Меню

Страницы

Статья

КПН, ИПН -увеличение СГД по сомнительным обязательствам, начисление ИПН по невозвращенным подотчетным суммам

 

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: КПН

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 06.04.2021г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 6 126,7 тыс.тенге, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты в сумме 17 830,7 тыс.тенге, социального налога в сумме 16 939,1 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 177,0 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН.

  1. Относительно увеличения совокупного годового дохода за 2019г. на сумму дохода по сомнительным обязательствам.

В жалобе отмечено, что в ходе проверки Компанией «К» были представлены документы (копии приказов от 01.01.2018г., от 11.01.2019г.), подтверждающие снятие руководителем денежных средств на административно-хозяйственные расходы Компании «К» на содержание работников и привлеченных лиц.

В жалобе Компания «К» указывает, что в ходе проверки не принято во внимание соглашение о переводе долга, заключенное с Компанией «А».

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 1 статьи 229 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не были включены в совокупный годовой доход за 2019г. обязательства Компании «К» перед Компанией «А», неудовлетворенные по истечении срока исковой давности.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход по сомнительным обязательствам.

При этом, согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным доходам работников, определяемым в соответствии с пунктом 1 статьи 322 Налогового кодекса, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, признаются сомнительными. В доход по сомнительным обязательствам по полученным кредитам (займам, микрокредитам) не включается сумма полученного кредита (займа, микрокредита).

Указанные сомнительные обязательства подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика, за исключением налога на добавленную стоимость, который подлежит исключению из зачета в порядке, определенном разделом 10 Налогового кодекса.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что доход по сомнительному обязательству признается в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый:

1) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам кредита (займа, микрокредита), – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты вознаграждения в соответствии с условиями договора кредита (займа, микрокредита);

2) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам лизинга, – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты лизингового платежа в соответствии с условиями договора лизинга;

3) по сомнительным обязательствам, возникшим по начисленным доходам работников, – со дня начисления доходов работников в соответствии с пунктом 1 статьи 322 настоящего Кодекса;

4) по сомнительным обязательствам, не указанным в подпунктах 1) – 3) настоящего пункта:

со дня, следующего за днем окончания срока исполнения обязательства по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого определен;

со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по обязательству по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого не определен.

Таким образом, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов, в том числе доход по сомнительным обязательствам, при этом, обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам) и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, признаются сомнительными.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка произведена на основании налогового заявления от 06.04.2021г., в связи с ликвидацией Компании «К».

Как следует из акта налоговой проверки, по данным бухгалтерского учета поступили от Компании «А» ТМЗ и услуги на общую сумму 65 567,3 тыс.тенге согласно счетам-фактурам от 31.12.2015г., 31.01.2016г., 29.02.2016г. и 31.03.2016г., при этом, Компанией «К» произведена уплата по платежным поручениям от 04.04.2016г. и от 30.05.2016г. на общую сумму 34 456,5 тыс.тенге.

Таким образом, по состоянию на 30.05.2016г. сумма кредиторской задолженности Компании «К» перед Компанией «А» составила 31 100.8 тыс.тенге (65 567,3 - 34 456,5), при этом трехлетний период истек 29.05.2019г., соответственно, согласно пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса, указанная сумма кредиторской задолженности признается сомнительной и подлежит включению в совокупный годовой доход за 2019г., соответственно, начисление КПН за 2019г. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно начисления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты и социального налога по доходам работника.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 1 статьи 316, пункта 1 статьи 317 и пункта 1 статьи 320 Налогового кодекса Компанией «К», как налоговым агентом не начислены индивидуальный подоходный налог и социальный налог по доходам работника (руководитель) «Ш», подлежащим налогообложению у источника выплаты.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 484 Налогового кодекса объектом налогообложения для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения, являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса.

Согласно статьи 322 Налогового кодекса доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 настоящего Кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4) статьи 324 Налогового кодекса доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащим налогообложению, являются в том числе расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя, - при возмещении затрат работнику.

Также следует отметить, что согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса плательщиками социального налога являются юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения.

Пунктом 2 статьи 484 Налогового кодекса определено, объектом налогообложения по социальному налогу для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса, являются расходы:

1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса);

2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 Налогового кодекса

На основании изложенного, расходы работодателя в виде материальной выгоды работника подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом, а также являются объектом обложения социального налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Согласно пункту 59 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015г. №241, предусмотрено, что учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562, подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Таким образом, порядок учета и оформления кассовых операций на предприятии отражается в учетной политике и основывается на принципах, изложенных в Правилах ведения бухгалтерского учета.

В рассматриваемом случае, как указано в акте налоговой проверки Компанией «К» к проверке были представлены документы: кассовая книга за 2019г., расходный кассовый ордер от 11.01.2019г. №1, оборотно-сальдовая ведомость за 2019г., учетная политика Компании «К».

В учетной политике Компании «К» в разделе II «Учет финансовых активов и финансовых обязательств» подраздел 2.6 «Требования к учету подотчетных сумм» указано, что срок предоставления авансового отчета подотчетного лица и возврата денежных средств устанавливается в течение 5 дней после совершения события или операции, для которого выданы денежные средства в подотчет. При этом, авансовый отчет подписывается руководством и сдается в бухгалтерскую службу, которая обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Согласно данным бухгалтерского учета руководителю Компании «К» «Ш» были выданы в подотчет денежные средства на административно-хозяйственные расходы в сумме 178 306,8 тыс.тенге (расходный кассовый ордер от 10.01.2019г.).

При этом, согласно приложению 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН за 2019г. и оборотно-сальдовой ведомости за 2019г. на начало года сумма краткосрочной дебиторской задолженности составляла в сумме 210 024,9 тыс.тенге, при этом сведения по дебиторской задолженности на конец отчетного налогового периода отсутствуют.

Следовательно, «Ш» были израсходованы подотчетные денежные средства, выданные Компанией «К» на административно-хозяйственные расходы в сумме 178 306,8 тыс.тенге.

Следует отметить, что в соответствие с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса Компанией «К» к жалобе не приложен авансовый отчет об израсходованных суммах, выданных «Ш» на административно-хозяйственные расходы, а также документы, подтверждающие произведенные расходы (накладные, чеки ККМ, проездные билеты, счета на оплату жилья и т.д.).

Также, в приказах от 09.01.2018г. и от 11.01.2019г. указано, что выдавать на административно-хозяйственные операционные расходы директору Компании «К» «Ш» наличные денежные средства в подотчет на срок и в размерах, определяемых на основании распоряжения директора Компании «К», при этом, Компанией «К» к жалобе не приложено данное распоряжение директора Компании «К».

Таким образом, Компанией «К» в 2019г. были произведены расходы в виде материальной выгоды работнику (директор «Ш») в сумме 178 306,8 тыс.тенге, которые подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом, а также являются объектом обложения социальным налогом, соответственно, начисление индивидуального подоходного налога и социального налога по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
01 октября 2021
Дата обновления
01 октября 2021
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации