Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от физического лица «G» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «тягач седельный», «полуприцеп-рефрижератор» по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 5 081, 4 тыс. тенге
Физическое лицо «G», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Физическое лицо «G» утверждает, что не был извещен о проведении таможенной проверки и не мог дать свои пояснения по указанному вопросу, в частности об обстоятельствах и стоимости приобретенного товара, а также о наличии иных документов, подтверждающих стоимость товара.
По мнению физического лица «G», проверяющим неизвестно о наличии оригинала договора купли-продажи ввезенного товара, где указана действительная стоимость товара в размере 44 000 евро. При этом, стоит отметить, что указанная сумма была оплачена безналичным платежом, поскольку указанную сумму перевела гражданская супруга в банк в Литовской Республики, после чего, необходимая сумма была перечислена на счет продавца.
Физическому лицу «G» не понятна позиция Литовской Республики по завышению стоимости товара и предполагает, что это возможно с особенностями уплаты налоговых отчислений
На основании вышеизложенного, физическое лицо «G» просит отменить уведомление об устранении нарушений полностью.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 34 Кодекса товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза.
Согласно статье 407 Кодекса одной из форм таможенного контроля, применяемой таможенными органами, является таможенная проверка.
Пунктом 1 статьи 416 Кодекса определено, что таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.
При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Должностные лица таможенного органа имеют право направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств – членов Евразийского экономического союза и государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в связи с проведением таможенной проверки.
В рассматриваемом случае Физическим лицом «G» осуществлен ввоз товаров на территорию Республики Казахстан из Литовской Республики - тягач седельный, марки «VOLVO», модель «FH» и «полуприцеп-рефрижератор» с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ от 29.03.2017г. и заявлением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
В целях установления достоверности заявленных сведений, содержащихся в ДТ и товаросопроводительных документах к ДТ, вышестоящим таможенным органом в рамках Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Литовской Республики о сотрудничестве и административной взаимопомощи в таможенных делах, совершенного в городе Астана 11.05.2000г., направлен запрос от 27.08.2018г. в Таможенный Департамент при Министерстве финансов Литовской Республики (далее - Таможня Литвы) о представлении дополнительной информации и документов.
Вместе с ответом от 03.04.2019г. Таможней Литвы представлены экспортные таможенные декларации страны отправления с товаросопроводительными документами (CMR, CARNET TIR, счет фактура).
Впоследствии, в ходе проведения таможенной проверки по результатам изучения и сопоставления сведений, указанных в ДТ от 29.03.17г., с документами, предоставленными таможней Литвы, установлены следующие расхождения.
Так, по ДТ от 29.03.17г. при декларировании товаров на этапе таможенной очистки декларантом заявлены сведения о товарах в следующем порядке:
вес нетто – 8 217 кг, объем двигателя - 12 777см3, VIN код: YV2RT40A4GB786470, цена товара - 28 000 евро (или 9 572 360 тенге по курсу 1 евро = 341,87 тенге на день регистрации ДТ).
При этом на этапе таможенной очистки произведена корректировка таможенной стоимости с ее увеличением до 35 000 евро (увеличена с заявленной – 9 572 360 тенге до вновь принятой таможенной стоимости в размере – 11 965 450 тенге) и с применением резервного метода (6 метод). Разница цены составила – 7 000 евро (2 393 090 тенге).
Вместе с тем в экспортной декларации страны отправления (Литовская Республика) от 15.03.2017г. указаны следующие сведения:
вес нетто - 8 217 кг, объем двигателя - 12 777см3, VIN код: YV2RT40A4GB786470, стоимость товара - 72 500 евро.
Таким образом, общая стоимость товаров составляет 110 500 евро, а вес нетто - 16 729 кг.
В 44 графе экспортной декларации страны отправления указан инвойс от 07.03.2017г. В данном инвойсе указаны следующие наименования и стоимость товаров:
- тягач седельный, марки «VOLVO», модель «FH» - 72 500 евро;
- полуприцеп рефрижератор, модель - «SCHMITZ CARGO ВULL» - 38 000 евро.
Общая стоимость данных товаров отражена в цифрах на сумму 110 500 евро и прописью – «сто десять тысяч пятьсот евро».
При этом в инвойсе под тем же номером и датой, представленном Физическим лицом «G» при декларировании вышеуказанных товаров на территории Республики Казахстан, общая стоимость товаров указана в цифрах на сумму - 44 000 евро и прописью - «сто десять тысяч пятьсот евро».
Из вышеуказанного анализа и сравнения сведений следует, что
Физическое лицо «G» при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения касательно стоимости товаров, повлекших занижение таможенной стоимости товаров и начисление в неполном объеме ввозных таможенных пошлин и НДС.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости товаров признаны правомерными.