДС, исключенную из зачета, то начисление НДС в сумме 2 775,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно начисления НДС за 1 – 2 кварталы 2019г. в сумме 423,7 тыс.тенге следует отметить.

Как указано выше, в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 и подпунктами 2) и 3) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, ИП «Е» к жалобе не приложены первичные документы, подтверждающие доводы в части необоснованности начисления НДС за 1–2 кварталы 2019г. в сумме 423,7 тыс.тенге.

Соответственно, исключение НДС из зачета и соответствующее начисление НДС за 1–2 кварталы 2019г. в сумме 423,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

 

Дата публикации
26 октября 2021
Дата обновления
26 октября 2021
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

30 июля 2025
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность государственных учреждений
Полезная информация
24 июля 2025
Льгота по таможенным платежам и налогам
Полезная информация
24 июля 2025
Классификация машины для заправки воды

Социальные медиа

Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации