Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «О» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «капуста белокочанная, свежая», «перец стручковый сладкий, свежий», «свекла столовая, свежая» по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 592,7 тыс. тенге
Компания «О», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Компания «О» поясняет, что при таможенном декларировании товаров документы в таможенный орган подаются следующим образом: поставщик передает все документы, оформленные в Республике Узбекистан (инвойсы, декларации на товары и иные документы), через водителей автотранспортных средств, на которые погружены товары, далее данные документы представляются брокеру и в таможенный орган для заполнения декларации на товары (далее – ДТ).
Заявленная таможенная стоимость ввезенных товаров основывается на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, представленной компаниями Республики Узбекистан.
Компания «О» также поясняет, что работали согласно представленных документов поставщиков и достоверность предоставленных документов проверить не представляется возможным, и никогда не было такой необходимости. Кроме этого, Компания «О» указывает, что не занимались подделкой документов и представлением документов, содержащих ложную информацию.
На основании вышеизложенного, Компания «О» просит отменить уведомление об устранении нарушений полностью.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 34 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза.
Согласно статье 407 Кодекса одной из форм таможенного контроля, применяемой таможенными органами, является таможенная проверка.
Пунктом 1 статьи 416 Кодекса определено, что таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.
При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Должностные лица таможенного органа имеют право направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств – членов Евразийского экономического союза и государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в связи с проведением таможенной проверки.
В рассматриваемом случае Компанией «О» из Республики Узбекистан осуществлен ввоз на территорию Республики Казахстан товаров - «капуста белокочанная, свежая», «перец стручковый сладкий, свежий», «свекла столовая, свежая» с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 7 ДТ и заявлением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
Таможенным органом в целях определения достоверности, заявленных Компанией «О» сведений о товарах, изучены и сопоставлены сведения, предоставленные таможенной службой Республики Узбекистан в ИС «ORACLE BI» отчетности.
Кроме этого, в целях установления достоверности заявленных сведений, содержащихся в ДТ и товаросопроводительных документах, вышестоящим таможенным органом в рамках Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Казахстан «О сотрудничестве в таможенных делах» (г.Ташкент, 31.10.1998г.) направлен запрос от 07.10.2019г. в Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан (далее – таможенный комитет Узбекистана) о представлении дополнительной информации и документов.
Вместе с ответом от 29.10.2019г. таможенным комитетом Узбекистана представлены экспортные таможенные декларации страны отправления с товаросопроводительными документами (инвойс, акт карантинного досмотра, сертификат о происхождении товара формы СТ-1).
Впоследствии, в ходе проведения таможенной проверки по результатам изучения и сопоставления сведений, указанных ДТ с документами, предоставленным таможенным комитетом Узбекистана, установлены следующие расхождения.
Например, по ДТ от 11.05.19г. при декларировании товаров на этапе таможенной очистки декларантом заявлены следующие сведения: товар - «капуста белокочанная, свежая», вес нетто – 16 957,5 кг, количество мест - 850, стоимость товара - 3 730,65 долларов США. В графе 44 ДТ указан инвойс № 8 от 11.05.2019г.
При этом на этапе таможенной очистки произведена корректировка таможенной стоимости с ее увеличением до 4 609,57 долларов США и применением метода по стоимости сделки с однородными товарами (3 метод). Разница цены составила – 878,92 долларов США.
Вместе с тем в экспортной декларации страны отправления (Республика Узбекистан) от 11.05.2019г. указаны следующие сведения: товар - «капуста белокочанная, свежая», вес нетто - 16 957,5 кг, количество мест - 850, стоимость товара - 5 935,13 долларов США.
Таким образом, общая стоимость товаров по ДТ от 11.05.19г. составляет 5 935,13 долларов США.
В 44 графе экспортной декларации страны отправления указан инвойс № 8 от 11.05.2019г. В данном инвойсе указаны следующие наименование и стоимость товара:
- капуста белокочанная, свежая – 5 935,13 долларов США.
При этом в инвойсе под тем же номером и датой, представленном Компанией «О» при декларировании вышеуказанного товара на территории Республики Казахстан, общая стоимость товара указана на сумму – 3 730,65 долларов США.
Аналогичная ситуация по расхождению в стоимости установлена и по другим 6 ДТ.
Из вышеуказанного анализа и сравнения сведений следует, что
Компанией «О» при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения касательно стоимости товаров, повлекших занижение таможенной стоимости товаров и начисление в неполном объеме НДС.
Таким образом, принимая во внимание сведения, представленные таможенным комитетом Узбекистана по товарам, оформленным Товариществом по 7 ДТ, начисление НДС по результатам таможенной проверки таможенного органа являются правомерными.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости товаров признаны правомерными.