1.Вид спора: налоговые споры
2.Категория налогоплательщика: Индивидуальный предприниматель
3.Вид налога: социальный налог
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, необлагаемых у источника выплаты и социального налога.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 02.07.2014г. по 16.06.2017г. по результатам которой вынесено уведомление от 29.08.2017г. о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, необлагаемых у источника выплаты в сумме 5,2 тыс.тенге и пени в сумме 1,2 тыс.тенге, социального налога в сумме 69,8 тыс.тенге и пени в сумме 22,7 тыс.тенге.
Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось то, что по результатам налоговой проверки, в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса, за период с 01.07.2014г. по 31.12.2015г. начислен социальный налог в сумме 69,8 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна и приводит, что Компании «В», ссылаясь на пункт 2 статьи 358 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года №99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и на пункт 3 статьи 359 Налогового кодекса, отмечает, что адвокаты исчисляют социальный налог в 2-х кратном размере месячного расчетного показателя (далее – МРП) за себя и в однократном размере МРП за каждого работника.
При этом, по мнению Компании «В», в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» при превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю. В связи с чем, Компания «В» не согласна с доначислением социального налога за 2014 год в сумме 22,2 тыс.тенге и за 2015 год в сумме 47,6 тыс.тенге.
Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса плательщиками социального налога являются, в том числе частные нотариусы.
При этом, согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса, для плательщиков, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса, объектом обложения социальным налогом является численность работников, включая самих плательщиков.
Пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса определено, что индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, исчисляют социальный налог в 2-х кратном размере МРП, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере МРП за каждого работника.
Положение данного пункта не распространяется на налогоплательщиков в период временного приостановления ими представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса.
Также, согласно пункту 3 статьи 359 Налогового кодекса сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».
При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю.
Таким образом, частные нотариусы за себя исчисляют социальный налог в 2-х кратном размере МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий год. При этом, при превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.
Следует указать, что порядок составления декларации по социальному налогу за 2014 год определен Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан (форма 200.00) (далее – Декларация), утвержденными приказом заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 06.12.2013г. (далее – Правила).
Согласно подпункту 6) пункта 15 Правил следует, что строки 200.00.007 I, 200.00.007 II и 200.00.007 III предназначены для отражения суммы социального налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисленного в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса, уменьшенного на сумму социальных отчислений и уплачиваемого налогоплательщиком за себя и за работников за каждый месяц отчетного квартала.
Аналогичный порядок заполнения декларации за 2015 год предусмотрен в Правилах составления налоговой отчетности (декларации) по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан (форма 200.00) (далее – Декларация), утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25.12.2014г.
В рассматриваемом случае, как указано в жалобе, сумма социального налога за 3 квартал 2014г. составила в сумме 11,1 тыс.тенге, в том числе по 3,7 тыс.тенге за каждый месяц отчетного налогового периода. При этом, исчисленная Компанией «В» сумма социальных отчислений за данный налоговый период составила в сумме 13,5 тыс.тенге, в том числе по 4,5 тыс.тенге за каждый месяц отчетного налогового периода.
Аналогично, за 4 квартал 2014г. исчисленная сумма социальных отчислений превышает сумму социального налога.
Относительно начисления социального налога за соответствующие периоды 2015г. следует отметить, что согласно декларации сумма исчисленных за себя социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования составила: за 1 квартал 2015г. - 9,4 тыс.тенге, за 2 квартал 2015г. - 9,4 тыс.тенге, за 3 квартал 2015г. - 9,5 тыс.тенге и за 4 квартал 2015г. - 9,5 тыс.тенге, всего на сумму 37,8 тыс.тенге.
При этом, согласно нормам Налогового кодекса начисленная сумма социального налога составила за 1 квартал 2015г. – 11,9 тыс.тенге, за 2 квартал 2015г. - 11,9 тыс.тенге, за 3 квартал 2015г. - 11,9 тыс.тенге и за 4 квартал 2015г. - 11,9 тыс.тенге, всего на сумму 47,6 тыс.тенге.
Соответственно, сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет составляет за 1 квартал 2015г. – 2,5 тыс.тенге, за 2 квартал 2015г. – 2,5 тыс.тенге, за 3 квартал 2015г. – 2,4 тыс.тенге и за 4 квартал 2015г. – 2,4 тыс.тенге, всего на сумму 9,8 тыс.тенге.
При этом, Компанией «В» в декларации строки 200.00.007 I, 200.00.007 II, 200.00.007 III и 200.00.007 IV отражены с нулевыми показателями.
Также, следует указать, что согласно акту налоговой проверки в части исчисления Компанией «В» сумм социальных отчислений за вышеуказанные налоговые периоды нарушений не установлено.
Таким образом, так как сумма социальных отчислений за 3, 4 кварталы 2014г. превышает сумму социального налога, соответственно сумма социального налога будет равна нулю. При этом, за период с 1 по 4 кварталы 2015г. сумма начисленного социального налога превышает начисленную сумму социальных отчислений, соответственно, данное превышение подлежит уплате в бюджет. В этой связи, по результатам налоговой проверки необоснованно начислен социальный налог за 3, 4 кварталы 2014г. в сумме 22,2 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2015г. в сумме 37,8 тыс.тенге (47,6 -9,8).
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действие налогового органа правомерными в части начисления социального налога за 3, 4 кварталы 2014г. в сумме 22,2 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2015г. в сумме 37,8 тыс.тенге.