Меню

Страницы

Статья

Доход от выбытия фиксированных активов

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика:индивидуальный предприниматель

3.Вид налога: ИПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя «С» (далее – ИП «С») на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН).

Как следует из материалов дела, согласно представленных к налоговой проверке документов ИП «С» в 2010г. реализовано 8 объектов недвижимости, в частности земельные участки и коммерческая недвижимость на общую сумму 124 845,0 тыс.тенге. По результатам налоговой проверки в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Налогового кодекса указанная сумма реализации признана доходом от выбытия фиксированных активов.

ИП «С», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

 Из жалобы следует, что по результатам налоговой проверки установлено получение ИП «С» дохода в сумме 12 460,3 тыс.тенге по статье – Доход от превышения стоимости выбывших фиксированных активов над стоимостным балансом подгруппы.

 Также в жалобе указано, что в 2010г. ИП «С» совершены ряд сделок по отчуждению недвижимого имущества на основании договоров купли-продажи, которое приобретено им в период с 2000-2008гг. В подтверждение своих доводов ИП «С» к жалобе прилагает копии постановлений Акимата Илийского района Алматинской области, договоров купли-продажи и актов на право частной собственности на земельные участки.

 В жалобе ИП «С» указывает, что отнесение дохода от продажи недвижимого имущества, являющегося имущественным приростом, к доходу от выбытия фиксированных активов по результатам налоговой проверки является необоснованным. По мнению ИП «С» недвижимое имущество, принадлежавшее ему на праве собственности, не может быть отнесено к фиксированным активам, так как не было учтено в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс).

 Кроме того, в жалобе ИП «С» отмечено, что в соответствии с отчетами об оценке, проведенной ТОО «Ф», рыночная стоимость реализованного имущества ниже стоимости реализации на 7 371,1 тыс.тенге, в связи с чем считает, что в данной ситуации доход от прироста стоимости не возникает. При этом к жалобе приложены копии отчетов об оценке, проведенной 08.12.2010г.

 На основании изложенного, ИП «С» просит отменить уведомление о результатах проверки полностью.

 Из акта налоговой проверки следует, что согласно представленных к налоговой проверке документов ИП «С» в 2010г. реализовано 8 объектов недвижимости, в частности земельные участки и коммерческая недвижимость на общую сумму 124 845,0 тыс.тенге. По результатам налоговой проверки в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Налогового кодекса указанная сумма реализации признана доходом от выбытия фиксированных активов.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

 ИП «С» при расчете с бюджетом с 14.02.2002г. применяет специальный налоговый режим (далее - СНР) на основе упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса, в период с 01.01.2004г.-31.08.2012г. применял СНР для крестьянских или фермерских хозяйств.

 В соответствии со статьей 183 Налогового кодекса (в редакции 2010г.) доход индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, определяется в соответствии с главой 61 Налогового кодекса. При этом порядок расчета с бюджетом для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусмотрен главой 62 Налогового кодекса.

 Согласно статьи 427 главы 61 Налогового кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих СНР на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

 В доход включаются доходы, указанные в подпунктах 1), 3) - 9), 11) - 24) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса.

 Исчисление и уплата корпоративного или индивидуального подоходного налога и представление налоговой отчетности по ним с доходов, указанных в подпунктах 2), 10) пункта 1 статьи 85, подпунктах 1), 4) статьи 177 Налогового кодекса, производятся в общеустановленном порядке.

 Подпунктами 2) и 10) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса установлено, что доход от прироста стоимости и доход от выбытия фиксированных активов подлежат включению в совокупный годовой доход. Следовательно, налогообложение данных доходов осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 183 Налогового кодекса, которым установлено, что доход индивидуального предпринимателя определяется в порядке, установленном для определения объекта обложения корпоративным подоходным налогом в соответствии со статьями 83-133, 136, 137, 224 Налогового кодекса.

 Из изложенного следует, что при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации, доходы от выбытия фиксированных активов и доход от прироста стоимости облагаются в общеустановленном порядке.

 В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 87 Налогового кодекса доход от прироста стоимости образуется, в том числе, при реализации активов, не подлежащих амортизации, за исключением активов, выкупленных для государственных нужд в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. При этом, подпунктом 1) пункта 2 указанной статьи установлено, что к активам не подлежащим амортизации относятся, в том числе, земельные участки.

 Согласно пункту 3 статьи 87 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае, указанном в подпункте 1) пункта 1 данной статьи прирост определяется по каждому активу как положительная разница между стоимостью, определенной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, и первоначальной стоимостью.

 Относительно дохода от выбытия фиксированных активов следует указать, что в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса, если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы или группы, определенная в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса, превышает стоимостный баланс подгруппы или группы на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, величина превышения подлежит включению в совокупный годовой доход.

 При этом, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся, в том числе, основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

 Таким образом, согласно вышеприведенным нормам налогового законодательства у индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации при реализации нежилого недвижимого имущества, предназначенного для использования в деятельности, направленной на получение дохода, возникает доход от выбытия фиксированных активов, при реализации земельных участков возникает доход от прироста стоимости.

 В рассматриваемом случае, из информации, представленной специалистом, проводившим налоговую проверку, а также из документов, приложенных к жалобе, следует, что ИП «С» в 2010г. реализовано следующее недвижимое имущество на общую сумму 124 845,0 тыс.тенге, в том числе:

  1. Аптека, магазин и рынок с правом частной собственности на земельный участок на сумму 20 000,0 тыс.тенге;
  2. Автомойка, кафе, гостиница, СТО, офис, магазин с правом частной собственности на земельный участок на сумму 40 000,0 тыс.тенге;
  3. Торговый комплекс с правом частной собственности на земельный участок на сумму 23 000,0 тыс.тенге;
  4. Земельный участок общей площадью 0,216 га на сумму 6 415,0 тыс.тенге;
  5. Земельный участок общей площадью 0,4 га на сумму 655,0 тыс.тенге;
  6. Земельный участок общей площадью 0,7 га на сумму 1 145,0 тыс.тенге;
  7. Земельный участок общей площадью 0,812 га на сумму 24 130,0 тыс.тенге;
  8. Земельный участок общей площадью 0,319 га на сумму 9 500,0 тыс.тенге.

 Также из вышеуказанной информации следует, что ИП «С» в ходе налоговой проверки в ответ на требование налогового органа о представлении необходимых для проведения налоговой проверки документов (№МКД-12-01-17/86 от 23.06.2015г.) представлены документы подтверждающие первоначальную стоимость земельных участков в сумме 241,5 тыс.тенге.

 Необходимо отметить, что согласно приложенных ИП «С»к жалобе документов стоимость приобретения данных земельных участков составляет 2 400,3 тыс.тенге.

 Соответственно, у ИП «С»согласно вышеприведенных норм налогового законодательства в 2010г. при реализации нежилого недвижимого имущества возникает доход от выбытия фиксированных активов и составляет 83 000,0 тыс.тенге, так как сведения о первоначальной стоимости данного имущества ИП «С»ни к налоговой проверке ни к рассмотрению жалобы не представлены. При реализации земельных участков возникает доход от прироста стоимости, который составил 39 444,7 тыс.тенге (41 845-2 400,3).

 Таким образом, сумма ИПН составила 12 244,5 тыс.тенге (122 444,7*10%). Учитывая самостоятельное начисление ИП «С»ИПН в сумме 245,8 тыс.тенге, сумма ИПН подлежащая уплате за 2010г. составляет 11 998,7 тыс.тенге (12 444,5-245,8). Следовательно по результатам налоговой проверки неправомерно начислен ИПН в сумме 215,8 тыс.тенге (11 998,7-12 214,5).

 Следует указать, что доводы ИП «С»касательно того, что рыночная стоимость реализованного имущества в соответствии с отчетами об оценке ниже стоимости реализации, в связи с чем, в данном случае, дохода от прироста стоимости не возникает, некорректны. Так как в соответствии с вышеуказанными нормами налогового законодательства прирост по земельным участкам определяется как положительная разница между стоимостью, определенной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, и первоначальной стоимостью. При этом, в данном случае нормами налогового законодательства не предусмотрена обязанность определять рыночную стоимость при отсутствии первоначальной стоимости реализованного имущества.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по начислению ИПН за 2010г. в сумме 215,8 тыс.тенге, являются неправомерными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать результаты налоговой проверки в части начисления ИПН в сумме 215,8 тыс.тенге, неправомерными, в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
25 февраля 2020
Дата обновления
25 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
20 мая 2025
Что мы должны знать о киберпреступности
Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации