Меню

Страницы

Статья

Плата за эмиссию, определение лица осуществляющего размещение отходов

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: плата за эмиссии в окружающую среду

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» (далее – Компания) на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении платы за эмиссии в окружающую среду (плата).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2015г., по результатам которой вынесено уведомление от 17.10.2017г. о начислении платы в сумме 105 658,7 тыс.тенге, пени 44 853,8 тыс.тенге.

 Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы платы и соответствующей суммы пени явилось не исчисление Компанией суммы платы.

С данным выводом налогового органа Компания не согласна, так как на основании договора о передаче отработанной щелочи от 01.07.2014г. (далее-Договор) отработанная щелочь передана Компании «С». Однако, по результатам налоговой проверки по взаиморасчетам, произведенным с Компанией «С» начислена плата. Имеется разрешение на эмиссию в окружающую среду от 09.01.2013г. (Разрешение), полученное со сроком действия до 31.12.2015г., которое в ходе налоговой проверки не принято во внимание.

 Компания утверждает, что согласно условиям указанного Разрешения вправе передавать отходы Компании «С», при этом отсутствие полигона у Компании «С» не является основанием для не заключения с ним Договора.

 При этом, Компанией к жалобе приложено заявление директора Компании «С» гражданина «D» от 03.11.2017г., адресованное в Комитет государственных доходов МФ РК (КГД МФ РК), об отказе от объяснительной, представленной в ходе встречной проверки, и отмечает, что все договора действительны и обязательства перед Компанией выполнены.

 Кроме того, Компания указывает, что в мае-августе 2016г. комиссией в составе работников Департамента экологии, Специализированной природоохранной прокуратуры и налогового органа Актюбинской области проведена аналогичная проверка, по результатам которой претензий и замечаний не было.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 494 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду размещенных отходов производства и потребления.

 Согласно подпункту 1.2.2. пункта 6 статьи 495 ставки платы за размещение отходов производства и потребления «янтарного» списка на полигонах, в накопителях, санкционированных свалках и специально отведенных местах составляют 4 месячных расчетных показателя (МРП).

 При этом в соответствии с решением маслихата от 13.12.2010г. ставки платы за размещение отходов производства и потребления «янтарного» списка составляет 8 МРП.

 Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РК, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

 Так, пунктом 4 статьи 10 Экологического кодекса РК от 09.01.2007г. (далее - Экологический кодекс) определено, что специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном Экологическим кодексом и иными законами РК.

 При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 101 Экологического кодекса, плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, взимается в порядке, установленном налоговым законодательством РК.

 Пунктом 3 статьи 101 Экологического кодекса установлено, что методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

 Таким образом, порядок взимания платы за эмиссии производится в соответствии с требованиями, установленными Налоговым и Экологическим кодексами.

 Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 627 Налогового кодекса для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций налоговым органом к налоговой проверке может быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки.

 По письменным вопросам, поставленным должностным лицом налогового органа, являющимся участником налоговой проверки, специалист, привлеченный к налоговой проверке, составляет заключение, которое используется в ходе налоговой проверки. Копии таких письменных вопросов и заключения прилагаются к акту налоговой проверки, в том числе к экземпляру акта налоговой проверки, вручаемому налогоплательщику.

 В случае привлечения налоговым органом к налоговой проверке специалиста налогоплательщик вправе привлечь специалиста со своей стороны, заключение которого прилагается к акту налоговой проверки в случае представления заключения специалиста налогоплательщика налоговым органам не позже даты подписания акта налоговой проверки.

 В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании проведена на основании письма Комитета экологического регулирования и контроля от 01.08.2017г. с привлечением специалиста уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.

 В соответствии с Договором и Дополнительным соглашением от 31.12.2014г., Компания с 01.07.2014г. по 31.12.2015г. передает Компании «С» щелочной раствор с полигона в неограниченном количестве для дальнейшего приема, утилизации, использования в виде сырья, вторичного материала или энергетического ресурса. Передача щелочного раствора производится безвозмездно.

 При этом, согласно Разрешению, приложенному Компанией к жалобе, за 2013-2015гг. разрешено производить выбросы загрязняющих веществ в размере 132,1 тонн и разместить отходы производства и потребления в размере 101 254,79 тонн (за 2013г.-33 254,79, за 2014г.-34 000,00 тонн, за 2015г. 34 000,00 тонн).

 Вместе с тем, согласно Справкам о выполнении работ, представленным Компанией к жалобе, за 2014-2015гг. передано отработанных щелочных растворов Компании «С» в общем объеме 6971,00 м3, в том числе за 3-4 кварталы 2014г. - 3660,00 м3, за 1-2 кварталы 2015г. - 3311,00 м3.

 В соответствии с Заключением от 06.10.2017г. Компанией за 2013-2015гг. от Компании «К», Компании «CN» и Компании «КА» приняты промышленные отходы, а именно щелочные растворы в общем объеме 12 587,18 куб. метров. В соответствии с «Классификатором отходов», утвержденным приказом Министра охраны окружающей среды РК от 31.05.2007г. №169-п, вышеуказанный вид отходов отнесен к «янтарному» списку.

 Вместе с тем, передача Компанией щелочных растворов в адрес Компании «С», согласно вышеуказанных Справок о выполнении работ, специалистами уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды не подтверждена.

 При этом, необходимо указать, что в ходе тематической проверки для подтверждения взаиморасчетов Компании с Компанией «С» назначена встречная налоговая проверка (акт от 04.10.2017г.), в ходе которой руководителем гражданином «D» дано пояснение об отсутствии у него полигона, предусмотренного для осуществления данного вида деятельности, а также о том, что взаиморасчеты с Компанией, а именно прием отработанной щелочи не произведены, доверенность для выполнения указанных операций никому не выписывал и подписи в представленных Договорах ему не принадлежат.

 Отсутствие полигона и разрешения на эмиссии в окружающую среду у Компании «С» также подтверждается письмом Департамента экологии по Актюбинской области от 08.12.2017г., представленным в ходе рассмотрения жалобы.

 Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что по данным налоговой отчетности Декларации по НДС (ф.300.07 и 300.08) взаиморасчеты между Компанией и Компанией «С» за 2014-2015гг. не осуществлялись.

 Необходимо отметить, что в соответствии с положением о Комитете экологического регулирования Министерства энергетики РК вопросы в сфере экологической безопасности, определение объема загрязнения (выбросы и сбросы) в окружающую среду, оценку ущерба и выдачу разрешений на спецприродопользование, относятся к компетенции данного уполномоченного органа.

 В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки произведено начисление платы на основании Заключения от 06.10.2017г. специалистов Департаментов экологии, привлеченных к налоговой проверке в качестве специалистов для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков.

 При этом данное Заключение от 06.10.2017г. уполномоченным органом не отозвано, а Компанией не обжаловано.

 Вместе с тем, как следует из информации работника, проводившего налоговую проверку, в ходе налоговой проверки Компания, в соответствии с нормами статьи 627 Налогового кодекса, не воспользовалось своим правом привлечения специалиста со своей стороны. К жалобе также не было приложено соответствующее заключение специалиста, привлеченного самим налогоплательщиком, подтверждающее обстоятельства, на которых были основаны требования Компании.

  Относительно заявления директора Компании «С» гражданина «D» от 03.11.2017г., приложенного к жалобе, следует указать, что данное заявление в КГД МФ РК не поступало (письмо КГД МФ РК от 12.12.2017г. №КГД-07-4-56483-ВН/11196-ВН), соответственно, доводы Компании в указанной части несостоятельны.

Таким образом, учитывая, что Компанией нарушены нормы пункта 3 статьи 494 и подпункта 1.2.2.) пункта 6 статьи 495 Налогового кодекса, а также согласно Заключению от 06.10.2017г. специалистов Департаментов экологии, результаты налоговой проверки в части начисления платы за эмиссии являются обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

Дата публикации
25 февраля 2020
Дата обновления
25 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации