Меню

Страницы

Статья

Плата за эмиссию, превышения лимита эмиссии в окружающую среду

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: Плата за эмиссии

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «ZH» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) от 11.09.2017г.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «ZH» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 11.09.2017г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме 6 458,3 тыс.тенге и пени 435,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в сумме 1 279,3 тыс.тенге и пени 174,4 тыс.тенге, налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сумме 124,3 тыс.тенге и пени 28,7 тыс.тенге, социального налога (-34,1) тыс.тенге и пени 15,6 тыс.тенге, налога на добычу полезных испокаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме 139,6 тыс.тенге и пени 2,4 тыс.тенге, платы за эмиссии в окружающую среду (плата за эмиссии) в сумме 31 745,6 тыс.тенге и пени 9 145,0 тыс.тенге, поступлений социальных отчислений в сумме (-150,7) тыс.тенге и пени 1,2 тыс.тенге.

Компания «ZH», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления платы за эмиссии в сумме 30 832,1 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующей пени явилось то, что Компанией «ZH» самовольно и без разрешения производились выбросы пыли (неорганической 20-70% двуокиси кремния) с объемов, переработанных ПГС. В связи с чем, по результатам налоговой проверки за сверхлимитную эмиссию в окружающую среду начислена плата за эмиссии за 4 кварталы 2013, 2014, 2015, 2016 годов.

С данным выводом налогового органа Компания «ZH» не согласна, так как осуществляет добычу песчано-гравийной смеси (ПГС) в объемах, установленных согласно контрактам, а также производит переработку ПГС на дробильно-сортировочном комплексе (ДСК). Нормы и фактическая добыча ПГС подтверждается отчетами ЛКУ. При этом Разрешения на эмиссии в окружающую среду выданы с учетом работ на ДСК, на который имеется разработанный и утвержденный «Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Однако, Департаментом экологии по Восточно – Казахстанской области (далее – Департамент экологии по ВКО) объемы переработанных ПГС за сверх лимитную эмиссию определены по объемам добычи ПГС из карьеров, а не по фактически переработанному количеству, с отражением поступления ПГС на площадку №1, тогда как в документах указано - месторождение, ДСК - площадка №4.

Площадка №1 - цех по производству железобетонных изделий и на данную площадку также имеются соответствующие документы, а расчеты производятся в соответствии с профилем деятельности данного подразделения.

Компания «ZH» считает, что в ходе налоговой проверки необходимо было полностью изучить первичную и бухгалтерскую документацию по данным площадкам, проверить правильность исчисления платы за эмиссии по всем площадкам предприятия, в связи с чем, по мнению Компании «ZH», начисление платы за эмиссии за 2013-2016 годы за превышение выбросов по ДСК составит 913,5 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Налогового кодекса плата за эмиссии в окружающую среду (далее - плата) взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования.

Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РК, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Так, пунктом 4 статьи 10 Экологического кодекса определено, что специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном Экологическим кодексом и иными законами РК.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 101 Экологического кодекса плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, взимается в порядке, установленном налоговым законодательством РК.

В частности, подпунктом 1) статьи 494 Налогового кодекса установлено, что объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ.

Следует указать, что согласно пункту 3 статьи 492 Налогового кодекса эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке разрешительного документа рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Согласно пункту 10 статьи 495 Налогового кодекса за эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов ставки платы, установленные настоящей статьей, увеличиваются в десять раз.

При этом пунктом 3 статьи 101 Экологического кодекса установлено, что методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Таким образом, порядок взимания платы за эмиссии производится в соответствии с требованиями, установленными Налоговым и Экологическим кодексами.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 627 Налогового кодекса для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций налоговым органом к налоговой проверке может быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки.

По письменным вопросам, поставленным должностным лицом налогового органа, являющимся участником налоговой проверки, специалист, привлеченный к налоговой проверке, составляет заключение, которое используется в ходе налоговой проверки. Копии таких письменных вопросов и заключения прилагаются к акту налоговой проверки, в том числе к экземпляру акта налоговой проверки, вручаемому налогоплательщику.

В случае привлечения налоговым органом к налоговой проверке специалиста налогоплательщик вправе привлечь специалиста со своей стороны, заключение которого прилагается к акту налоговой проверки в случае представления заключения специалиста налогоплательщика налоговым органам не позже даты подписания акта налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании «ZH» в части вопроса исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии проведена с привлечением специалиста уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды, а результаты налоговой проверки составлены на основании заключения специалиста данного органа.

В частности, налоговым органом в Департамент экологии 19.06.2017г. направлено письмо о выделении специалиста для привлечения к проверке с целью предоставления заключения по плате за эмиссии и определению объемов в разрезе видов эмиссии за 2012-2016 годы.

В ходе налоговой проверки специалистом отдела государственного экологического контроля Департамента экологии составлено Заключение от 28.08.2017г. об определении объемов переработанных ПГС за сверх лимитную эмиссии в окружающую среду (выбросы пыли неорганической, содержащей 70-20% двуокиси кремния), согласно которому установлено, что Компанией «ZH»  по переработанным ПГС произведены сверхнормативные выбросы пыли (неорганической, содержащей 70-20% двуокиси кремния), превышающие годовые нормативы, указанные в Заключениях государственной экологической экспертизы.

Так, итоговые объемы выбросов (пыли неорганической 70-20 % двуокиси кремния) по ДСК, произведенные Компанией «ZH» самовольно, без разрешения и сокрытые от налогов (плата за эмиссии), составили: за 2013 год 13,63123 тонн, за 2014 год 56,82868 тонн, за 2015 год 55,75098 тонн, за 2016 год 36,82919 тонн.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки начисление платы за эмиссии произведено на основании данных Заключения от 28.08.2017г. государственного экологического инспектора Департамента экологии, привлеченного к налоговой проверке в качестве специалиста для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков. При этом данное Заключение от 28.08.2017г. уполномоченным органом не отзывалось.

Заключение от 28.08.2017г. предоставлено письмом от 28.08.2017г. Департамента экологии, при этом данным письмом ранее предоставленное Заключение от 22.08.2017г., Департаментом экологии было отозвано.

Необходимо отметить, что в соответствии с положением о Комитете экологического регулирования Министерства энергетики РК вопросы в сфере экологической безопасности, определение объема загрязнения (выбросы и сбросы) в окружающую среду, оценку ущерба и выдачу разрешений на спецприродопользование относятся к компетенции данного уполномоченного органа.

Вместе с тем, как следует из информации работника, проводившего налоговую проверку, в ходе налоговой проверки Компания «ZH», в соответствии с нормами статьи 627 Налогового кодекса, не воспользовалась своим правом привлечения специалиста со своей стороны. При этом, к жалобе также не приложено соответствующее заключение специалиста, привлеченного самим налогоплательщиком, подтверждающее обстоятельства, на которых основаны требования Компания «ZH».

Учитывая, что Компанией «ZH» допущены нарушения статей 492, 494, 495 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки по начислению платы за эмиссии за проверяемый налоговый период являются обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - признать результаты налоговой проверки правомерными.

Дата публикации
25 февраля 2020
Дата обновления
25 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации