Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика:индивидуальный предприниматель
Вид налога: НДПИ
Министерство финансов Республики Казахстан, полученаапелляционная жалобаиндивидуального предпринимателя (далее - ИП) на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлении от организаций нефтяного сектора (НДПИ).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка ИП по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и других обязательных платежах в бюджет за период с 01.01.2016г. по 30.06.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлении от организаций нефтяного сектора (НДПИ).
ИП несогласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы НДПИ, соответствующей пениявилось занижение ИП суммы НДПИ на подземные воды.
С данными выводами ИП не согласен и приводит доводы, что ИП не занимается добычей подземных вод на участке скважины (горячий источник). Данная скважина является самоизливающейся, в связи с чем, отсутствует техническая возможность перекрыть или контролировать данный процесс. На данной скважине установлены приборы учета воды и ведется журнал учета воды.ИП к проверке были представлены: разрешение на водопользование, договор аренды, соглашение о расторжении договора, договор вторичного пользования и журнал учета воды.Тогда как в ходе налоговой проверки объем добытой подземной воды определен по данным налоговой отчетности и по хронометражному обследованию и установлено, что подземная вода из скважины используется для обеспечения коммунально-бытовых нужд и орошения сельскохозяйственных угодий.
По мнению ИП, при расчете использование ставки 1МРП на 1 куб.м. подземной воды является необоснованным, так как начисленная сумма НДПИ превышает в несколько раз его совокупный годовой доход.
Кроме того, ИП отмечает, что согласно статье 748 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее -Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) предусмотрено снижения ставки НДПИ для недропользователей.
Проверив доводы ИП, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 18) статьи 12 Налогового кодекса недропользователи - физические или юридические лица, обладающие правом на проведение операций по недропользованию, включая нефтяные операции, на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
При этом подпунктом 17-1) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса предусмотрено, что контракт на недропользование - договор между компетентным органом или уполномоченным органом по изучению и использованию недр или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и физическим и (или) юридическим лицом на проведение разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи полезных ископаемых либо строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо на государственное геологическое изучение недр. Для целей Налогового кодекса к контракту на недропользование также относятся другие виды предоставления права
недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно статье331 Налогового кодекса плательщиками НДПИ являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, являющихся государственной собственностью, в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.
Так, согласно подпункту 22) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 24.06.2010г. «О недрах и недропользовании» (далее - Закон о недрах) право недропользования - право владения и пользования недрами, приобретенное недропользователем в соответствии с Законом о недрах.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Закона о недрах предоставление права на добычу подземных вод хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения с лимитами изъятия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки осуществляется на основе разрешения, выданного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.
Таким образом, для целей налогообложения налогоплательщики, осуществляющие добычу подземных вод на основе разрешения, выданного уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, являются недропользователями и, соответственно, плательщиками НДПИ.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса Республики Казахстан №481-II от 09.07.2003г. (далее - Водный кодекс РК), уполномоченный орган и его бассейновые водохозяйственные управления осуществляют контроль, в том числе за выполнением физическими и юридическими лицами условий и требований, установленных разрешениями на специальное водопользование, а также мероприятий по борьбе с вредным воздействием вод (наводнения, затопления, подтопления, разрушения берегов и других вредных явлений).
В рассматриваемом случае, ИПявляется первичным водопользователем, осуществляющим добычу подводных вод на участке скважины, которая действует с 1972 года, на основании разрешения на специальное водопользование на хозяйственно-питьевое водоснабжение и орошение сельскохозяйственных культур, сроком до 01.05.2018г.
Согласно подпункту 80) статьи 1 Закона о недрах, подземные воды относятся к полезным ископаемым и исчисление налога должно производиться согласно ставкам налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренных статьей 342 Налогового кодекса, без разделения на водопользователей и недропользователей. Следовательно, ИП фактически пользуется полезными ископаемыми и является недропользователем, соответственно доводы налогоплательщика, что он не является недропользователем, являются несостоятельными.
Относительно определения ставки НДПИ необходимо указать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса ставка НДПИ на подземные воды устанавливается в размере одного минимального расчетного показателя (далее - МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, за 1 кубический метр добытой подземной воды.
При этом пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий виды деятельности, для которых Налоговым кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, обязан вести раздельно учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности.
При этом, пунктом 3 статьи 242 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае отсутствия раздельного учета добытой подземной воды в целях применения ставок НДПИ на подземные воды, установленных пунктом 2 настоящей статьи, применяется наибольший размер ставки.
Таким образом, налогоплательщик осуществляющий добычу подземных вод должен вести раздельный учет. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств, применяется наибольший размер ставки НДПИ в размере одного МРП.
В рассматриваемом случае, согласно информации налогового органа, полученной в ходе рассмотрения жалобы, к налоговой проверке был привлечен инспектор с уполномоченного органа, которым составлена Справка о проведенной совместной работе.
Согласно Справке установлено, что на скважине забор воды осуществляется на основании Разрешенияна водопользование из подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и орошения. На данной скважине имеются водоизмерительные приборы и ведется журнал учета по показаниям водоизмерительных приборов. При этом подземные водыне были использованы для орошения земель, что подтверждается письменным пояснением ИП.
Кроме того, в Аппарате акима сельского округа информация об урожайности посева за 2016 год орошаемых земель, находящихся в собственности ИП, отсутствует.
Следует отметить, что ИП в представленной Декларации по НДПИ (ф.590.00) в приложении 590.05 «Исчисление НДПИ на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи» за 2016 год указан объем подземных вод без разделения, общей суммой.Также, в ходе налоговой проверки установлено, что ИП как в налоговом, так и в бухгалтерском учетах не велся раздельный учет объектов налогообложения.
Таким образом, за проверяемый налоговый период у ИП установлено отсутствие раздельного учета в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса по добытой подземной воде.
Согласно подпункту 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.
В рассматриваемом случае, ИП, как в ходе проведения тематической проверки, так и к жалобе не приложены документы, подтверждающие ведение раздельного учета объектов налогообложения (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности.
В связи с чем, результаты налоговой проверки за проверяемый период по применению ставки НДПИ в размереодного месячного расчетного показателя за 1 кубический метр добытой подземной воды в виду отсутствия раздельного учета по использованной подземной воде на собственные нужды, для орошения сельскохозяйственных культур и по реализованным объемам в зону отдыха, являются обоснованными.
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действие налогового органа правомерным.