1.Вид спора: налоговые споры
2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо
3.Вид налога: плата за эмиссию
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении платы за эмиссии в окружающую среду в сумме (плата за эмиссии) от 23.10.2017г.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая Компании «В» по вопросу исполнения налогового обязательства за период с 01.09.2015г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении платы за эмиссии в сумме 6590,0 тыс.тенге и пени 861,0 тыс.тенге.
Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы платы за эмиссии и соответствующих пеней явились выводы налогового органа об установлении расхождения в отношении размера фактического объема образованных и размещенных отходов за 2016г.
С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна и в своих действиях нарушений не усматривает. В своих доводах Компания «В» приводит, что при проверке правильности исчисления налогового обязательства по плате за эмиссии были приняты объемы образованных отходов по справке Департамента экологии о фактическом количестве образованных отходов. Компания «В» считает необоснованным начисление платы за эмиссию в размере 6590,0 тыс.тенге, так как в разрешении от 23.11.2015г. лимит на размещение отходов производства составляет 1717,3173 тонн, за 2016г. в процессе производства было образовано 2185,8 тонн золошлаковых отходов, из них 1261,4 тонн размещено на специально отведенной для отходов территории, оставшаяся часть в объеме 924,4 тонн не размещена на специально отведенной территории и не может являться объектом обложения.
Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 627 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK предусмотрено, что для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций органом налоговой службы к налоговой проверке может быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки.
По письменным вопросам, поставленным должностным лицом органа налоговой службы, являющимся участником налоговой проверки, специалист, привлеченный к налоговой проверке, составляет заключение, которое используется в ходе налоговой проверки.
В данном случае, налоговым органом для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, получения консультаций к налоговой проверке был привлечен специалист Департамента экологии, которым 08.09.2017г. составлена Справка «Об установленных нарушениях законодательства с обозначением объекта обложения эмиссией в окружающую среду Компания «В» за период 01.09.2015г. по 31.12.2016г. (далее - Справка от 08.09.2017г.)
Согласно Справке от 08.09.2017г. основным видом деятельности Компании «В» является производство, передача, распределение и реализация тепловой и электрической энергии. Источником загрязнения атмосферного воздуха являются: котельная, склады угля, золошлаковые отходы, узел пересыпки угля и т.д.
Пунктом 3 Справки от 08.09.2017г. определено, что на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы от 19.10.2015г. Компания «В» получила разрешение на размещение отходов производства в 2016г. в объеме 1717,3173 тонн. По результатам проверки за 2016г. выявлено расхождение в отношении объемов золошлаковых отходов: по данным журнала учета отходов фактический объем образованных и размещенных отходов составил в количестве 2185,8 тонн, при этом компанией «В» произведена оплата за эмиссии за объем в размере 1261,397 тонн.
Таким образом, Департаментом экологии установлено отклонение по объему образованных и размещенных отходов за 2016г. в размере 924,403 тонны (2185,8-1261,397), из них 455,9203 тонны в пределах лимита и 468,4827 тонн - сверх установленного лимита.
Согласно пункту 1 статьи 101 Экологического кодекса Республики Казахстан плата за эмиссии в окружающую среду устанавливается в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 492 Налогового кодекса плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования.
Специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения. Эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке разрешительного документа рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверхустановленных нормативов эмиссий, за исключением выбросов от передвижных источников. |
Согласно статьи 493 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан в порядке специального природопользования.
Нормами статьи 494 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK предусмотрено, что объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду.
Таким образом, в соответствии с положениями статей 493, 494 Налогового кодекса, выявленное специалистом Департамента экологии отклонение по объему образованных и размещенных Компанией «В» золошлаковых отходов за 2016г. в размере 924,403 тонны, являются объектом обложения за эмиссии в окружающую среду, в этой связи начисление платы за эмиссии по результатам проверки, является обоснованным.
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.