Меню

Страницы

Статья

КПН, ИПН -увеличение СГД по сомнительным обязательствам, начисление ИПН по невозвращенным подотчетным суммам

 

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: КПН

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 06.04.2021г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 6 126,7 тыс.тенге, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты в сумме 17 830,7 тыс.тенге, социального налога в сумме 16 939,1 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 177,0 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН.

  1. Относительно увеличения совокупного годового дохода за 2019г. на сумму дохода по сомнительным обязательствам.

В жалобе отмечено, что в ходе проверки Компанией «К» были представлены документы (копии приказов от 01.01.2018г., от 11.01.2019г.), подтверждающие снятие руководителем денежных средств на административно-хозяйственные расходы Компании «К» на содержание работников и привлеченных лиц.

В жалобе Компания «К» указывает, что в ходе проверки не принято во внимание соглашение о переводе долга, заключенное с Компанией «А».

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 1 статьи 229 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не были включены в совокупный годовой доход за 2019г. обязательства Компании «К» перед Компанией «А», неудовлетворенные по истечении срока исковой давности.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход по сомнительным обязательствам.

При этом, согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным доходам работников, определяемым в соответствии с пунктом 1 статьи 322 Налогового кодекса, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, признаются сомнительными. В доход по сомнительным обязательствам по полученным кредитам (займам, микрокредитам) не включается сумма полученного кредита (займа, микрокредита).

Указанные сомнительные обязательства подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика, за исключением налога на добавленную стоимость, который подлежит исключению из зачета в порядке, определенном разделом 10 Налогового кодекса.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что доход по сомнительному обязательству признается в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый:

1) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам кредита (займа, микрокредита), – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты вознаграждения в соответствии с условиями договора кредита (займа, микрокредита);

2) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам лизинга, – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты лизингового платежа в соответствии с условиями договора лизинга;

3) по сомнительным обязательствам, возникшим по начисленным доходам работников, – со дня начисления доходов работников в соответствии с пунктом 1 статьи 322 настоящего Кодекса;

4) по сомнительным обязательствам, не указанным в подпунктах 1) – 3) настоящего пункта:

со дня, следующего за днем окончания срока исполнения обязательства по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого определен;

со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по обязательству по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого не определен.

Таким образом, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов, в том числе доход по сомнительным обязательствам, при этом, обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам) и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, признаются сомнительными.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка произведена на основании налогового заявления от 06.04.2021г., в связи с ликвидацией Компании «К».

Как следует из акта налоговой проверки, по данным бухгалтерского учета поступили от Компании «А» ТМЗ и услуги на общую сумму 65 567,3 тыс.тенге согласно счетам-фактурам от 31.12.2015г., 31.01.2016г., 29.02.2016г. и 31.03.2016г., при этом, Компанией «К» произведена уплата по платежным поручениям от 04.04.2016г. и от 30.05.2016г. на общую сумму 34 456,5 тыс.тенге.

Таким образом, по состоянию на 30.05.2016г. сумма кредиторской задолженности Компании «К» перед Компанией «А» составила 31 100.8 тыс.тенге (65 567,3 - 34 456,5), при этом трехлетний период истек 29.05.2019г., соответственно, согласно пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса, указанная сумма кредиторской задолженности признается сомнительной и подлежит включению в совокупный годовой доход за 2019г., соответственно, начисление КПН за 2019г. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно начисления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты и социального налога по доходам работника.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 1 статьи 316, пункта 1 статьи 317 и пункта 1 статьи 320 Налогового кодекса Компанией «К», как налоговым агентом не начислены индивидуальный подоходный налог и социальный налог по доходам работника (руководитель) «Ш», подлежащим налогообложению у источника выплаты.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 484 Налогового кодекса объектом налогообложения для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения, являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса.

Согласно статьи 322 Налогового кодекса доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 настоящего Кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4) статьи 324 Налогового кодекса доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащим налогообложению, являются в том числе расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя, - при возмещении затрат работнику.

Также следует отметить, что согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса плательщиками социального налога являются юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения.

Пунктом 2 статьи 484 Налогового кодекса определено, объектом налогообложения по социальному налогу для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса, являются расходы:

1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса);

2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 Налогового кодекса

На основании изложенного, расходы работодателя в виде материальной выгоды работника подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом, а также являются объектом обложения социального налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Согласно пункту 59 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015г. №241, предусмотрено, что учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562, подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Таким образом, порядок учета и оформления кассовых операций на предприятии отражается в учетной политике и основывается на принципах, изложенных в Правилах ведения бухгалтерского учета.

В рассматриваемом случае, как указано в акте налоговой проверки Компанией «К» к проверке были представлены документы: кассовая книга за 2019г., расходный кассовый ордер от 11.01.2019г. №1, оборотно-сальдовая ведомость за 2019г., учетная политика Компании «К».

В учетной политике Компании «К» в разделе II «Учет финансовых активов и финансовых обязательств» подраздел 2.6 «Требования к учету подотчетных сумм» указано, что срок предоставления авансового отчета подотчетного лица и возврата денежных средств устанавливается в течение 5 дней после совершения события или операции, для которого выданы денежные средства в подотчет. При этом, авансовый отчет подписывается руководством и сдается в бухгалтерскую службу, которая обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Согласно данным бухгалтерского учета руководителю Компании «К» «Ш» были выданы в подотчет денежные средства на административно-хозяйственные расходы в сумме 178 306,8 тыс.тенге (расходный кассовый ордер от 10.01.2019г.).

При этом, согласно приложению 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН за 2019г. и оборотно-сальдовой ведомости за 2019г. на начало года сумма краткосрочной дебиторской задолженности составляла в сумме 210 024,9 тыс.тенге, при этом сведения по дебиторской задолженности на конец отчетного налогового периода отсутствуют.

Следовательно, «Ш» были израсходованы подотчетные денежные средства, выданные Компанией «К» на административно-хозяйственные расходы в сумме 178 306,8 тыс.тенге.

Следует отметить, что в соответствие с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса Компанией «К» к жалобе не приложен авансовый отчет об израсходованных суммах, выданных «Ш» на административно-хозяйственные расходы, а также документы, подтверждающие произведенные расходы (накладные, чеки ККМ, проездные билеты, счета на оплату жилья и т.д.).

Также, в приказах от 09.01.2018г. и от 11.01.2019г. указано, что выдавать на административно-хозяйственные операционные расходы директору Компании «К» «Ш» наличные денежные средства в подотчет на срок и в размерах, определяемых на основании распоряжения директора Компании «К», при этом, Компанией «К» к жалобе не приложено данное распоряжение директора Компании «К».

Таким образом, Компанией «К» в 2019г. были произведены расходы в виде материальной выгоды работнику (директор «Ш») в сумме 178 306,8 тыс.тенге, которые подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом, а также являются объектом обложения социальным налогом, соответственно, начисление индивидуального подоходного налога и социального налога по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
01 октября 2021
Дата обновления
01 октября 2021
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

11 июня 2025
СМИ о нас
Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации