Меню

Страницы

Статья

ОПВ, начисление

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: обязательные пенсионные взносы

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» по вопросу  соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012 по 23.06.2017г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении ОПВ в сумме 3,1 тыс.тенге и пени в сумме 1,5 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось, что Компания «В» в нарушение пункта 3 Правил занизило ОПВ за июль, август 2012г. на общую сумму 2,2 тыс.тенге, за январь, август и декабрь 2013г. – 2,2 тыс.тенге, при этом, излишне исчислило за июль, ноябрь 2013г. – 1,4 тыс.тенге, всего начислено 3,0 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна и приводит, что Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.10.2013г. были утверждены Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним (далее - Правила). При этом согласно статье 163 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) исчисление ОПВ должно производиться с выплаченных доходов.

Так, согласно расчетной ведомости начисленная заработная плата за июль месяц 2012 года составила в сумме 18,6 тыс.тенге, сумма исчисленных ОПВ составила в размере 1,9 тыс.тенге. При этом выплата данной заработной платы была произведена Компанией «В» в августе 2012 года. В связи с чем, сумма ОПВ за июль 2012 года, подлежащая перечислению с выплаченных доходов, была отражена в декларации по ИПН (форма 200.00) за август месяц по строке 200.00.009 в сумме 1,9 тыс.тенге.

Далее Компания «В» указывает, что аналогичное ситуация и по другим налоговым периодам, в которых были установлены расхождения между данными налогоплательщика и налоговой проверки.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Необходимо отметить, что порядок определения дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов, был установлен постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «Об утверждении Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» (в редакции действовавшего в 2012-2013гг.).

Пунктом 3 Правил определено, что агенты, использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды.

При этом, согласно пункту 5 данных Правил, удержание и уплата обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды осуществляются юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, адвокатами и частными нотариусами, использующих труд наемных работников, в размере десяти процентов от ежемесячного дохода, начисленного работодателем в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды.

Аналогичные нормы предусмотрены в постановлении Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года «Об утверждении  Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним».

Таким образом, объектом обложения для исчисления обязательных пенсионных взносов для юридического лица, являются доходы, выплачиваемые работнику, при этом налоговые агенты ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы, которые далее  перечисляются в накопительные пенсионные фонды.

Следует указать, что порядок составления декларации по ИПН (форма 200.00) за 2012 год определен Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан (форма 200.00), утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 08.11.2011г. № 1310 (далее – Правила).

Согласно подпункту 2) пункта 17 Правил следует, что строки 200.00.009I, 200.00.009 II и 200.00.009 III предназначены для отражения суммы ОПВ, исчисленных с выплаченных доходов физических лиц и подлежащих перечислению в накопительные пенсионные фонды за каждый месяц отчетного квартала в соответствии с пенсионным законодательством Республики Казахстан для налогового агента, не имеющего структурных подразделений, и структурных подразделений, признанных налоговыми агентами в соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса.

Строка 200.00.009 IV предназначена для отражения итоговой суммы ОПВ за отчетный квартал, определяемой как сумма строк 200.00.009I, 200.00.009 II и 200.00.009 III.

Таким образом, в строке 200.00.009 I должна отражаться сумма ОПВ, исчисленная с выплаченных доходов физических лиц и подлежащая перечислению в накопительные пенсионные фонды за каждый месяц отчетного квартала.

Аналогичные нормы предусмотрены в Правилах составления налоговой отчетности (декларации) по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан (форма 200.00) за 2013г. и 2014г., утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.11.2012г. и приказом заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 06.12.2013г. соответственно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 668 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования; иные документы, имеющие отношение к делу.

Как ранее было отмечено, что согласно акту проверки Компания «В» занизило ОПВ за июль, август 2012г. на общую сумму 2,2 тыс.тенге, за январь, август и декабрь 2013г. – 2,3 тыс.тенге, при этом, излишне исчислило за июль, ноябрь 2013г. – 1,4 тыс.тенге, всего начислено 3,1 тыс.тенге.

Так, согласно расчетной ведомости за июль 2012г. начисление доходов работникам составило в сумме 18,6 тыс.тенге, начислен ИПН в сумме 1,4 тыс.тенге и ОПВ в сумме 1,9 тыс.тенге. При этом выплата доходов не производилась, в результате конечное сальдо задолженности на 01.08.2012 года составило в сумме 15,3 тыс.тенге.

Далее, согласно расчетной ведомости за август 2012г. начальное сальдо задолженности составило в сумме 15,3 тыс.тенге, а выплата за август 2012 года в сумме 15,3 тыс.тенге.

Таким образом, согласно данных бухгалтерского учета Компании «В», начисленные доходы работникам за июль 2012г. фактически были выплачены в августе месяце 2012г.  В представленной декларации по ИПН за 3 квартал 2012 г. суммы ОПВ, подлежащая перечислению по строке 200.00.009 I (июль) указана в размере ноль тенге, а по строке 200.00.009 II (август) - 1,9 тыс.тенге, что соответствует требованиям Правил составления декларации.

Аналогичная ситуация за последующие периоды 2012-2013гг., где по результатам налоговой проверки были установлены расхождения между данными Компании «В» и данными налоговой проверки.

Следовательно, начисление ОПВ в сумме 3,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки произведено необоснованно.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа неправомерными.

Дата публикации
25 февраля 2020
Дата обновления
25 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

11 июня 2025
СМИ о нас
Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации