Меню

Страницы

Статья

НДПИ фактич.цена реализаци сырья

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДПИ

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «О» на уведомление о результатах проверки от 31.05.2018г. территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении начислении налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (НДПИ).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «О» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.04.2012г. по 30.06.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДПИ в сумме 970687,3 тыс.тенге и пени 420797,1 тыс.тенге.

 Компания «О», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

 Относительно начисления НДПИ.

 Из жалобы следует, что на основании контрактов на недропользование, заключенных с Правительством Республики Казахстан, Компания «О» осуществляет добычу полезных ископаемых (железосодержащие руды и подземные воды) на месторождениях: Лисаковское, Западный Каражал, Атансор, Кентобе и Кедейтауское. Добываемое на месторождении минеральное сырье (железосодержащая руда) подлежит первичной переработке на обогатительных фабриках Компании «О» и далее производится «железный» концентрат, который реализуется в качестве товара третьим лицам по договорам поставки концентрата.

 Компания «О» приводит, что формула определения средневзвешенной цены реализации минерального сырья, приведенная в статье 341 Налогового кодекса не содержит в себе суммы НДС и стоимости фрахта. Следовательно, средневзвешенная цена реализации, исходя из которой исчисляется стоимость облагаемого объема погашенных запасов (налоговая база НДПИ) не включает в себя НДС и расходы на фрахт.

  Также в жалобе указано, что в силу требований раздела 8 Налогового кодекса Компания «О» обязано начислять и уплачивать в бюджет НДС по ставке 12% от цены реализованного концентрата, в этой связи, в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса, Компания «О» в счетах - фактурах исчисляет сумму подлежащего уплате в бюджет НДС, исходя из цены железного концентрата и фрахта, то есть отражает в счетах фактурах: цену концентрата, цену фрахта, в целях исчисления и уплаты в бюджет НДС.

 Из акта проверки следует, что Компанией «О» в нарушение пункта 2 статьи 341 Налогового кодекса при исчислении НДПИ в средневзвешенную цену реализации не включены НДС и стоимость железнодорожного тарифа за перевозку товара, по результатам налоговой проверки дополнительно начислен НДПИ в размере 970687,3 тыс.тенге.

 Проверив доводы Компании «О», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

 Согласно статье 337 Налогового кодекса объектом обложения является физический объем запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье (облагаемый объем погашенных запасов).

 Положениями статьи 338 Налогового кодекса определено, что налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость облагаемого объема погашенных запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, за налоговый период.

 В целях настоящей статьи средневзвешенная цена реализации за налоговый период определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 341 Налогового кодекса.

  Согласно пункту 2 статьи 341 Налогового кодекса в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период. Средневзвешенная цена реализации для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых определяется по следующей формуле: Ц ср. = (V1 р.п. х Ц1 р. + V2 р.п. х Ц2 р. … + Vnр.п. х Цn р.)/V общ. реализации, где: V1 р.п., V2 р.п., … Vnр.п. - объемы каждой партии общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей, реализуемых за налоговый период; Ц1 р., Ц2 р., … Цn р. - фактические цены реализации общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде; n - количество партий реализованных общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей в налоговом периоде; V общ. реализации - общий объем реализации общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей за налоговый период.

 Следовательно, в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, которая в свою очередь определяется исходя из фактических цен реализации (Ц1 р., Ц2 р., … Цn р.) общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде, при этом уменьшение фактических цен на сумму косвенных налогов и транспортных расходов Налоговым кодексом не предусмотрено.

 В рассматриваемом случае, Компания «О» осуществляет добычу и реализацию железной руды в рамках контрактов:

  1. Контракт от 20.12.1996г. (с изменениями и дополнениями) с Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (компетентный орган) на осуществление разработки железно-марганцевых руд месторождения «Западный Каражал», добычу осуществляет Представительство Компании «О» Компания «О-А» ;
  2. Контракт от 26.08.1996г. (с изменениями и дополнениями) с Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (компетентный орган) на осуществление разработки железорудного месторождения «Кентобе» в Каркаралинском районе Карагандинской области Республики Казахстан (с дополнениями от 31.03.1999г. в соответствии с Лицензией серии МГ №565Д, добычу осуществляет Представительство Компании «О» Компания «О-К»;
  3. Контракт от 12.11.2004г. (с изменениями и дополнениями) с Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (компетентный орган) на проведение работ по добыче железных руд на месторождении «Атансор» в Енбекшельдерском районе Акмолинской области, добычу осуществляет Представительство Компании «О» Компания «О - Р»;
  4. Контракт от 12.12.1996г. (с изменениями и дополнениями) с Агентством Республики Казахстан по инвестициям (компетентный орган) на осуществление разработки бурожелезнякового месторождения «Лисаковское» Тарановского района Костанайской области, добычу осуществляет Лисаковский филиал Компании «О».

 Согласно дополнениям в указанные Контракты внесены следующие дополнения: Согласно дополнению от 22.07.2010г. в контракт от 20.12.1996г. внесены следующие изменения: Преамбула - принят новый Налоговый Кодекс, согласно которому предусматривается отмена условий стабильности налогового режима Контракта. Статья 13. Налогообложение. Изложить в следующей редакции: 13.1. Подрядчик обязуется уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет в соответствии с Налоговым законодательством, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате». Раздел 13 «Налогообложение» вступает в силу с 01.01.2009г.

  Пунктом 29 статьи 12 Налогового кодекса установлено, что реализация - отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю.

  В ходе проверки установлено, что Компанией «О»  реализация железной руды производилась согласно контрактов на поставку товара №4600013468, 4600013470, 4600013472, 4600013469 от 29.12.2012г. в адрес Компании «W», по условиям которых предусмотрено:

  - в пункте 1 «Продавец» продал, а «Покупатель» купил продукцию, в дальнейшем «Товар», в соответствии с номенклатурой, количеством, ценами, условиями оплаты и поставки, указанными заказами на поставку, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Общая сумма Контракта слагается из сумм подписанных заказов на поставку»,

  - в пункте 2 «Цена «Товара» понимается на условиях, указанных в заказах на поставку к данному Контракту и не изменяется в течение всего срока действия заказа на поставку к настоящему Контракту»,

 - в пункте 3.1 «Продавец осуществляет поставку товара в соответствии с заказами на поставку к настоящему Контракту»,

 - в пункте 3.4 «Продавец отправляет с товаром транспортную накладную и сертификат качества или паспорт качества»,

  - в пункте 4.1. «Оплата за «Товар» производится по условиям, указанным в заказах на поставку к Контракту».

  Как указано, по условиям контрактов, поставка железной руды осуществлялась в соответствии с «Заказом на поставку», где оговорены следующие условия поставки и оплаты товара: условия поставки СРТ станция Углерудная, предоплата 100%, в примечании 3 указано, что «Цена является предварительной ценой реализации, рассчитывается согласно ожидаемой себестоимости и будет пересчитана по факту, цена указана без НДС и железнодорожного тарифа. Железнодорожный тариф от месторождения до станции Углерудная оплачивает продавец. Покупатель возмещает Продавцу затраты за перевозку после предоставления счета - фактуры, выставленной согласно железнодорожной накладной».

 При этом, на третьей странице заказа на поставку указаны наименование товара «Руда железная», стоимость фрахта, предварительный НДС и выведена общая стоимость заказа.

  В соответствии с условиями контрактов и заказов на поставку, Компанией «О»» счета - фактуры в адрес покупателя Компании «W» по факту отгрузки выставлялись с указанием стоимости руды железной с начислением НДС в размере 12% и стоимости услуг по железнодорожным перевозкам с начислением НДС в размере 12%, то есть в итоговую фактическую цену реализации помимо непосредственной стоимости железной руды включены затраты по фрахту и суммы НДС.

  Указанный порядок заполнения счетов - фактур определен подпунктом 1) пункта 3 статьи 263 Налогового кодекса, где установлено, что налогоплательщики указывают в счете - фактуре или ином документе, по оборотам, облагаемым налогом на добавленную стоимость, сумму налога на добавленную стоимость.

  При этом, подпунктом 10) пункта 5 статьи 263 Налогового кодекса определено, что в счете - фактуре указывается стоимость товаров, работ, услуг с учетом налога на добавленную стоимость.

  В свою очередь, пунктом 2 статьи 341 Налогового кодекса установлено, что в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период, которая определяется исходя из фактических цен реализации общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде. При этом уменьшение такой фактической цены реализации на сумму налога на добавленную стоимость и стоимости услуг по железнодорожным перевозкам положениями Налогового кодекса не установлено, из чего следует, что средневзвешенная цена реализации определяется с учетом суммы налога на добавленную стоимость и стоимостью железнодорожного тарифа.

  Таким образом, средневзвешенная цена реализации железной руды для целей определения объекта обложения НДПИ в соответствии с положениями пункта 2 статьи 341 Налогового кодекса с учетом объема каждой партии реализованной железной руды и фактической цены реализации каждой партии, включающую сумму налога на добавленную стоимость и стоимость фрахта, актом проверки пересчитана. В этой связи, по результатам проверки обосновано произведено начисление НДПИ за период с 01.04.2012г. по 30.06.2017г. в сумме 970687,3 тыс.тенге.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
25 февраля 2020
Дата обновления
25 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область
Информация
02 июня 2025
Министерство финансов РК продолжает работу по укреплению этических стандартов среди госслужащих

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации